ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Учебный курс « И с к л ю ч и т е л ь н ы й р у с с к и й » может быть использован в
качестве обобщающего учебного курса по русскому языку для учащихся 11 классов при
подготовке к ЕГЭ. Содержание курса опирается на знания, умения и навыки учащихся
старших классов, сформированные в основной школе. Содержание программы
предполагает расширение и углубление теоретического материала, позволяющее
формирование практических навыков выполнения тестовых заданий на ЕГЭ.
ЦЕЛИ КУРСА: освоение учащимися 11 классов норм русского литературного
языка, подготовка старшеклассников к выполнению заданий экзаменационной работы на
более высоком качественном уровне, формирование устойчивых практических навыков
выполнения тестовых и коммуникативных задач, а также пользования нормированной
устной и письменной речью в различных сферах дальнейшей жизни. Главная цель курса –
обеспечить поддержку освоения содержания учебного предмета «Русский язык»
учащимися средней школы, сформировать умения и навыки выполнения тестовых и
коммуникативных заданий на уровне, позволяющем и учителю, и ученику прогнозировать
положительные результаты выполнения экзаменационной работы.
Задачи курса:
совершенствование
языковой грамотности
учащихся,
формирование
умения выполнять все виды
языкового анализа;
дифференциация освоения алгоритмов выполнения тестовых и
коммуникативных задач учащимися с разным уровнем языковой подготовки;
обучение старшеклассников осознанному выбору правильных ответов при
выполнении тестовых заданий;
освоение
стилистического многообразия
и
практического
использования художественно-выразительных
средств русского языка;
Программа учебного курса рассчитана на 34 часа (1 раз в неделю). Курс
реализуется за счет часов части учебного плана, формируемой участниками
образовательных отношений.
Материал программы предполагает использование его для расширения и углубления
содержания учебного предмета «Русский язык» на базовом уровне.
Формы изучения курса, которые могут быть использованы в процессе освоения,
обусловлены его практической направленностью: работа с нормативными документами, с
учебными пособиями по подготовке к ЕГЭ, с тестами и текстами, тренинг, практикум,
мини-исследования содержания и языковых средств конкретных текстов.
Последовательность освоения содержания предлагаемого курса обусловлена в
основном композиционной структурой тестовых и коммуникативных заданий
экзаменационной работы и логикой изложения учебного материала в примерной программе
изучения русского языка в основной и средней школе.
Проектная деятельность учащихся может быть представлена разработкой миниисследовательских работ (разработка и представление собственных алгоритмов
выполнения конкретного задания, комплекса заданий).
Программа предполагает совершенствование умений и навыков, сформированных
содержанием курса изучения русского языка в 5-10 классах, акцентируя внимание прежде
всего на развитии умений и навыков выполнения заданий повышенной и высокой
трудности.
Элективный курс обеспечивает к концу его изучения овладение следующими
1
умениями:
умение оценивать речь с точки зрения языковых норм русского
литературного языка (орфоэпических, лексических, словообразовательных,
морфологических, синтаксических);
умение применять знания по фонетике, лексике, морфемике,
словообразованию, морфологии и синтаксису в практике правописания;
умение соблюдать в речевой практике основные синтаксические нормы
русского литературного языка;
умение адекватно понимать информацию (основную и дополнительную,
явную и скрытую) письменного сообщения (текста, микротекста).
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Языковые нормы. Литературный язык.
Нормированность речи. Типы
норм.
Словарь трудностей русского языка.
Орфоэпическая норма, основные правила орфоэпии. Акцентологическая норма
(нормы ударения).
Лексическая норма. Лексическое и грамматическое значения слова. Лексическое
многообразие лексики русского языка: омонимы, синонимы, антонимы, паронимы;
общеупотребительная лексика и лексика ограниченного употребления; заимствованная
лексика, устаревшие и новые слова. Фразеологизмы. Речевые ошибки на лексическом
уровне, их предупреждение.
Грамматические нормы (словообразовательная, морфологическая, синтаксическая
нормы).
Словообразовательная норма.
Способы словообразования. Ошибочное
словообразование.
Предупреждение
ошибок
при
словообразовании
и
словообразовательном анализе.
Морфологические нормы. Правила и нормы образования форм слов разных частей
речи. Морфологический анализ слова. Грамматические и речевые ошибки на
морфологическом уровне, их предупреждение.
Синтаксические нормы. Словосочетание. Виды словосочетаний. Построение
словосочетаний. Лексическая сочетаемость слов в словосочетаниях.
Предложение. Порядок слов в предложении. Виды предложений. Интонационная
норма. Нормы согласования. Нормы управления. Нормы примыкания. Правильное
использование деепричастного оборота. Синтаксическая синонимия. Типичные ошибки
при нарушении синтаксических норм, их предупреждение.
Нормы письменной речи: орфографические и пунктуационные нормы.
Орфографическая грамотность. Использование алгоритмов при освоении
орфографических правил. Трудные случаи русской орфографии: правописание –Н- и –ННв суффиксах различных частей речи; правописание корней. Правописание приставок;
правописание личных окончаний глаголов и суффиксов причастий настоящего времени;
правописание суффиксов различных частей речи (кроме –Н-/-НН-); правописание НЕ и НИ;
слитное, дефисное и раздельное написание омонимичных слов и сочетаний слов).
Пунктуационная грамотность. Использование алгоритмов при освоении
пунктуационных норм. Трудные случаи пунктуации. Пунктуация в простом предложении.
Сложное предложение с разными видами связи.
Текст: структура, языковое оформление. Смысловая и композиционная целостность
текста. Последовательность предложений в тексте. Разноаспектный анализ текста. Логикосмысловые отношения между частями микротекста. Средства связи предложений в тексте.
Основная и дополнительная информация микротекста. Информационная обработка
письменных текстов различных стилей и жанров.
Функционально-смысловые
типы
речи,
их
отличительные
признаки.
Предупреждение ошибок при определении типов речи.
2
Функциональные стили, их характеристика. Специфика отдельных стилей речи.
Предупреждение ошибок при определении стиля текста, его фрагмента.
Изобразительно-выразительные средства языка. Выразительные средства лексики и
фразеологии. Тропы, их характеристика. Стилистические фигуры.
Обобщающее повторение.
Планируемые результаты
В результате изучения курса ученик научится:
1. Проводить различные виды анализа языковых единиц, явлений и фактов;
2. Осуществлять речевой самоконтроль;
3.
Проводить лингвистический анализ научных, деловых, публицистических,
разговорных и художественных текстов;
4. Извлекать информацию из различных источников;
5. Владеть основными приёмами информационной переработки текста;
6. Создавать письменные высказывания и редактировать собственный текст;
7.
Применять в практике речевого общения основные орфоэпические,
лексические, грамматические нормы современного русского языка;
8. Использовать в собственной практике синонимические ресурсы русского языка;
9.
Применять в практике письма орфографические и пунктуационные нормы
современного русского языка.
Данный перечень умений представлен в "Кодификаторе элементов содержания и
требований к уровню подготовки выпускников образовательных организаций для
проведения единого государственного экзамена по русскому языку". Документ подготовлен
Федеральным
государственным
бюджетным
научным
учреждением
«ФЕДЕРАЛЬНЫЙ
ИНСТИТУТ
ПЕДАГОГИЧЕСКИХ
ИЗМЕРЕНИЙ».
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
1
Название раздела
Литературный язык. Стили.
тропы
Грамматика. Орфография
Синтаксис
2
3
Кол-во часов
7
16
11
Поурочное планирование
№
п/п
1
2
3
4
5
6
к-во часов
Тема занятия
11 класс – 34 часа
Литературный язык. Языковые нормы. Типы норм.
Стили речи в русском языке.
Основные правила орфоэпии. Предупреждение
ошибок на орфоэпическом уровне.
Многообразие
лексики
русского
языка.
Фразеология.
Речевые ошибки на лексическом уровне.
Выразительные средства лексики и фразеологии.
Тропы (эпитет, метафора)
Тропы. Умение находить их в тексте.
1
1
1
1
1
1
3
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
Стилистические фигуры, их роль в тексте.
Правила образования форм слов разных частей
речи.
Грамматические
и речевые ошибки на
морфологическом уровне.
Грамматические
и речевые ошибки на
морфологическом уровне.
Грамматические
и речевые ошибки на
морфологическом уровне.
Использование алгоритмов при написании –Н- и
–НН- в суффиксах разных частей речи.
Использование алгоритмов при написании –Н- и
–НН- в суффиксах разных частей речи.
Правописание корней и приставок.
Правописание корней и приставок.
Правописание личных окончаний глаголов и
суффиксов причастий настоящего времени.
Правописание личных окончаний глаголов и
суффиксов причастий настоящего времени.
Правописание суффиксов различных частей речи
(кроме –Н- и –НН-).
Предупреждение ошибок при написании НЕ и
НИ.
Слитное, дефисное и раздельное написание
омонимичных слов и сочетаний слов.
Слитное, дефисное и раздельное написание
омонимичных слов и сочетаний слов.
Самостоятельная работа по проверке навыков
орфографической грамотности.
Самостоятельная работа по проверке навыков
орфографической грамотности.
Синтаксические нормы. Словосочетание, виды
словосочетаний, их построение.
Предложение. Порядок слов в предложении.
Грамматическая основа предложения.
Простые
и
сложные
предложения.
Односоставные
предложения.
Неполные
предложения.
Нормы согласования (согласование сказуемого с
подлежащим, согласование определений с
определяемым словом)
Нормы управления. Построение предложений с
однородными членами.
Нормы примыкания. Правильное использование
деепричастного оборота.
Синтаксическая синонимия.
Знаки препинания в простом предложении.
Знаки препинания в сложноподчиненных и
бессоюзных предложениях
Знаки препинания в сложноподчиненных и
бессоюзных предложениях
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
4
34
Итоговая зачетная работа по тестам (с само- и
взаимопроверкой по окончании работы)
1
5