Пояснительная записка
Рабочая программа учебного курса «Экономика в задачах» составлена на основе
основной образовательной программы основного общего образования МБОУ «Средняя
общеобразовательная школа №68».
Учебный курс «Экономика в задачах» ориентирован на расширение кругозора
обучающихся в финансовых вопросах, благодаря развитию общеинтеллектуальных
способностей, формируемых школой на получение финансовой грамотности.
Данная рабочая программа ориентирована на учащихся 11 класса. Тематическое
планирование рассчитано на 1 учебный час в неделю, что составляет 34учебных часа в
год. Учебный курс реализуется за счет часов части учебного плана, формируемой
участниками образовательных отношений.
Цели обучения программы определяются ролью финансовой грамотности в
развитии общества в целом и в развитии интеллекта, формировании личности каждого
человека.
Актуальность курса «Экономика в задачах» - необходимость реализации
индивидуальных
образовательных
запросов,
удовлетворения
познавательных
потребностей. Педагогическая целесообразность введения данного курса состоит в том,
что его содержание и формы организации помогут учащимся через практические занятия
оценить свой потенциал с точки зрения образовательной перспективы.
Программа «Экономика в задачах» строится в направлении личностноориентированного взаимодействия сучащимися. Необходимо сделать акцент на
самостоятельное экспериментирование и поисковую и исследовательскую активность
самих учащихся, побуждая их к творческому выполнению заданий.
Цель данного курса:
• развитие экономического образа мышления;
• воспитание ответственности и нравственного поведения в области
экономических отношений в семье;
• формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения
элементарных вопросов в области экономики.
Задачи данного курса:
1) формирование навыков практико-ориентированного мышления и развитие умения
решать задачи экономического содержания;
2) создание условий для реализации экономических и коммуникативных
способностей учащихся в совместной деятельности со сверстниками и взрослыми;
3) развитие экономического кругозора, мышления, способностей, исследовательских
умений;
4) формирование у учащихся навыков применения экономических знаний для
решения различных жизненных задач;
5) развитие умения выдвигать гипотезы, строить логические умозаключения,
пользоваться методами аналогии, анализа и синтеза.
6) воспитание настойчивости, инициативы;
7) формирование у учащихся таких необходимых для дальнейшей успешной учебы
качеств, как упорство в достижении цели, трудолюбие, любознательность,
аккуратность, внимательность, чувство ответственности, культура личности;
8) формирование умения самостоятельно приобретать и применять знания.
9) развитие кругозора, интереса к познавательной деятельности;
10) развитие самостоятельности, самоконтроля;
11) развитие коммуникативности;
12) развитие различных видов памяти, внимания, зрительного восприятия,
воображения;
13) развитие познавательной активности и самостоятельной мыслительной
деятельности учащихся;
14) формирование и развитие коммуникативных умений: умение общаться и
взаимодействовать в коллективе, работать в парах, группах, уважать мнение
других, объективно оценивать свою работу и деятельность одноклассников;
15) формирование навыков применения полученных знаний и умений в процессе
изучения школьных дисциплин и в практической деятельности.
Планируемые результаты освоения учебного курса.
Изучение
курса
даёт
возможность
достижения
обучающимися следующих результатов.
Личностные:
1) сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню
развития науки; критичность мышления, умение распознавать логически некорректные
высказывания, отличать гипотезу от факта;
2) готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нём
взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;
3) развитие навыков сотрудничества со сверстниками, детьми младшего
возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебноисследовательской, проектной и других видах деятельности;
4) готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на
протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как
условию успешной профессиональной и общественной деятельности;
5) эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и
технического творчества;
6) осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации
собственных жизненных планов; отношение к профессиональной деятельности как
возможности участия в решении личных, общественных, государственных,
общенациональных проблем.
Метапредметные:
1) умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы
деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать
деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей
и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных
ситуациях;
2) умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной
деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно
разрешать конфликты;
3) владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной
деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к
самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных
методов познания;
4) готовность
и
способность
к
самостоятельной
информационнопознавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках
информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из
различных источников;
5) умение использовать средства информационных и коммуникационных
технологий (далее — ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и
организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности,
гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной
безопасности;
6) владение языковыми средствами — умение ясно, логично и точно излагать
свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства;
7) владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых
действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания
и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения.
8) привить навыки работы в группах, быть их лидером, выступать, вести
переговоры, отстаивать свои интересы;
Предметные:
2
1) сформированность понятийного аппарата по основным разделам элективного
курса; знаний основных теорем, формул и умения их применять; умения доказывать
теоремы и находить нестандартные способы решения задач;
2) сформированность умений моделировать реальные ситуации, исследовать
построенные модели, интерпретировать полученный результат;
3) сформированность представлений об основных понятиях математического
анализа и их свойствах, владение умением характеризовать поведение функций,
использование полученных знаний для описания и анализа реальных зависимостей;)
4) сформировать представление об идеях и математических методах, об
организации деятельности в сфере экономики и банковского дела;
5) познакомить учащихся с терминологией, встречающейся при изучении курса,
помочь понять ее и правильно использовать;
6) вооружить конкретными экономическими знаниями, необходимыми для
изучения других школьных предметов, для применения в практической деятельности,
для выбора будущей профессии и продолжения образования.
Содержание учебного курса с указанием форм организации и видов деятельности
№
п/п
1.
2.
3.
4.
5.
Название модулей
Форма
Вид деятельности
деятельности
Банки: чем они могут быть вам полезны в жизни
Управление личными финансами и
Практикум.
Познавательная
Дискуссия.
деятельность
выбор банка.
Интерактивное
Групповая
занятие
деятельность
Проценты: простые и сложные
Проценты. Просты и сложные
Практикум.
Дискуссия.
проценты.
Интерактивное
занятие
Вклады: в чем их польза
Познавательная
деятельность
Групповая
деятельность
Что такое вклад. Виды вкладов.
Расчеты вкладов.
Практикум.
Познавательная
Дискуссия.
деятельность
Интерактивное
Игровая
деятельность
занятие
Кредиты: что надо знать,чтобы не попасть в беду
Кредитный рынок России. Что такое Практикум.
Познавательная
Дискуссия.
деятельность
кредит. Как рассчитать.
Интерактивное
Игровая
деятельность
занятие
Платежи: виды и расчеты
Платежи. Виды платежей. Расчеты
платежей.
Практикум.
Познавательная
Дискуссия.
деятельность
Интерактивное
Групповая
деятельность
занятие
Оптимальный выбор: решение задач ЕГЭ
3
6.
Оптимальный выбор.Решение задач.
Практикум.
Дискуссия.
Интерактивное
занятие
Тематическое планирование
№
Тема занятия
п/п
Познавательная
деятельность
Групповая
деятельность
Количество часов
1
Управление личными финансами и выбор банка
2
2
Проценты по вкладу: большие и маленькие
2
3
Проценты: простые и сложные
2
4
Решение задач ЕГЭ на проценты
2
5
6
7
8
Что такое вклад. Виды вкладов.
Решение задач ЕГЭ на вклады.
Решение сложных задач ЕГЭ на вклады.
Какой кредит выбрать и какие условия
кредитования предпочесть.
Решение задач на кредиты.
Решение сложных задач на кредиты.
Дифференцированный платеж.
Аннуитетный платеж.
Разные платежи.
Решение задач на различные виды платежей.
Задачи на оптимальный выбор.
2
2
2
2
Геометрические задачи. Планиметрия.
Стереометрия. Прямоугольная система координат
Оптимальный выбор. Решение задач.
2
9
10
11
12
13
14
15
16
17
4
2
2
2
2
2
2
2
2