Рабочая программа курса внеурочной деятельности
«Финансовая грамотность» для обучающихся 1-4 классов
Общая характеристика, актуальность.
Рабочая программа по финансовой грамотности для учащихся 7 - 10 лет составлена на
основе авторской программы: Юлия Корлюгова. Финансовая грамотность. Учебная
программа.1-4 классы. Москва, Вита, 2020.
Программа курса внеурочной деятельности «Финансовая грамотность» соответствует
современным принципам обучения: доступности, преемственности, индивидуальности,
результативности. Преподавание курса основывается на интерактивных формах работы
учеников, моделировании различных простейших экономических ситуаций и выполнении
творческих заданий. Поэтому, имея социально-экономическую направленность, данная
программа создает условия для развития не только экономического мышления, но и
творческих способностей детей с учетом их возможностей и мотивации. Полученные
детьми знания позволят уже в начальных классах включиться в экономическую жизнь
семьи и школы. На начальной стадии обучения важно с помощью игр, решения
простейших задач с экономическим содержанием, разбора социально-экономических
ситуаций, экскурсий по городу, на предприятия, магазины, торговые центры вводить
детей в мир экономических понятий и категорий. Это позволит у младших школьников
сформировать представление о богатстве, воплощенном не только в денежном
выражении, но и в сокровищах природы, искусства, результатах труда людей. Младшие
школьники начинают осознавать зависимость благосостояния общества и человека от
качества труда. Актуальность и ценность данной программы в том, что она направлена на
развитие способностей обучающихся в области финансов, повышает мотивацию к
учебному процессу, расширяет круг интересов обучающихся и их кругозор. Обучение
финансовой грамотности целесообразно начинать на начальных ступенях
образовательной системы. Чем раньше дети узнают о роли денег в частной, семейной и
общественной жизни, тем раньше могут быть сформированы полезные финансовые
привычки. Формирование полезных привычек в сфере финансов, начиная с раннего
возраста, поможет избежать многих ошибок по мере взросления, направлено на
приобретение финансовой самостоятельности, а также заложит основу финансовой
безопасности и благополучия на протяжении жизни.
Цель, задачи курса.
− развитие основ экономического образа мышления;
− воспитание ответственного и грамотного финансового поведения;
− развитие учебно-познавательного интереса в области экономических отношений в
семье;
− формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения
элементарных вопросов в сфере финансовых отношений в семье, а также при выполнении
учебно-исследовательской и проектной деятельности.
Взаимосвязь с федеральной рабочей программой воспитания.
Программа курса разработана с учетом рекомендаций федеральной рабочей программы
воспитания, предполагает объединение учебной и воспитательной деятельности
педагогов, нацелена на достижение всех основных групп образовательных результатов –
личностных, метапредметных, предметных.
Это проявляется:
− в выделении в цели программы ценностных приоритетов;
−
в приоритете личностных результатов реализации программы внеурочной
деятельности, нашедших своё отражение и конкретизацию;
− в рабочей программе воспитания;
− в интерактивных формах занятий, обеспечивающих вовлеченность обучающихся в
совместную с педагогом и сверстниками деятельность.
Внеурочные занятия входят в общую систему воспитательной работы образовательной
организации, поэтому тематика и содержание должны обеспечить реализацию их
назначения: стремиться узнавать что-то новое, проявлять любознательность, ценить
знания.
Содержание курса внеурочной деятельности «Финансовая грамотность»
1 класс.
№
Название
раздела
(темы, Содержание
п/п
модуля)
1
Введение в экономику
Введение в экономику. Знакомство с
понятием «экономика». Для чего нужна
экономика?
2
Потребности
Потребности. Что такое «потребность».
Какие бывают потребности.
3
Источники
удовлетворения Источники удовлетворения потребностей.
потребностей
Почему все потребности нельзя
удовлетворить. Виды потребностей. Мои
желания и потребности.
4
Домашнее хозяйство
Домашнее хозяйство. Распределение ролей в
семье. Домашние обязанности в семье. Что
такое бюджет семьи. Что такое «доходы» и
«расходы». Важно ли быть богатым.
Посчитаем семейный бюджет.
5
Товары и услуги
Что такое «товар». Какие бывают товары.
Где можно приобрести товары и услуги.
Зачем нужна реклама. Роль рекламы.
2 класс.
№
Название
раздела
(темы, Содержание
п/п
модуля)
1
Что такое деньги и откуда они Понятие
«товар».
Обмен
товарами.
взялись
Проблемы товарного обмена. Появление
первых денег - товаров с высокой
ликвидностью.
Драгоценные
металлы,
свойства драгоценных металлов (ценность,
прочность, делимость) делают их удобными
товарными деньгами. Появление первых
монет и о монетах разных государств
2
Рассмотрим
деньги
поближе. Монеты, бумажные деньги. Как и когда
Защита от подделок
появились. Способы защиты от подделок
бумажных денег.
3
Какие деньги были раньше в Древнерусские
товарные
деньги.
России
Происхождение слов «деньги», «рубль»,
«копейка». Первые русские монеты.
4
Современные деньги России и Современные деньги России. Современные
других стран
деньги мира. Появление безналичных денег.
Безналичные деньги как информация на
банковских счетах, проведение безналичных
расчетов. Функции банкоматов.
3 класс
№
Название
раздела
(темы, Содержание
п/п
модуля)
1
Откуда в семье деньги
В ней рассматриваются следующие понятия:
деньги можно получить в наследство,
выиграть в лотерею или найти клад,
основным источником дохода современного
человека является заработная плата, размер
заработной платы зависит от профессии.
Дети получают элементарные сведения о
том, что собственник может получать
арендную плату и проценты, государство
помогает пожилым людям, инвалидам,
студентам, семьям с детьми и безработным.
Дети также знакомятся с тем, что при
нехватке денег их можно взять взаймы,
существуют мошенники, которые обманом
отбирают у людей деньги.
Куда люди постоянно тратят деньги на
товары и услуги. Расходы обязательные и
необязательные. Сбережения, для чего они
нужны, как их создать, где хранить. Если
сбережений не хватает или появляются
непредвиденные расходы, деньги можно
взять в долг.
своими Здесь даются понятия: бюджет - план
доходов и расходов. Люди ведут учет
доходов и расходов, чтобы избежать
финансовых проблем.
Учащиеся узнают, что, если доходы
превышают
расходы,
образуются
сбережения. Сбережения, вложенные в банк
или ценные бумаги, могут принести доход.
4 класс
2
На что тратятся деньги
3
Как умно
деньгами
4
Как делать сбережения
№ п/п
Название раздела (темы, модуля)
Содержание
Как появились деньги и какими они В ней рассматриваются следующие понятия:
бывают
деньги можно получить в наследство,
1
2
управлять
выиграть в лотерею или найти клад,
основным источником дохода современного
человека является заработная плата, размер
заработной платы зависит от профессии.
Дети получают элементарные сведения о
том, что собственник может получать
арендную плату и проценты, государство
помогает пожилым людям, инвалидам,
студентам, семьям с детьми и безработным.
Дети также знакомятся с тем, что при
нехватке денег их можно взять взаймы,
существуют мошенники, которые обманом
отбирают у людей деньги.
Из чего складываются доходы в семье Куда люди постоянно тратят деньги на
товары и услуги. Расходы обязательные и
необязательные. Сбережения, для чего они
нужны, как их создать, где хранить. Если
сбережений не хватает или появляются
непредвиденные расходы, деньги можно
взять в долг.
3
Почему семье иногда не хватает денег Здесь даются понятия: бюджет - план
на жизнь и как этого избежать
доходов и расходов. Люди ведут учет
доходов и расходов, чтобы избежать
финансовых проблем.
Деньги
счёт
любят,
или
как
управлять
4
Учащиеся узнают, что, если доходы
своим кошельком, чтобы он не превышают
расходы,
образуются
пустовал
сбережения. Сбережения, вложенные в банк
или ценные бумаги, могут принести доход.
Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности «Финансовая
грамотность».
Занятия в рамках программы направлены на обеспечение достижения обучающимися
следующих личностных, метапредметных и предметных образовательных результатов:
Личностные результаты:
− осознание себя как члена семьи и общества;
− овладение начальными навыками адаптации в сфере финансовых отношений;
−
познавательный интерес к учебному материалу курса и способам решения
элементарных финансовых задач;
− осознание личной ответственности за свои поступки в финансовой сфере;
− ориентирование в нравственном содержании как собственных действий в области
финансов, так и действий окружающих;
− понимание безграничности потребностей людей и ограниченности ресурсов (денег);
− понимание различия между расходами на товары и услуги первой необходимости,
между расходами на дополнительные нужды и «лишними» расходами;
− навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в игровых и реальных
финансовых ситуациях.
Ученик младших классов также получит возможность для формирования:
− понимания необходимости освоения основ финансовой грамотности, выраженного в
преобладании учебно-познавательных мотивов;
− положительной дифференцированной самооценки на основе критерия успешности
реализации социальной роли финансово грамотного школьника;
− эмпатии как осознанного понимания чувств другого человека и сопереживания его
эмоциональному состоянию, выражающейся в поступках, направленных на помощь
другим и обеспечение их благополучия.
Метапредметные результаты
Познавательные:
− использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа и представления
простой финансовой информации;
− использование логических действий сравнения преимуществ и недостатков− разных
видов денег, сопоставления величины доходов и расходов, обобщения, классификации,
установления аналогий и причинно-следственных связей между финансовым поведением
человека и его благосостоянием;
− построение рассуждений на финансовые темы, отнесение явления или объекта к
изученным финансовым понятиям;
− использование знаково-символических средств, в том числе моделей и схем, для
решения финансовых задач;
− владение элементарными способами решения проблем творческого и поискового
характера.
Ученик младших классов также получит возможность научиться:
− представлять финансовую информацию с помощью ИКТ;
− осуществлять под руководством учителя элементарную проектную деятельность в
малых группах: формулировать проблему, разрабатывать замысел, находить пути его
реализации, демонстрировать готовый продукт;
− осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения финансовых задач в
зависимости от конкретных условий.
Регулятивные:
− определение личных целей по изучению финансовой грамотности;
− постановка финансовых целей, умение составлять простые планы своих действий в
соответствии с финансовой задачей и условиями её реализации;
− проявление познавательной и творческой инициативы в применении финансовых
знаний для решения элементарных вопросов в области экономики семьи;
− выполнение пошагового контроля своих учебных действий, итоговый контроль и оценка
результата;
−
оценка правильности выполнения финансовых действий и способов решения
элементарных финансовых задач;
− корректирование учебных действий после их выполнения на основе оценки и учёта
выявленных ошибок;
− корректирование своих действий с учетом рекомендаций одноклассников, учителей,
родителей;
− использование цифровой формы записи хода и результатов решения финансовой задачи.
Ученик младших классов также получит возможность научиться:
- преобразовывать практическую финансовую задачу в познавательную;
− проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве при выполнении
учебного мини-исследования или проекта;
− самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном
материале;
− самостоятельно оценивать правильность выполнения учебного действия и
корректировать его при необходимости.
Коммуникативные:
- умение осознанно и произвольно создавать сообщения на финансовые темы в устной и
письменной форме;
− умение слушать собеседника, вести диалог по теме и ориентироваться на позицию
партнёра в общении и взаимодействии;
− умение признавать возможность существования различных точек зрения и право
каждого иметь своё мнение;
− умение излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку
финансовых действий и решений;
− умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности
при выполнении учебного проекта и мини-исследования, в учебной игре;
− умение осуществлять контроль и самоконтроль, адекватно оценивать собственное
финансовое поведение и поведение окружающих.
Ученик младших классов также получит возможность научиться:
− учитывать разные мнения и интересы, обосновывать собственную позицию в
обсуждении финансовых целей и решений;
− формулировать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и
сотрудничества с партнёром;
− оказывать в учебном сотрудничестве необходимую помощь партнёрам.
Предметные результаты
− правильно использовать изученные предметные понятия (обмен, товар, деньги, покупка,
продажа, сдача, бумажные и металлические деньги, валюта, виды денег, банк, банковская
карта, доходы и расходы семьи, пособия, сбережения, семейный бюджет, банковский
вклад);
− понимание причин обмена товарами и умение приводить примеры обмена;
− понимание проблем, возникающих при обмене товарами, и умение их объяснить;
− умение приводить примеры товарных денег;
− умение объяснять на простых примерах, что деньги - средство обмена, а не благо;
− понимание того, что деньги зарабатываются трудом;
− умение описывать виды и функции денег, объяснять, что такое безналичный расчёт и
пластиковая карта;
− умение называть основные источники доходов семьи, приводить примеры регулярных и
нерегулярных доходов семьи;
- умение называть основные направления расходов семьи, приводить примеры
обязательных и необходимых расходов семьи, а также различать планируемые и
непредвиденные расходы;
− умение считать доходы и расходы семьи, составлять семейный бюджет на условных
примерах;
− умение объяснять способы сокращения расходов и увеличения сбережений семьи;
− понимание роли банков; умение объяснять, для чего делают вклады и берут кредиты;
− знание ситуаций, при которых государство выплачивает пособия, и умение приводить
примеры пособий;
− умение объяснять, что такое валюта, и приводить примеры валют.
Ученик младших классов также получит возможность научиться:
− распознавать финансовую информацию, представленную в разных формах (текст,
таблица, диаграмма);
− объяснять финансовую информацию, сравнивать и обобщать данные, полученные при
проведении элементарного учебного исследования, делать выводы.
Тематическое планирование курса внеурочной деятельности
«Финансовая грамотность»
№
Название темы
1
Введение. Что
изучает наука
«экономика».
2
Давайте
познакомимся:
Гном – Эконом
рассуждает о
понятии
«потребность».
3
Какие бывают
потребности?
1 класс
Количе Форма
ство
проведения
часов
занятия
Введение в экономику
1
Игра. Беседа.
Тест
Потребности
1
Беседа, игра
Основные виды
деятельности
обучающихся
Электронные (цифровые)
образовательные ресурсы
Познавательная.
http://www.gorodfinansov.ru
www.azbukafinansov.ru
http://www.it-n.ru/
http://www.uchportal.ru/load
/136
Познавательна
я, игровая.
https://razvitum.ru/articles/35
/2222?utm_source=email&ut
m_medium=email&utm_cam
paign=1089&utm_content=ar
ticle
https://fmc.hse.ru/primarySc
hool
https://razvitum.ru/articles/35
/2222?utm_source=email&ut
m_medium=email&utm_cam
paign=1089&utm_content=ar
ticle
1
Источники удовлетворения потребностей
4
Личные
потребности. Что
нам необходимо в
жизни?
1
5
Материальные,
социальные,
духовные
потребности.
1
6
Урок от ГномаЭконома: все
потребности
важны, все
потребности
нужны.
Источники
удовлетворения
потребностей.
1
https://razvitum.ru/articles/35
/2222?utm_source=email&ut
m_medium=email&utm_cam
paign=1089&utm_content=ar
ticle
1
8
Удовлетворение
потребностей.
1
9
Урок от ГномаЭконома: почему
все потребности
нельзя
удовлетворить?
1
http://www.gorodfinansov.ru
www.azbukafinansov.ru
http://www.it-n.ru/
http://www.uchportal.ru/load
/136
http://www.gorodfinansov.ru
www.azbukafinansov.ru
http://www.it-n.ru/
http://www.uchportal.ru/load
/136
http://www.gorodfinansov.ru
www.azbukafinansov.ru
http://www.it-n.ru/
http://www.uchportal.ru/load
/136
7
10
11
12
13
14
Беседа,
практикум
Домашнее хозяйство
Домохозяйство и
1
Беседа,
домашний труд.
практикум
Домашние
обязанности в
семье.
Домашние
обязанности в
семье. Бюджет
семьи.
Урок от Гнома –
Эконома: правила
ведения домашнего
хозяйства.
Как товар попадает
в магазин?
1
Познавательна
я, игровая
Познавательна
я, ценностноориентированн
ая.
http://www.gorodfinansov.ru
www.azbukafinansov.ru
http://www.it-n.ru/
http://www.uchportal.ru/load
/136
https://razvitum.ru/articles/35
/2222?utm_source=email&ut
m_medium=email&utm_cam
paign=1089&utm_content=ar
ticle
http://www.gorodfinansov.ru
www.azbukafinansov.ru
http://www.it-n.ru/
http://www.gorodfinansov.ru
www.azbukafinansov.ru
http://www.it-n.ru/
1
http://www.gorodfinansov.ru
www.azbukafinansov.ru
http://www.it-n.ru/
1
http://www.gorodfinansov.ru
www.azbukafinansov.ru
http://www.it-n.ru/
Товары и услуги
1
Беседа,
практикум
Познавательна
я, ценностноориентированн
ая
https://razvitum.ru/articles/35
/2222?utm_source=email&ut
m_medium=email&utm_cam
paign=1089&utm_content=ar
ticle
https://fmc.hse.ru/primarySc
15
Где можно
приобрести
товары?
1
16
Где можно
приобрести
товары?
1
17
Уроки ГномаЭконома: реклама «двигатель
торговли».
1
№
Название темы
2 класс
Количе Форма
ство
проведения
часов
занятия
hool
https://razvitum.ru/articles/35
/2222?utm_source=email&ut
m_medium=email&utm_cam
paign=1089&utm_content=ar
ticle
https://fmc.hse.ru/primarySc
hool
https://razvitum.ru/articles/35
/2222?utm_source=email&ut
m_medium=email&utm_cam
paign=1089&utm_content=ar
ticle
https://fmc.hse.ru/primarySc
hool
https://razvitum.ru/articles/35
/2222?utm_source=email&ut
m_medium=email&utm_cam
paign=1089&utm_content=ar
ticle
https://fmc.hse.ru/primarySc
hool
Основные виды http://www.gorodfinansov.ru
www.azbukafinansov.ru
деятельности
http://www.it-n.ru/
обучающихся
http://www.uchportal.ru/load
/136
Что такое деньги и откуда они взялись
1
Появление обмена
1
Лекция,
товаров
беседа,
дискуссия,
групповая
работа,
2
Первые деньги
1
просмотр
видеосюжет
ов
7
Исследовательс http://www.gorodfinansov.ru
www.azbukafinansov.ru
кая
http://www.it-n.ru/
деятельность,
http://www.uchportal.ru/load
проектная
/136
деятельность,
http://www.gorodfinansov.ru
работа с
www.azbukafinansov.ru
пословицами,
http://www.it-n.ru/
решение задач, http://www.uchportal.ru/load
работа с
/136
кейсами
Рассмотрим деньги поближе. Защита от подделок
Монеты
1
Лекция,
Исследовательс http://www.gorodfinansov.ru
www.azbukafinansov.ru
дискуссия,
кая
http://www.gorodfinansov.ru
Бумажные деньги
1
просмотр
деятельность,
видеосюжет групповая/парн www.azbukafinansov.ru
http://www.gorodfinansov.ru
Гурт. Подделка
1
ов, беседа,
ая работа,
монет
интерактивн решение задач, www.azbukafinansov.ru
http://www.gorodfinansov.ru
«Орёл» и «решка». 1
ая игра
игровая
www.azbukafinansov.ru
Аверс и реверс.
деятельность
Номинал
http://www.gorodfinansov.ru
Номинал банкнот
1
8
Защита от подделок 1
3
4
5
6
www.azbukafinansov.ru
http://www.gorodfinansov.ru
www.azbukafinansov.ru
http://www.gorodfinansov.ru
www.azbukafinansov.ru
9
Интерактивная
игра «Что такое
деньги?
Рассмотрим их
поближе.
1
10
Клады. Меховые
деньги.
1
11
Первые русские
монеты деньга и
копейка.
1
Рубль, гривенник,
полтинник
1
12
13
Современные
деньги России
1
14
Доллары, евро –
самые известные
иностранные
деньги
1
15
Банки. Наличные
деньги.
1
16
Банки.
Безналичные и
электронные
деньги.
1
17
Заключительное
занятие.
Финансовая квестигра.
1
№
Название темы
http://www.gorodfinansov.ru
www.azbukafinansov.ru
Какие деньги были раньше в России
Лекция,
Исследовательс https://razvitum.ru/articles/35
/2222?utm_source=email&ut
беседа,
кая
m_medium=email&utm_cam
дискуссия,
деятельность,
просмотр
групповая/парн paign=1089&utm_content=ar
ticle
видеосюжет ая работа,
https://razvitum.ru/articles/35
ов,
решение задач
/2222?utm_source=email&ut
обсуждение
m_medium=email&utm_cam
paign=1089&utm_content=ar
ticle
https://razvitum.ru/articles/35
/2222?utm_source=email&ut
m_medium=email&utm_cam
paign=1089&utm_content=ar
ticle
Современные деньги России и других стран
Лекция,
Исследовательс https://razvitum.ru/articles/35
/2222?utm_source=email&ut
беседа,
кая
m_medium=email&utm_cam
дискуссия,
деятельность,
просмотр
групповая/парн paign=1089&utm_content=ar
ticle
видеосюжет ая работа,
https://razvitum.ru/articles/35
ов,
решение задач,
/2222?utm_source=email&ut
обсуждение, игровая
m_medium=email&utm_cam
квест-игра
деятельность,
paign=1089&utm_content=ar
проектная
ticle
деятельность
https://razvitum.ru/articles/35
3 класс
Количе Форма
ство
проведения
часов
занятия
Откуда в семье деньги
/2222?utm_source=email&ut
m_medium=email&utm_cam
paign=1089&utm_content=ar
ticle
https://razvitum.ru/articles/35
/2222?utm_source=email&ut
m_medium=email&utm_cam
paign=1089&utm_content=ar
ticle
https://razvitum.ru/articles/35
/2222?utm_source=email&ut
m_medium=email&utm_cam
paign=1089&utm_content=ar
ticle
Основные виды http://www.gorodfinansov.ru
www.azbukafinansov.ru
деятельности
обучающихся
http://www.gorodfinansov.ru
www.azbukafinansov.ru
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
№
1
2
Клады,
лотереи,
1
Лекция,
наследство
беседа,
дискуссия,
Заработная плата
1
просмотр
Пенсии, пособия,
1
видеосюжет
стипендии
ов,
Аренда и проценты
1
обсуждение,
в банке, кредиты
деловая игра
Финансовая игра
1
На что тратятся деньги
Расходы на самое
1
Лекция,
необходимое
беседа,
дискуссия,
Сбережения
и
1
просмотр
непредвиденные
видеосюжет
расходы
ов,
Вредные привычки
1
обсуждение,
Хобби
1
деловая игра
Финансовая игра
1
Групповая/пар
ная
работа,
решение задач,
игровая
деятельность,
проектная
деятельность
Исследовательс
кая
деятельность,
групповая/парн
ая
работа,
решение задач,
игровая
деятельность,
проектная
деятельность
Как умно управлять своими деньгами
Расходы и доходы.
1
Лекция,
Исследовательс
Считаем деньги
беседа,
кая
дискуссия,
деятельность,
Учимся экономить
1
просмотр
групповая/парн
Деловая игра «Как
1
видеосюжет ая
работа,
можно управлять
ов,
решение
задач,
своими деньгами»
обсуждение, игровая
деловая игра деятельность,
проектная
деятельность
Как делать сбережения
Как
откладывать
1
Лекция,
Исследовательс
деньги
беседа,
кая
дискуссия,
деятельность,
Как распорядиться
1
просмотр
групповая/парн
своими
видеосюжет ая
работа,
сбережениями
ов,
решение задач,
Финансовая квест1
обсуждение, игровая
игра.
деловая игра деятельность,
Заключительное
1
проектная
занятие.
деятельность
4 класс
Название темы
Количе Форма
Основные виды
ство
проведения
деятельности
часов
занятия
обучающихся
Как появились деньги и какими они бывают
Как
появились
1
Лекция,
Групповая/пар
деньги?
История
беседа,
ная
работа,
монет.
дискуссия,
решение задач,
просмотр
игровая
Монеты Древней
1
видеосюжет
деятельность,
Руси (выполнение
http://www.gorodfinansov.ru
www.azbukafinansov.ru
http://www.gorodfinansov.ru
www.azbukafinansov.ru
http://www.gorodfinansov.ru
http://www.gorodfinansov.ru
www.azbukafinansov.ru
http://www.it-n.ru/
http://www.gorodfinansov.ru
www.azbukafinansov.ru
http://www.gorodfinansov.ru
www.azbukafinansov.ru
http://www.it-n.ru/
http://www.gorodfinansov.ru
www.azbukafinansov.ru
http://www.it-n.ru/
http://www.gorodfinansov.ru
http://www.gorodfinansov.ru
http://www.it-n.ru/
http://www.gorodfinansov.ru
творческих работ).
ов,
проектная
Представление
обсуждение, деятельность
творческих работ
деловая игра
«Монеты Древней
Руси».
3
Бумажные деньги.
1
4
Безналичные
1
деньги. Дебетовая
карта и кредитная
карта,
в
чем
разница?
5
Исследование
1
«Деньги
1
современности».
Интерактивная
викторина
«Деньги».
Из чего складываются доходы в семье
6
Откуда в семье
1
Лекция,
Исследовательс
берутся деньги.
беседа,
кая
7
дискуссия,
деятельность,
Как
заработать
1
просмотр
групповая/парн
деньги?
видеосюжет ая
работа,
8
Подсчитываем
1
ов,
решение задач,
доходы семьи. На
обсуждение, игровая
что семьи тратят
деловая игра деятельность,
деньги?
проектная
9
Вот я вырасту и
1
деятельность
стану… Профессии
будущего
и
настоящего.
10 Как приумножить
1
то, что имеешь?
Как
правильно
планировать
семейный бюджет?
Почему семье иногда не хватает денег на жизнь и как этого
избежать
11 На
что
семья
1
Лекция,
Исследовательс
тратит
деньги.
беседа,
кая
Подсчитаем
все
дискуссия,
деятельность,
расходы семьи.
просмотр
групповая/парн
12 Семейный бюджет
видеосюжет
ая
работа,
1
13 Как
ов,
решение задач,
планировать
1
обсуждение,
игровая
семейный бюджет?
деловая игра деятельность,
Правила
проектная
составления
деятельность
семейного бюджета
Деньги счёт любят, или как управлять своим кошельком, чтобы он
не пустовал
14 Как
тратить
с
1
Лекция,
Исследовательс
умом? Примерный
беседа,
кая
бюджет школьника
дискуссия,
деятельность,
http://www.gorodfinansov.ru
www.azbukafinansov.ru
http://www.it-n.ru/
http://www.gorodfinansov.ru
www.azbukafinansov.ru
http://www.it-n.ru/
http://www.gorodfinansov.ru
www.azbukafinansov.ru
http://www.gorodfinansov.ru
www.azbukafinansov.ru
http://www.it-n.ru/
http://www.gorodfinansov.ru
www.azbukafinansov.ru
http://www.it-n.ru/
15
16
17
Если
доходы
превышают
расходы,
образуются
сбережения. Если
расходы
превышают
доходы,
образуются долги
Игра
«Древо
решений». Товары
и услуги.
Игра «Монополия».
Обзорное занятие
«Что
нового
я
открыл для себя?»
просмотр
видеосюжет
ов,
обсуждение,
деловая игра
1
групповая/парн http://www.gorodfinansov.ru
ая
работа,
решение задач,
игровая
деятельность,
проектная
деятельность
1
www.azbukafinansov.ru
1
http://www.gorodfinansov.ru
www.azbukafinansov.ru
http://www.it-n.ru/
Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса.
Юлия Корлюгова. Финансовая грамотность. Учебная программа. 1-4 классы. Москва,
Вита, 2020.