УК Экономика

Пояснительная записка
Рабочая программа учебного курса «Экономика» для 10 класса социальноэкономического профиля составлена с учетом требований Федерального государственного
образовательного стандарта среднего общего образования.
Рабочая программа ориентирована на применение в образовательном процессе
учебно-методического комплекта Г. Э. Королевой, Т. В. Бурмистровой «Экономика. 10—
11классы».
Цели экономической подготовки на базовом уровне в старшей школе состоят в
том, чтобы средствами учебного предмета активно содействовать:
• воспитанию гражданской позиции юношества, основанной на идеях уважения
труда, продуктивной компетентной профессиональной деятельности прав собственности во
всех её формах; социальной ответственности в экономической деятельности; готовности
активно участвовать в процессах модернизации и инновационного развития нашей
страны;
• развитию личности в период ранней юности, её духовно-нравственных позиций и
приоритетов, экономического образа мышления, способности к предстоящему
самоопределению и самореализации в различных областях
жизни, в том числе трудовой, профессиональной, предпринимательской; развитию
интереса к изучению экономической науки и других дисциплин социально-экономического
цикла;
• углублению и систематизации знаний об экономической сфере жизни общества,
полученных в основной школе
о базовых понятиях экономической науки, об
экономической роли государства в условиях рынка, о ведущих тенденциях экономического
развития в современных условиях,
необходимых для взаимодействия с социальной средой и выполнения типичных
социальных ролей человека и гражданина, включая роли потребителя, работника,
предпринимателя;
• формированию основ экономического мышления, привитию навыков
рационального экономического поведения,
умению применять полученные знания для решения типичных экономических задач,
аргументированных суждений по экономическим вопросам, используя различные
источники информации;
• овладению умениями получать экономическую информацию из различных
источников; преобразовывать её и использовать для решения учебных задач, а также для
анализа и оценки жизненных ситуаций
Цели и задачи учебного курса
Цели освоения учебного курса «Экономика» на базовом уровне ориентированы на
обеспечение преимущественно общеобразовательной и общекультурной подготовки. На
базовом уровне выпускник школы должен быть компетентен в следующих вопросах:
— понимать значение производства материальных благ как
основы хозяйственной жизни; различать доходы, которые могут принести
принести различные факторы производства; анализировать
эффективность возможных вариантов экономического решения и делать
эффективный выбор в условиях ограниченности ресурсов;
— в вопросах функционирования рынка: понимать сущность рыночного равновесия
как результата взаимодействия законов
спроса и предложения; понимать роль конкуренции и необходимость
государственного антимонопольного регулирования; понимать особенности рыночной
системы хозяйствования, её преимущества и недостатки;
— в вопросах экономики домохозяйства: анализировать доходы и расходы семьи,
составлять семейный бюджет; различать факторы, влияющие на заработную плату;

анализировать ситуацию на рынке труда и оценивать собственные возможности на рынке
труда; различать причины безработицы;
— в вопросах экономики фирмы: понимать взаимосвязанность понятий «продукт
производства», «выручка фирмы», «издержки», «прибыль»; сравнивать преимущества и
недостатки отдельных форм организации бизнеса; иметь представление об источниках
финансирования бизнеса; различать права владельцев ценных бумаг;
— в области экономики государства: понимать экономические цели и функции
государства; уметь анализировать благосостояние граждан в разных странах на основе
макроэкономических показателей, различать факторы экономического роста;
анализировать фазы экономического цикла; понимать цели
бюджетно-налоговой
политики
государства,
представлять
приоритетные
направления развития российской экономики;
— в области денежного обращения: понимать функции денег, различать их
современные формы и качества; понимать роль банков и других финансовых организаций;
анализировать инфляционные процессы; понимать цели денежно-кредитной политики
Банка России;
— в области международной торговли: понимать современные тенденции развития
мирового хозяйства, место и роль России в современной мировой экономике,
ориентироваться в текущих событиях в области международной торговли.
Общая характеристика учебного курса «Экономика»
Реализация Программы в процессе обучения позволит обучающимся освоить
ключевые компетенции, необходимые для социализации в экономической сфере. Изучение
учебного курса «Экономика» в части формирования обучающихся научного
мировоззрения, освоения общенаучных методов (наблюдение, измерение, эксперимент,
моделирование), освоения практического применения научных знаний основано на
межпредметных связях с предметами «История», «География», «Обществознание»,
«Информатика» и «Математика». Экономические знания помогают понимать исторические
и современные социально-экономические процессы и вносят вклад в формирование
компетенций, необходимых современному человеку для продолжения образования.
Место учебного курса в учебном плане
На изучение учебного курса «Экономика» в 10 классе социально-экономического
профиля отводится 34 часа, по 1 часу в неделю, за свет части учебного плана, формируемой
участниками образовательных отношений.
Планируемые результаты освоения учебного курса
Личностные результаты освоения учебного курса «Экономика» отражают:
1) российскую гражданскую идентичность, патриотизм, уважение к своему народу,
чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину;
2) гражданскую позицию как активного и ответственного члена российского
общества, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие
гуманистические и демократические ценности;
3) сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню
развития экономической науки и практики, осознание своего места в поликультурном мире;
4) сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с
общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и
способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
5) навыки сотрудничества в образовательной, общественно полезной, учебноисследовательской, проектной и других видах деятельности экономического содержания;
6) нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих
ценностей;
7) готовность и способность к экономическому образованию, в том числе
самообразованию, на протяжении всей жизни;

8) осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных
жизненных планов;
9) сформированность экологического мышления, понимания влияния социальноэкономических процессов на состояние природной и социальной среды.
Метапредметные
результаты
освоения
учебного
курса
«Экономика»
предусматривают:
1) умение самостоятельно определять цели деятельности и
составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и
корректировать деятельность; выбирать рациональные стратегии в условиях
ограниченности ресурсов;
2) умение продуктивно общаться и взаимодействовать в
процессе совместной деятельности;
3) владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной
деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к
самостоятельному поиску методов решения экономических задач;
4) готовность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности,
включая умение ориентироваться в различных источниках экономической информации,
критически оценивать и интерпретировать информацию экономического содержания,
получаемую из различных источников;
5) умение использовать средства информационных и коммуникационных
технологий (далее — ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и организационных
задач;
6) умение определять назначение и функции различных социально-экономических
институтов;
7) умение самостоятельно принимать эффективные решения;
8) владение языковыми средствами — умение ясно, логично и точно излагать свою
точку зрения;
9) владение навыками познавательной рефлексии.
Предметные результаты освоения учебного курса «Экономика» на базовом уровне
предусматривают:
1) сформированность системы знаний об экономической сфере в жизни общества
как пространстве, в котором осуществляется экономическая деятельность индивидов,
семей, отдельных предприятий и государства;
2) понимание сущности экономических институтов, их роли в социальноэкономическом развитии общества; понимание значения этических норм и нравственных
ценностей в экономической деятельности отдельных людей и общества; сформированность
уважительного отношения к чужой собственности;
3) сформированность экономического мышления: умения принимать рациональные
решения в условиях относительной ограниченности доступных ресурсов, оценивать и
принимать ответственность за их возможные последствия для себя, своего окружения и
общества в целом;
4) владение навыками поиска актуальной экономической информации в различных
источниках, включая Интернет; умение различать факты, аргументы и оценочные
суждения; анализировать, преобразовывать и использовать экономическую информацию
для решения практических задач в учебной деятельности и реальной жизни;
5) сформированность навыков проектной деятельности:
умения
разрабатывать
и
реализовывать
проекты
экономической
и
междисциплинарной направленности на основе базовых экономических знаний и
ценностных ориентиров;
6) умение применять полученные знания и сформированные навыки для
эффективного исполнения основных социально-экономических ролей (потребителя,

производителя, покупателя, продавца, заёмщика, акционера, наёмного работника,
работодателя, налогоплательщика);
7) способность к личностному самоопределению и самореализации в экономической
деятельности, в том числе в области предпринимательства; знание особенностей
современного рынка труда, владение этикой трудовых отношений;
8) понимание места и роли России в современной мировой экономике; умение
ориентироваться в текущих экономических событиях в России и мире.
В результате изучения учебного курса на базовом уровне ученик 10 класса должен
овладеть следующими знаниями, умениями и навыками:
•
знать/понимать: виды экономических систем, рыночные законы и механизмы,
причины различий в уровне оплаты труда, формы организации бизнеса, организационноправовые формы предпринимательства, виды ценных бумаг, принципы формирования
семейного бюджета.
•
приводить примеры: факторов производства и факторных доходов, общественных
благ, внешних эффектов, российских предприятий разных организационных форм,
глобальных экономических проблем;
•
описывать: действие рынка, основные формы заработной платы и стимулирования
труда, место экономики России в мировом хозяйстве.
•
объяснять: взаимовыгодность добровольного обмена, причины неравенства доходов,
причины неравенства в распределении доходов в обществе.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и
повседневной жизни для:
•
получения и оценки экономической информации;
•
анализа экономической ситуации в стране;
•
составления семейного бюджета;
•
оценки собственных экономических действий в качестве потребителя, члена семьи и
гражданина.
Содержание учебного курса «Экономика»
Экономика и человек. Экономика фирмы
Что изучает экономика. Экономика: наука и хозяйство. Потребности и блага. Факторы
производства. Ограниченность ресурсов. Проблема выбора. Рациональное поведение людей
в экономике. Альтернативная стоимость. Производственные возможности. Экономическая
система. Главные вопросы экономики. Типы экономических систем. Смешанная
экономическая система. Спрос. Закон спроса. Спрос и величина спроса. Факторы спроса.
Предложение. Закон предложения. Предложение и величина предложения. Факторы
предложения. Рыночное равновесие. Равновесная цена и равновесное количество.
Нарушение рыночного равновесия. Конкуренция и её виды. Совершенная конкуренция.
Монополистическая конкуренция. Олигополия. Монополия. Формы организации бизнеса.
Понятие
предпринимательства.
Индивидуальная
деятельность.
Хозяйственные
товарищества и общества. Акционерное общество. Экономика фирмы. Финансовые
показатели фирмы. Виды издержек фирмы. Средние издержки. Источники финансирования
фирмы. Внутренние и внешние источники финансирования. Виды ценных бумаг.
Надёжность и доходность ценных
бумаг. Менеджмент. Основные принципы менеджмента. Экономические цели предприятия.
Функции управления. Организационная структура управления предприятием. Маркетинг.
Основные элементы маркетинга. Реклама: достоинства и недостатки. Виды рекламных
стратегий. Рынок труда. Особенности рынка труда. Заработная плата. Производительность
труда. Финансы семьи. Зачем нужно составлять семейный бюджет. Доходы семьи. Расходы
семьи. Потребительский кредит. Неравномерность распределения доходов.

Тематическое планирование (10 класс)
№
урока

1.
2.

3.

4.

5.
6.
7.
8.

9.
10.
11.
12.
13.
14.

15.
16.

17.
18.
19.
20.
21.
22.

Тема урока

КолОсновное содержание
во
часов
Тема 1. Экономика как наука и хозяйство (8 часов)
Экономика: наука и хозяйство.
1
Предмет науки экономики.
Экономический анализ.
Экономика: наука и хозяйство.
1
Экономическая модель.
Микроэкономика и макроэкономика.
Потребности и блага. Факторы
1
Потребность и блага. Факторы
производства. Ограниченность
производства. Ограниченность
ресурсов.
ресурсов.
Потребности и блага. Факторы
1
производства. Ограниченность
ресурсов.
Проблема выбора.
1
Рациональное поведение людей в
экономике. Альтернативная
стоимость. Производственные
Проблема выбора.
1
возможности.
Экономические системы.
1
Главные вопросы экономики. Типы
экономических систем. Преимущества
Экономические системы.
1
и недостатки рыночной экономики.
Тема 2. Рыночный механизм (8 часов)
Спрос.
1
Спрос и его факторы. Закон спроса.
Величина спроса.
Спрос.
1
Предложение.
1
Предложение и его факторы.
Величина предложения. Закон
Предложение.
1
предложения
Рыночное равновесие.
1
Рыночное равновесие.
Равновесная цена.
Рыночное равновесие.
1
Равновесная выручка.
Дефицитный спрос и избыточное предложение.
Связанные рынки
Конкуренция.
Конкуренция.

Совершенная конкуренция.
Монополистическая конкуренция.
Олигополия. Монополия.
Монопсония. Антимонопольное
законодательство.
Тема 3. Экономика фирмы (11 часов)
Формы организации бизнеса.
1
Предпринимательство,
организационно-правовые формы
Формы организации бизнеса.
1
предпринимательства
Экономика фирмы.
1
Фирма и ее экономические цели.
Финансовые показатели фирмы
Издержки.
1
Издержки, прибыль, рентабельность
Издержки.
1
Источники финансирования
1
Источники финансирования бизнеса.
фирмы.
Виды ценных бумаг. Надежность и
1
1

23.
24.
25.
26.
27.
28.

29.
30.

31.

32.
33.

34.

Источники финансирования
1
доходность ценных бумаг
фирмы.
Менеджмент
1
Основные принципы менеджмента.
Экономические цели предприятия.
Менеджмент.
1
Организационная
Маркетинг
1
Структура управления предприятием.
Маркетинг.
1
Финансы семьи (5 часов)
Рынок труда.
1
Особенности рынка труда.
Человеческий капитал. Заработная
плата.
Заработная плата.
1
. Заработная плата.
Производительность труда.
1
Производительность труда. Факты
повышения производительности
труда.
Финансы семьи.
1
Источники доходов семьи. Доходы
номинальные и реальные. Семейный
бюджет. Неравномерность
распределения доходов населения.
Финансы семьи
1
Итоговое повторение курса ( 2 часа)
Итоговое повторение курса
1
(презентации по
микроэкономической тематике)
Итоговое повторение курса
1
(тестирование)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».