Пояснительная записка
Рабочая программа учебного курса «Школа безопасности» разработана на основе
требований к результатам освоения программы основного общего образования,
представленных в ФГОС ООО.
Программа «Школа безопасности» обеспечивает:
ясное понимание обучающимися современных проблем безопасности и
формирование у подрастающего поколения базового уровня культуры безопасного
поведения;
прочное усвоение обучающимися основных ключевых понятий, обеспечивающих
преемственность изучения основ комплексной безопасности личности на следующем
уровне образования;
возможность выработки и закрепления у обучающихся умений и навыков,
необходимых для последующей жизни;
выработку
практико-ориентированных
компетенций,
соответствующих
потребностям современности;
реализацию оптимального баланса межпредметных связей и их разумное
взаимодополнение, способствующее формированию практических умений и навыков.
Целью изучения учебного курса «Школа безопасности» является формирование у
обучающихся готовности к выполнению обязанности по защите Отечества и базового
уровня культуры безопасности жизнедеятельности в соответствии с современными
потребностями личности, общества и государства, что предполагает:
способность построения модели индивидуального безопасного поведения на основе
понимания необходимости ведения здорового образа жизни, причин, механизмов
возникновения и возможных последствий различных опасных и чрезвычайных ситуаций,
знаний и умений применять необходимые средства и приемы рационального и безопасного
поведения при их проявлении;
сформированность активной жизненной позиции, осознанное понимание
значимости личного безопасного поведения в интересах безопасности личности, общества
и государства;
знание и понимание роли государства и общества в решении задач обеспечения
национальной безопасности и защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций
природного, техногенного и социального характера.
Общее число часов, отведенных на изучение курса «Школа безопасности»,
составляет 34 часа, по 1 часу в неделю, за счет часов части учебного плана, формируемой
участниками образовательных отношений.
Содержание учебного курса «Школа безопасности»
МОДУЛЬ «КУЛЬТУРА БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ В
СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ»
Человек и его безопасность
Опасности в жизни человека.
Опасные и чрезвычайные ситуации. Источники опасных ситуаций. Возникновение
опасных ситуаций из-за человеческого фактора.
Основные правила безопасного поведения в различных ситуациях.
Понятия «безопасность», «безопасность жизнедеятельности». Правила безопасности
жизни. Краткие сведения о системе государственной защиты в области безопасности.
Разновидности чрезвычайных ситуаций.
Понятие «чрезвычайная ситуация». Чрезвычайные ситуации природного характера.
Чрезвычайные ситуации техногенного характера. Чрезвычайные ситуации социального
характера.
МОДУЛЬ «ЗДОРОВЬЕ И КАК ЕГО СОХРАНИТЬ»
Здоровье и факторы, влияющие на него
Что такое здоровье и здоровый образ жизни.
Определения понятий «здоровье», «здоровый образ жизни». Физическое здоровье.
Духовное здоровье. Неразрывная связь физического и духовного здоровья.
Как сохранить здоровье.
Режим дня. Отдых. Сон как важнейший признак здоровья. Правильная и
неправильная осанка при ходьбе и при работе за письменным столом. Близорукость и
дальнозоркость. Развитие физических качеств (сила, быстрота, выносливость).
Малоподвижный образ жизни. Двигательная активность. Закаливание и закаливающие
процедуры. Питание. Вода, белки, витамины, жиры, минеральные вещества, углеводы —
необходимые элементы, требующиеся для развития организма.
Личная гигиена.
Определение понятия «гигиена». Уход за зубами. Уход за кожей.
Выбор одежды по сезону. Правила гигиены на каждый день.
Предупреждение вредных привычек.
Вред табакокурения и употребления спиртных напитков. Негативное отношение к
приёму наркотических и токсикоманических веществ.
Основные правила здорового образа жизни.
МОДУЛЬ «БЕЗОПАСНОСТЬ НА ТРАНСПОРТЕ»
Безопасное поведение на дорогах и в транспорте
Правила поведения для пешеходов.
Дорожная разметка. Регулирование дорожного движения. Пешеходные переходы
(регулируемые и нерегулируемые). Пешеходная, велопешеходная и велосипедная дорожки.
Дорожные знаки (восемь групп). Транспортные и пешеходные светофоры. Сигналы
светофоров. Сигналы регулировщика. Движение пешеходов в городе и по загородным
дорогам.
Правила поведения для пассажиров.
Общественный транспорт. Школьный автобус. Правила, которые необходимо
выполнять пассажирам трамваев, троллейбусов, автобусов, метрополитена.
Если вы водитель велосипеда.
Движение велосипедистов согласно Правилам дорожного движения Российской
Федерации. Средства индивидуальной защиты велосипедиста. Требования к техническому
состоянию велосипеда.
МОДУЛЬ «БЕЗОПАСНОСТЬ В БЫТУ»
Безопасность вашего жилища
Среда обитания человека.
Особенности сельских поселений. Особенности городов как среды обитания (смог,
переработка и хранение бытовых отходов, шум и другие проблемы).
Службы, которые всегда приходят на помощь.
Правила вызова экстренных служб. Единый номер 112.
Основные правила безопасности на улице.
Безопасность в вечернее время. Безопасность в толпе.
Безопасность дома.
Источники опасности в современном жилище. Бытовой газ — источник повышенной
опасности. Гигиена жилища.
Безопасность в подъезде и на игровой площадке.
Основные правила безопасности в подъезде и лифте, которые надо соблюдать, чтобы
не подвергнуться нападению. Основные правила безопасного поведения на игровой
площадке.
Как вести себя при пожаре.
Правила поведения, если пожар в квартире. Рекомендации, как избежать пожара.
МОДУЛЬ «БЕЗОПАСНОСТЬ В СОЦИУМЕ»
Безопасность в криминогенных ситуациях
Как избежать контактов со злоумышленниками и преступной средой.
Понятие «криминогенная ситуация». Разновидности преступлений. Правила
безопасного поведения на улице, в образовательной организации, дома, которые
необходимо соблюдать, чтобы не стать жертвой злоумышленников.
Советы на всю жизнь.
Полезные правила, которые помогут детям и подросткам избежать криминальных
угроз.
МОДУЛЬ
«ОСНОВЫ
ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ
ЭКСТРЕМИЗМУ
И
ТЕРРОРИЗМУ»
Экстремизм и терроризм — угрозы личности, обществу и государству
Что такое экстремизм.
Понятия «экстремизм», «экстремистская деятельность». Опасные формы
экстремистской деятельности. Ответственность за экстремистскую деятельность.
Терроризм — крайняя форма экстремизма.
Понятие «терроризм». Различные виды террористической деятельности. Ложные
сообщения
о
терактах.
Формы
проявления
терроризма.
Ответственность
несовершеннолетних за участие в террористической деятельности.
Правила безопасного поведения при угрозе или совершении террористического
акта.
Признаки наличия взрывного устройства. Правила поведения в различных
ситуациях, связанных с проявлением террористической деятельности.
МОДУЛЬ «БЕЗОПАСНОСТЬ В ИНФОРМАЦИОННОМ ПРОСТРАНСТВЕ»
Безопасность в информационной среде
Что такое информационная среда.
Понятия «информационная среда», «информационная безопасность». Основные
источники информации.
Безопасное использование информационных ресурсов.
Понятие «киберзависимость». Правила безопасности для защиты от
информационных угроз и опасностей.
МОДУЛЬ «БЕЗОПАСНОСТЬ В ПРИРОДНОЙ СРЕДЕ»
Безопасность в различных погодных условиях и при стихийных бедствиях
Как погодные условия могут влиять на безопасность человека.
Ветер. Гроза. Молния. Правила поведения при грозе. Гололёд и гололедица.
Безопасное поведение на водоёмах.
Правила поведения на замёрзшем водоёме. Безопасность при купании в водоёмах
летом.
Стихийные бедствия и связанные с ними опасности.
Землетрясение. Наводнение. Ураган. Сель. Оползень. Правила поведения во время
стихийных бедствий.
МОДУЛЬ
«БЕЗОПАСНОСТЬ
В
ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ
СИТУАЦИЯХ
ТЕХНОГЕННОГО ХАРАКТЕРА»
Производственные аварии и их опасность для жизни, здоровья и благополучия
человека
Химические производства и связанные с ними опасности.
Понятие «химическое заражение местности». Хлор и аммиак — аварийно химически
опасные вещества (АХОВ). Правила действия после оповещения об аварии и угрозе
химического заражения. Индивидуальные средства защиты.
Ядерные объекты и их опасности.
Радиационноопасный объект. Радиационная авария. Правила безопасного поведения
в условиях радиационной обстановки.
Гидротехнические сооружения и их опасности.
Понятие «гидродинамическая авария». Правила безопасного поведения в условиях
гидродинамической аварии.
МОДУЛЬ «ОСНОВЫ МЕДИЦИНСКИХ ЗНАНИЙ»
Первая помощь и правила её оказания
Основные правила оказания первой помощи.
Цель оказания первой помощи. Неотложные состояния, при которых необходимо
оказывать помощь. Телефоны для вызова скорой медицинской помощи. Средства из
домашней аптечки, которые нужно использовать при оказании первой помощи.
Первая помощь и взаимопомощь при ожоге.
Виды ожогов в зависимости от травмирующего источника, воздействующего на
кожу (термические, электрические, лучевые, химические). Поверхностные и глубокие
ожоги. Правила первой помощи при различных видах ожогов.
Первая помощь при отравлениях.
Различные пути попадания яда в человеческий организм. Правила безопасности для
предупреждения случаев отравления. Первая помощь при отравлении минеральными
веществами и бытовой химией.
Первая помощь при травмах.
Понятия «ушиб», «травма». Первая помощь при ушибах и ссадинах.
Первая помощь при чрезвычайных ситуациях.
Правила оказания первой помощи в условиях различных чрезвычайных ситуаций.
Планируемые результаты
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
1) Воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к
Отечеству, прошлому и настоящему многонационального народа России; осознание своей
этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края,
основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических,
демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества;
воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
2) формирование ответственного отношения к учению, готовность и способности,
обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и
познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории
образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений с
учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования
уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;
3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному
уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное,
языковое, духовное многообразие современного мира;
4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к
другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской
позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и
народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём
взаимопонимания;
5) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в
группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном
самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом
региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
6) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем
на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного
поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
7) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со
сверстниками, детьми старшего и младшего возраста,
взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебноисследовательской, творческой и других видов деятельности;
8) формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил
индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях,
угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения в транспорте и на дорогах;
9) формирование основ экологической культуры, соответствующей современному
уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной
рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;
10) осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности
семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
11) развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия
народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
1) Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и
формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать
мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе
альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и
познавательных задач;
3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять
контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы
действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в
соответствии с изменяющейся ситуацией;
4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные
возможности её решения;
5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и
осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
6) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии,
классифицировать, самостоятельно выбирать основания и
критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить
логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и
делать выводы;
7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы
для решения учебных и познавательных задач;
8) смысловое чтение;
9) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с
учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и
разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать,
аргументировать и отстаивать своё мнение;
10) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей
коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и
регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической
контекстной речью;
11) формирование и развитие компетентности в области использования
информационно-коммуникационных технологий; развитие мотивации к овладению
культурой активного пользования словарями и другими поисковыми системами;
12) формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в
познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
1) Формирование современной культуры безопасности жизнедеятельности на
основе понимания необходимости защиты личности, общества и государства посредством
осознания значимости безопасного поведения в условиях чрезвычайных ситуаций
природного, техногенного и социального характера;
2) формирование убеждения в необходимости безопасного и здорового образа
жизни;
3) понимание личной и общественной значимости современной культуры
безопасности жизнедеятельности;
4) понимание роли государства и действующего законодательства в обеспечении
национальной безопасности и защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций
природного, техногенного и социального характера, в том числе от экстремизма и
терроризма;
5) понимание необходимости подготовки граждан к защите Отечества;
6) формирование установки на здоровый образ жизни, исключающий употребление
алкоголя, наркотиков, курение и нанесение иного вреда здоровью;
7) формирование антиэкстремистской и антитеррористической личностной позиции;
8) понимание необходимости сохранения природы и окружающей среды для
полноценной жизни человека;
9) знание основных опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и
социального характера, включая экстремизм и терроризм, и их последствий для личности,
общества и государства;
10) знание мер безопасности и правил поведения и умение их применять в условиях
опасных и чрезвычайных ситуаций;
11) умение оказать первую помощь пострадавшим;
12) умение предвидеть возникновение опасных ситуаций по характерным признакам
их проявления, а также на основе информации, получаемой из различных источников;
готовность проявлять предосторожность в ситуациях неопределённости;
13) умение принимать обоснованные решения в конкретной опасной ситуации с
учётом реально складывающейся обстановки и индивидуальных возможностей;
14)
овладение
основами
экологического
проектирования
безопасной
жизнедеятельности с учётом природных, техногенных и социальных рисков на территории
проживания.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
Наименование разделов и тем
п/п
Раздел 1. Культура безопасности жизнедеятельности в современном обществе
1.1 Человек и его безопасность
Раздел 2. Здоровье и как его сохранить
2.1 Здоровье и факторы, влияющие на него
2.2 Здоровье и правила его сбережения
Раздел 3. Безопасность на транспорте
Количество
часов
3
3
2
Безопасное поведение на дорогах и в
транспорте
Раздел 4. Безопасность в быту
4.1 Безопасность вашего жилища
Раздел 5. Безопасность в социуме
5.1 Безопасность в
криминогенных ситуациях
Раздел 6. Основы противодействия экстремизму и терроризму
6.1 Экстремизм и терроризм — угрозы личности, обществу и
государству
Раздел 7. Безопасность в информационном пространстве
7.1 Безопасность в информационной среде
Раздел 8. Безопасность в природной среде
8.1 Безопасность в различных погодных условиях и при стихийных
бедствиях
Раздел 9. Безопасность в чрезвычайных ситуациях техногенного характера
9.1 Производственные аварии и их опасность для жизни, здоровья и
благополучия человека
Раздел 10. Основы медицинских знаний
10.1 Первая помощь и правила ее оказания
Зачет
Общее количество часов
3.1
3
6
2
3
2
2
3
4
1
34
ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
Тема
Опасности в жизни человека
Основные правила безопасного поведения в
различных ситуациях
Разновидности чрезвычайных ситуаций
Что такое здоровье и здоровый образ жизни
Как сохранить здоровье
Личная гигиена
Предупреждение вредных привычек
Основные правила здорового образа жизни
Правила поведения для пешеходов
Правила поведения для пассажиров
Если вы водитель велосипеда
Среда обитания человека
Службы, которые всегда приходят на помощь
Основные правила безопасности на улицах
Безопасность дома
Безопасность в подъезде и на игровой площадке
Как вести себя при пожаре
Как избежать контактов со злоумышленниками и
криминальной средой
Советы на всю жизнь
Что такое экстремизм
Терроризм – крайняя форма экстремизма
Правила безопасного поведения при угрозе или
совершении террористического акта
Количество часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
Что такое информационная среда
Безопасное
использование
информационных
ресурсов
Как погодные условия могут влиять на
безопасность человека. Безопасное поведение на
водоемах
Стихийные бедствия и их опасности
Химические производства и связанные с ними
опасности
Ядерные объекты и их опасности
Гидротехнические сооружения и их опасности
Основные правила оказания первой помощи.
Первая помощь и взаимопомощь при ожоге
Первая помощь при отравлениях
Первая помощь при травмах
Первая помощь при чрезвычайных ситуациях
Зачет
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1