УК Безопасность человека, 6 класс

Пояснительная записка
Рабочая программа учебного курса «Безопасность человека» разработана на основе
требований к результатам освоения программы основного общего образования,
представленных в ФГОС ООО.
Программа «Безопасность человека» обеспечивает:
ясное понимание обучающимися современных проблем безопасности и
формирование у подрастающего поколения базового уровня культуры безопасного
поведения;
прочное усвоение обучающимися основных ключевых понятий, обеспечивающих
преемственность изучения основ комплексной безопасности личности на следующем
уровне образования;
возможность выработки и закрепления у обучающихся умений и навыков,
необходимых для последующей жизни;
выработку
практико-ориентированных
компетенций,
соответствующих
потребностям современности;
реализацию оптимального баланса межпредметных связей и их разумное
взаимодополнение, способствующее формированию практических умений и навыков.
Целью изучения учебного курса «Безопасность человека» является формирование у
обучающихся готовности к выполнению обязанности по защите Отечества и базового
уровня культуры безопасности жизнедеятельности в соответствии с современными
потребностями личности, общества и государства, что предполагает:
способность построения модели индивидуального безопасного поведения на основе
понимания необходимости ведения здорового образа жизни, причин, механизмов
возникновения и возможных последствий различных опасных и чрезвычайных ситуаций,
знаний и умений применять необходимые средства и приемы рационального и безопасного
поведения при их проявлении;
сформированность активной жизненной позиции, осознанное понимание
значимости личного безопасного поведения в интересах безопасности личности, общества
и государства;
знание и понимание роли государства и общества в решении задач обеспечения
национальной безопасности и защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций
природного, техногенного и социального характера.
Общее число часов, отведенных на изучение курса «Безопасность человека»,
составляет 34 часа, по 1 часу в неделю, за счет часов части учебного плана, формируемой
участниками образовательных отношений.
Содержание учебного курса «Безопасность человека»
МОДУЛЬ «ЗДОРОВЬЕ И КАК ЕГО СОХРАНИТЬ»
Здоровье и правила его сбережения
Факторы, способствующие сбережению здоровья.
Правильное и неправильное питание. Закаливание организма.
Факторы, разрушающие здоровье.
Долгое сидение за компьютером. Избыточный вес.
Профилактика вредных привычек.
Вред от употребления алкогольных напитков, табака, наркотиков. Игромания.
Компьютерная игровая зависимость. Как избежать этой зависимости.
Как избежать отрицательного воздействия окружающей среды на развитие и
здоровье человека.

Правила личной гигиены при занятиях туризмом.
Правильный выбор одежды и обуви по сезону для участия в походе. Соблюдение
правил личной гигиены в походе.
Туризм как часть комплекса ГТО.
МОДУЛЬ «БЕЗОПАСНОСТЬ В ПРИРОДНОЙ СРЕДЕ»
Безопасное поведение на природе
Безопасное поведение в туристских походах.
Основные меры безопасности в туристских походах. Если турист отстал от группы.
Виды туристских походов.
Однодневные и многодневные, местные и дальние туристские походы.
Как ориентироваться на местности.
Ориентирование по Солнцу. Ориентирование по природным признакам.
Ориентирование по местным признакам. Способы определения сторон горизонта по
компасу, небесным светилам и карте.
Подготовка к проведению туристского похода.
Руководитель похода и его обязанности. Санитар и его обязанности. Состав аптечки
первой помощи (походной аптечки). Туристское снаряжение в зависимости от вида похода.
Приметы, по которым можно определить погоду. Как развести костёр при разной
погоде.
Выбор места для костра и его розжиг. Виды костров.
Если в лесу вас застигла гроза.
Признаки приближающейся грозы. Правильное размещение в укрытии во время
грозы.
Правила безопасного поведения в различных видах походов
Советы на всю жизнь.
Пеший поход. Ведущий турист. Замыкающий турист. Техника движения по
равнинной и пересечённой местности. Устройство бивака.
Лыжные походы.
Особенности снаряжения. Организация движения.
Горные походы.
Организация движения при подъёме и спуске.
Водные походы. Способы и средства самопомощи и взаимопомощи в водных
походах.
Плавучие средства. Общий распорядок ходового дня. Правила действия во время
аварии судна.
Безопасное поведение при автономном существовании
Поведение человека в условиях автономного существования в природной среде.
Факторы, способствующие и препятствующие выживанию при автономном
существовании.
Добровольная и вынужденная автономия человека в природной среде.
Характерные особенности добровольного и вынужденного существования в
природе.
Организация ночлега при автономном существовании.
Сооружение временного жилища. Добывание огня с помощью различных
предметов.
Как добыть питьё и пищу в условиях автономии.
Растения, грибы, орехи, которые можно употреблять в пищу. Очистка и
обеззараживание вод.
Как подать сигналы бедствия.
Различные средства аварийной сигнализации.
Опасные встречи в природных условиях

Безопасность при встрече с дикими животными.
Правила поведения при встрече с дикими животными (лосем, кабаном, волком,
медведем и др.
Безопасность при встрече со змеёй.
Защита от комаров, мошки и других насекомых. Профилактика клещевого
энцефалита.
Клещевой вирусный энцефалит, его переносчики, места и время передачи,
последствия заболевания. Способы удаления клещей с тела.
МОДУЛЬ «ОСНОВЫ МЕДИЦИНСКИХ ЗНАНИЙ»
Первая помощь в природных условиях
Народные средства первой помощи.
Средства для остановки кровотечения, от кашля, от воспаления.
Первая помощь при травматических повреждениях.
Первая помощь при травме конечностей, при повреждении глаз и носа.
Иммобилизация при травме конечностей.
Первая помощь при солнечном и тепловом ударе.
Первая помощь при переохлаждении, отморожении и ожоге. Психологическая
поддержка пострадавшего.
Планируемые результаты
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
1) Воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к
Отечеству, прошлому и настоящему многонационального народа России; осознание своей
этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края,
основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических,
демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества;
воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
2) формирование ответственного отношения к учению, готовность и способности,
обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и
познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории
образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений с
учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования
уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;
3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному
уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное,
языковое, духовное многообразие современного мира;
4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к
другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской
позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и
народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём
взаимопонимания;
5) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в
группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном
самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом
региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
6) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем
на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного
поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
7) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со
сверстниками, детьми старшего и младшего возраста,

взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебноисследовательской, творческой и других видов деятельности;
8) формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил
индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях,
угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения в транспорте и на дорогах;
9) формирование основ экологической культуры, соответствующей современному
уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной
рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;
10) осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности
семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
11) развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия
народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
1) Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и
формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать
мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе
альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и
познавательных задач;
3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять
контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы
действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в
соответствии с изменяющейся ситуацией;
4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные
возможности её решения;
5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и
осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
6) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии,
классифицировать, самостоятельно выбирать основания и
критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить
логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и
делать выводы;
7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы
для решения учебных и познавательных задач;
8) смысловое чтение;
9) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с
учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и
разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать,
аргументировать и отстаивать своё мнение;
10) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей
коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и
регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической
контекстной речью;
11) формирование и развитие компетентности в области использования
информационно-коммуникационных технологий; развитие мотивации к овладению
культурой активного пользования словарями и другими поисковыми системами;
12) формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в
познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

1) Формирование современной культуры безопасности жизнедеятельности на
основе понимания необходимости защиты личности, общества и государства посредством
осознания значимости безопасного поведения в условиях чрезвычайных ситуаций
природного, техногенного и социального характера;
2) формирование убеждения в необходимости безопасного и здорового образа
жизни;
3) понимание личной и общественной значимости современной культуры
безопасности жизнедеятельности;
4) понимание роли государства и действующего законодательства в обеспечении
национальной безопасности и защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций
природного, техногенного и социального характера, в том числе от экстремизма и
терроризма;
5) понимание необходимости подготовки граждан к защите Отечества;
6) формирование установки на здоровый образ жизни, исключающий употребление
алкоголя, наркотиков, курение и нанесение иного вреда здоровью;
7) формирование антиэкстремистской и антитеррористической личностной позиции;
8) понимание необходимости сохранения природы и окружающей среды для
полноценной жизни человека;
9) знание основных опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и
социального характера, включая экстремизм и терроризм, и их последствий для личности,
общества и государства;
10) знание мер безопасности и правил поведения и умение их применять в условиях
опасных и чрезвычайных ситуаций;
11) умение оказать первую помощь пострадавшим;
12) умение предвидеть возникновение опасных ситуаций по характерным признакам
их проявления, а также на основе информации, получаемой из различных источников;
готовность проявлять предосторожность в ситуациях неопределённости;
13) умение принимать обоснованные решения в конкретной опасной ситуации с
учётом реально складывающейся обстановки и индивидуальных возможностей;
14)
овладение
основами
экологического
проектирования
безопасной
жизнедеятельности с учётом природных, техногенных и социальных рисков на территории
проживания.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Наименование разделов и тем

№
п/п
Раздел 1. Здоровье и как его сохранить
1.1 Здоровье и правила его сбережения
Раздел 2. Безопасность в природной среде
2.1 Безопасное поведение в природе
2.2 Правила безопасного поведения в различных видах походов
2.3 Безопасное поведение при автономном существовании
2.4 Опасные встречи в природных условиях
Раздел 3. Основы медицинских знаний
3.1 Первая помощь в природных условиях
Зачет
Общее количество часов

Количество
часов
6
8
4
7
4
4
1
34

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
1

Тема
Факторы, способствующие сбережению здоровья.

Количество часов
1

2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34

Факторы, разрушающие здоровье.
Профилактика вредных привычек.
Как избежать отрицательного воздействия окружающей
среды на развитие и здоровье человека
Правила личной гигиены при занятиях туризмом
Туризм как часть комплекса ГТО
Безопасное поведение в туристических походах
Виды туристических походов
Как ориентироваться на местности
Как ориентироваться на местности
Подготовка к проведению туристического похода
Приметы, по которым можно определить погоду
Как развести костер при разной погоде
Если в лесу вас застигла гроза
Советы на всю жизнь
Лыжные походы
Горные походы
Водные походы. Способы и средства самопомощи и
взаимопомощи в водных походах
Поведение человека в условиях автономного
существования в природной среде
Добровольная и вынужденная автономия человека в
природной среде
Организация ночлега при автономном существовании
Как добыть питье и пищу в условиях автономии
Как добыть питье и пищу в условиях автономии
Как подать сигналы бедствия
Как подать сигналы бедствия
Безопасность при встрече с дикими животными
Безопасность при встрече со змеей
Защита от комаров, мошек и других насекомых
Профилактика клещевого энцефалита
Народные средства первой помощи
Первая помощь при травматических повреждениях
Первая помощь при солнечном и тепловом ударах
Первая помощь при переохлаждении, отморожении и
ожоге. Психологическая поддержка пострадавшего
Зачет

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».