УК Практический курс речеведения

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Рабочая программа учебного курса «Практический курс речеведения» разработана
в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного
общего образования.
Актуальность программы
Программа дополняет и расширяет содержание отдельных тем предметной области
«Филология» за счёт углубления знаний лингвистического, речеведческого характера,
введения элементов этимологии и культурологии. Общая направленность заключается в
проверке следующих умений и навыков:
писать изложения разных видов
читать текст и анализировать его содержание
выполнять тестовые задания, проверяющие знания и умения в разных областях
школьного курса русского языка.
В программах основной школы по русскому языку на отработку этих навыков
отведено минимальное количество времени, а некоторые темы и термины не включены в
программу средней школы (например, определение микротем). Не предусмотрено
программой основной школы и формирование умения абзацного членения текста,
определения главной и второстепенной информации.
Рабочая программа учебного курса «Практический курс речеведения» рассчитана
на 1 год изучения в 8 классе - 34 часа, по 1 часу в неделю, за счет часов части учебного
плана, формируемой участниками образовательных отношений.
Цель программы:
- преодоление трудностей в изучении русского языка.
Задачи:
систематизация ЗУН, проверяемых в ходе проведения экзамена по новой
технологии;
совершенствование умения излагать учебный текст;
совершенствование умения создавать собственное высказывание (сочинение) на
заданную тему.
На занятиях используются:
Лекции учителя с различными видами заданий;
Составление обобщающих таблиц и схем;
Самостоятельная работа учащихся (наблюдения над языковым материалом, их
анализ, выводы);
Самостоятельный отбор материала;
Работа в группах;
Проведение деловых игр и практикумов;
Написание изложений и сочинений.
Форма занятий – очно-заочная
Предполагаемые результаты.
учащиеся должны:
-систематизировать полученные в ходе изучения русского языка знания;
-уметь писать сочинения-рассуждения на заданные темы;
-уметь писать изложения разных видов (полные и сжатые).
ЗНАТЬ:
-нормы
литературного
языка
(орфоэпические,
лексические,
грамматические). УМЕТЬ: -соблюдать языковые нормы в устных и письменных
высказываниях;
-находить и исправлять речевые ошибки в работах разного вида (тестах,
сочинениях).

Для достижения этих целей необходимо решить следующие задачи:
-дать понятие о нормах языка;
-рассмотреть основные типы лексических, грамматических ошибок;
-познакомить с орфоэпическими правилами и составить списки слов, в которых
ударение или строго фиксированное, или вариантное;
-познакомить с тестовыми заданиями и сочинениями, которые доказывают
необходимость обращения к теме курса.
В ходе подготовки к итоговой аттестации рекомендуется продумать систему
упражнений, нацеленных на предварительную проверку и последующую корректировку
следующих умений учащихся:
умение понимать на слух содержание звучащих художественных,
публицистических, научно-популярных, официально-деловых текстов различных
функционально-смысловых типов речи;
умение понимать основную мысль прослушанного текста;
умение понимать отношение автора к поставленной в прослушанном тексте
проблеме;
умение подробно излагать содержание прослушанных художественных,
публицистических, научно-популярных, официально-деловых текстов различных
функционально-смысловых типов речи;
умение интерпретировать информацию звучащего текста;
умение точно и полно понимать содержание прочитанных художественных,
публицистических, научно-популярных, официально-деловых текстов различных
функционально-смысловых типов речи;
умение понимать главную мысль прочитанного текста;
умение понимать отношение автора к поставленной в прочитанном тексте
проблеме;
умение понимать основную мысль, объединяющую прочитанный и
прослушанный тексты;
умение комментировать отношение авторов к поставленной в прослушанном и
прочитанном тексте проблеме;
умение интерпретировать информацию прочитанного текста;
умение определять стиль и функционально-смысловой тип речи прочитанного
текста;
умение определять средства связи предложений в тексте;
умение проводить звукобуквенный анализ слова;
умение определять лексическое значение слова и фразеологического оборота;
умение проводить морфемно-словообразовательный анализ слова;
умение определять основные способы образования слов;
умение определять принадлежность слова к определенной части речи по его
грамматическим признакам;
умение определять принадлежность предложения к определенной
синтаксической модели по его смыслу, интонации и грамматическим признакам;
умение находить грамматическую основу предложения и определять языковые
средства её выражения;
умение применять знания по фонетике, лексике, морфемике, словообразованию,
морфологии и синтаксису в практике правописания;
умение создавать текст в соответствии с заданной темой и функциональносмысловым типом речи;
умение выражать собственное мнение по проблеме, затронутой в прослушанном
и прочитанном текстах, аргументировать его с привлечением информации, извлечённой
из них, а также знаний, жизненного или читательского опыта;
умение последовательно излагать собственные мысли;
умение осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии с
темой, целью, стилем и функционально-смысловым типом речи;
умение использовать в собственной речи разнообразные грамматические
конструкции и лексическое богатство языка;

умение оформлять речь в соответствии с орфографическими, грамматическими,
пунктуационными и речевыми нормами литературного языка.
Оценка знаний, умений и навыков.
Работа строится по рейтинговой системе: выполняя задание, учащиеся получают
определенное количество баллов, которое сравнивается с максимально возможным.
В процессе подготовки к итоговой аттестации необходимо уделить внимание
обязательному обобщению и повторению следующих тем:
текст как речевое произведение;
смысловая и композиционная цельность, связность текста;
функциональные стили и функционально-смысловые типы речи;
средства связи предложений в тексте; звуки и буквы, звукобуквенный анализ
слова;
лексическое значение слова и фразеологического оборота;
морфемно-словообразовательный анализ слова;
основные способы словообразования;
морфологический анализ знаменательных частей речи;
морфологический анализ служебных частей речи;
простое предложение: главные и второстепенные члены;
двусоставные и односоставные предложения;
сложносочиненное предложение;
сложноподчиненное предложение;
сложное бессоюзное предложение. Смысловые отношения между частями
бессоюзного сложного предложения;
сложные предложения с разными видами связи между частями;
синтаксический анализ простого предложения;
синтаксический анализ сложного предложения.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Раздел 1. Культура речи. Орфография.
Хорошая речь: правильность, точность, ясность, выразительность, красота,
уместность. Нормы литературного языка как основное понятие культуры речи. Нормы
ударения и произношения, лексические, грамматические: морфологические и
синтаксические. Нормы ударения и произношения. Основные нормы литературного
произношения: произношение безударных гласных звуков, согласных, сочетаний
согласных. Произношение некоторых грамматических форм. Особенности произношения
иноязычных слов, а также русских имен и отчеств. Нормы ударения в современном
русском языке. Причины отклонения от произносительных норм. Исторические
изменения в произношении и ударении. Допустимые варианты произношения и ударения.
Лексические нормы. Лексическое значение слова. Синонимы. Антонимы.
Омонимы. Фразеологические обороты. Группы слов по происхождению и употреблению.
Лексический анализ.
Выразительность русской речи. Выбор и организация языковых средств в
соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения. Средства выразительности.
Тестовые задания. Употребление слова в строгом соответствии с его лексическим
значением – важное условие речевого общения. Лексическая сочетаемость. Смешение
паронимов. Жаргонизмы. Речевая избыточность и речевая недостаточность.
Грамматические нормы. Нормы в морфологии и орфографии. Нормативное
употребление форм имен существительных, имен прилагательных, глаголов,
местоимений, числительных. Правописание корней. Правописание приставок.
Правописание суффиксов. Синтаксические нормы. Словосочетание. Нормативное
построение словосочетаний по типу согласования, управления. Правильное употребление
предлогов в составе словосочетаний. Предложение. Грамматическая (предикативная)
основа предложения. Простое осложнённое предложение. Знаки препинания в простом
осложнённом предложении. Правильное построение предложений. Правильное
построение предложений с обособленными членами. Знаки препинания в

сложносочинённом предложении. Знаки препинания в сложноподчинённом предложении.
Синтаксический анализ сложного предложения. Сложные бессоюзные предложения.
Сложные предложения с разными видами связи.
Раздел 2. Сжатое изложение.
Изложение. Виды изложений Способы и приемы компрессии текста. Написание
сжатого изложения и его анализ. Определение, признаки и характеристика текста как
единицы языка. Тема, идея, проблема и способы их определения и формулирования.
Композиция, логическая, грамматическая структура текста. Понятие о микротеме.
Соотношение микротемы и абзацного строения текста Представление об абзаце как о
пунктуационном знаке. Главная и второстепенная информация в тексте. Ключевые слова
и их роль в определении границ главной информации. Способы компрессии (сокращения)
текста: грамматические, логические, синтаксические. Адекватное понимание письменной
речи в различных сферах и ситуациях общения. Текст как продукт речевой деятельности.
Смысловая и композиционная целостность текста. Извлечение информации из различных
источников. Письменное воспроизведение текста с заданной степенью свёрнутости
(сжатое изложение содержания прослушанного текста).
Раздел 3. Сочинение-рассуждение.
Структура сочинения-рассуждения. Алгоритм написания сочинения – рассуждения.
Как начать сочинение-рассуждение на лингвистическую тему. Речевые клише,
используемые в сочинении-рассуждении. Создание текста в соответствии с заданной
темой и функционально-смысловым типом речи. Композиция сочинения-рассуждения на
морально-этическую тему (тезис – аргументы – вывод). Средства межфразовой связи.
Написание сочинения-рассуждения на лингвистическую тему. Написание сочиненияинтерпретации на морально-этическую тему. Написание сочинения-рассуждения на
раскрытие понятия.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
1
2
3
Итого

Тема
Культура речи. Орфография
Сжатое изложение
Сочинение – рассуждение

Количество часов
15
10
9
34

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
Тема занятия
занятия
КУЛЬТУРА РЕЧИ. ОРФОГРАФИЯ.
1
Что такое хорошая речь? Какие нормы языка существуют?
Пробное тестирование Нормы ударения и произношения
Трудности современного русского произношения и
ударения.
2
Лексическое значение слова. Синонимы. Антонимы.
Омонимы Лексические нормы.
3
Фразеологические обороты. Трудности современной
русской фразеологии.
4
Выразительность русской речи. Выбор и организация
языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой
и ситуацией общения. Средства выразительности.
5
Правописание корней. Трудности современной русской
орфографии.
6
Правописание приставок. Трудности современной русской
орфографии.

Кол-во часов
15
1

1
1
1

1
1

Правописание суффиксов. Трудности современной русской
орфографии.
8
Словосочетание Синтаксические нормы. Трудности
грамматического управления.
9
Предложение. Грамматическая (предикативная) основа
предложения.
10
Простое осложнённое предложение. Знаки препинания в
простом осложнённом предложении.
11
Знаки препинания в сложносочинённом предложении.
12
Знаки препинания в сложноподчинённом предложении.
13
Сложные бессоюзные предложения.
14
Сложные предложения с разными видами связи.
15
Синтаксический анализ сложного предложения.
СЖАТОЕ ИЗЛОЖЕНИЕ.
16
Методика обучения написанию сжатого изложения.
Способы и приемы компрессии (сокращения)текста:
грамматические, логические, синтаксические.
17
Определение, признаки и характеристика текста как
единицы языка. Тема, идея, проблема и способы их
определения и формулирования.
Понятие о микротеме. Соотношение микротемы и
абзацного строения текста. Представление об абзаце как о
пунктуационном знаке.
18
Главная и второстепенная информация в тексте. Ключевые
слова и их роль в определении границ главной
информации.
19
Текст как продукт речевой деятельности. Смысловая и
композиционная целостность текста.
20
Извлечение информации из различных источников.
21
Письменное воспроизведение текста с заданной степенью
свёрнутости
(сжатое
изложение
содержания
прослушанного текста).
22
Письменное воспроизведение текста с заданной степенью
свёрнутости
(сжатое
изложение
содержания
прослушанного текста).
23
Написание сжатого изложения и его анализ.
24
Написание сжатого изложения и его анализ.
25
Написание сжатого изложения и его анализ.
СОЧИНЕНИЕ-РАССУЖДЕНИЕ
26
Сочинение-рассуждение.
Структура
сочинениярассуждения.
27
Алгоритм написания сочинения – рассуждения.
28
Речевые клише, используемые в сочинении-рассуждении.
29
Создание текста в соответствии с заданной темой и
функционально-смысловым типом речи.
30
Композиция сочинения-рассуждения толкование понятия
(интерпретеция текста): тезис – аргументы – вывод.
Средства межфразовой связи.
31
Написание сочинения-толкования понятия.
32
Написание сочинения-толкования понятия.
33
Написание сочинения-толкования понятия.
34
Итоговое повторение.
7

1
1
1
1
1
1
1
1
1
10
1

1

1

1

1
1
1

1

1
1
1
9
1
1
1
1
1

1
1
1
1


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».