ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Актуальность и назначение программы
Программа курса внеурочной деятельности «Разговоры о важном» (далее —
программа) разработана в соответствии с требованиями федеральных государственных
образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего общего
образования, ориентирована на обеспечение индивидуальных потребностей обучающихся и
направлена на достижение планируемых результатов федеральных основных
образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего
образования с учётом выбора участниками образовательных отношений курсов внеурочной
деятельности. Задачей педагога, работающего по программе, является развитие у
обучающегося ценностного отношения к Родине, природе, человеку, культуре, знаниям,
здоровью, сохранение и укрепление традиционных российских духовно-нравственных
ценностей.
Педагог помогает обучающемуся:
в формировании его российской идентичности;
в формировании интереса к познанию;
в формировании осознанного отношения к своим правам и свободам и
уважительного отношения к правам и свободам других;
в выстраивании собственного поведения с позиции нравственных и правовых норм;
в создании и мотивации для участия в социально значимой деятельности;
в развитии у школьников общекультурной компетентности;
в развитии умения принимать осознанные решения и делать выбор;
в осознании своего места в обществе;
в познании себя, своих мотивов, устремлений, склонностей;
в формировании готовности к личностному самоопределению.
Нормативно-правовую основу рабочей программы курса внеурочной деятельности
«Разговоры о важном» составляют следующие документы:
1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации».
2. Указ Президента Российской Федерации от 02.07.2021 № 400 «О Стратегии
национальной безопасности Российской Федерации».
3. Указ Президента Российской Федерации от 09.11.2022 № 809 «Об утверждении
Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских
духовно-нравственных ценностей».
4. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29.04.2015 № 996-р «Об
утверждении Стратегии развития воспитания на период до 2025 года».
5. Приказ Минпросвещения России от 31.05.2021 № 286 «Об утверждении
федерального государственного образовательного стандарта начального общего
образования».
6. Приказ Минпросвещения России от 31.05.2021 №287 «Об утверждении
федерального государственного образовательного стандарта основного общего
образования». 7. Приказ Минобрнауки России от 17.05.2012 № 413 «Об утверждении
федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования».
8. Приказ Минпросвещения России от 18.05.2023 № 372 «Об утверждении
федеральной образовательной программы начального общего образования».
9. Приказ Минпросвещения России от 18.05.2023 № 370 «Об утверждении
федеральной образовательной программы основного общего образования».
10. Приказ Минпросвещения России от 18.05.2023 № 371 «Об утверждении
федеральной образовательной программы среднего общего образования».
11. Письмо Минпросвещения России от 18.02.2025 № 06-221 «О направлении
информации» (вместе с Методическими рекомендациями по реализации цикла внеурочных
занятий «Разговоры о важном»).
Программа может быть реализована в работе с обучающимися 1‒2, 3‒4, 5‒7, 8‒9 и
10‒11 классов, в течение одного учебного года, если занятия проводятся 1 раз в неделю,
34/35 учебных часов.
Занятия по программе проводятся в формах, соответствующих возрастным
особенностям
обучающихся
и
позволяющих
им
вырабатывать
собственную
мировоззренческую позицию по обсуждаемым темам (например, познавательные беседы,
деловые игры, викторины, интервью, блиц-опросы и т. д.). Следует отметить, что
внеурочные занятия входят в общую систему воспитательной работы образовательной
организации, поэтому тематика и содержание должны обеспечить реализацию их назначения
и целей. Это позволяет на практике соединить учебную и воспитательную деятельность
педагога, ориентировать её не только на интеллектуальное, но и на нравственное, социальное
развитие ребёнка.
Многие темы внеурочных занятий выходят за рамки содержания, изучаемого на
уроках, но это не означает, что учитель будет обязательно добиваться точного усвоения
нового знания, запоминания и чёткого воспроизведения нового термина или понятия. В
течение учебного года обучающиеся много раз будут возвращаться к обсуждению одних и
тех же понятий, что послужит постепенному осознанному их принятию.
Наличие сценариев внеурочных занятий не означает формального следования им. При
реализации содержания занятия, которое предлагается в сценарии, педагог учитывает
региональные, национальные, этнокультурные особенности территории, где функционирует
данная образовательная организация. Обязательно учитывается и уровень развития
школьников, их интересы и потребности. При необходимости, исходя из статуса семей
обучающихся, целесообразно уточнить (изменить, скорректировать) и творческие задания,
выполнять которые предлагается вместе с родителями, другими членами семьи.
Личностных результатов можно достичь, увлекая школьников совместной, интересной
и многообразной деятельностью, позволяющей раскрыть потенциал каждого; используя
разные формы работы; устанавливая во время занятий доброжелательную, поддерживающую
атмосферу; насыщая занятия ценностным содержанием. Задача педагога, организуя беседы,
дать возможность школьнику анализировать, сравнивать и выбирать.
Внеурочное занятие проходит каждый понедельник. Оно начинается поднятием
Государственного
флага
Российской
Федерации,
слушанием
(исполнением)
Государственного гимна Российской Федерации. Это мероприятие проходит в общем
школьном актовом зале. Затем обучающиеся расходятся по классам, где проходит
тематическая часть занятия. При подготовке к занятию учитель должен внимательно
ознакомиться со сценарием и методическими комментариями к нему. Необходимо обратить
внимание на три структурные части сценария: первая часть — мотивационная, вторая часть
— основная, третья часть — заключительная.
Цель мотивационной части занятия — знакомство обучающихся с темой занятия,
выдвижение мотива его проведения. Эта часть обычно начинается с просмотра
видеоматериала, оценка которого является введением в дальнейшую содержательную часть
занятия.
Основная часть строится как сочетание разнообразной деятельности обучающихся:
интеллектуальной (работа с представленной информацией), коммуникативной (беседы,
обсуждение видеоролика), практической (выполнение разнообразных заданий), игровой
(дидактическая и ролевая игра), творческой (обсуждение воображаемых ситуаций,
художественное творчество).
В заключительной части подводятся итоги занятия.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «РАЗГОВОРЫ О
ВАЖНОМ»
Зачем человеку учиться? Обучение — важный процесс развития человека. Роль
знаний в развитии личности и общества. Влияние цифровых технологий на приобретение
знаний. Развитие навыков работы в команде, уважения разных мнений, разрешения
конфликтов и эмпатии в ходе школьного образования.
Русский язык в эпоху цифровых технологий. Русский язык — государственный
язык, объединяющий многонациональную семью народов Российской Федерации.
Современное разнообразие русского языка, изменения в устной и письменной речи под
влиянием цифровой среды. Грамотная, логичная и понятная речь — признак образованного
человека и залог успеха в будущем. Правила использования стилей речи в современной
коммуникации.
Цифровой суверенитет страны. Что такое цифровой суверенитет? Как
обеспечивается цифровая безопасность государства и каждого человека? Возможности
цифрового мира: как современные технологии помогают учиться, работать и осваивать
новые горизонты. Мир цифровых профессий: как создаются новые технологии? Правила
безопасного поведения в сети и угрозы цифрового мира.
Мирный атом. День работника атомной промышленности. Мирный атом — это
использование атомной энергии в мирных целях на благо человечества. Контроль
распространения атомной энергии. Уникальные атомные технологии и достижения
отечественной научной школы. Влияние экологически чистых и эффективных источников
энергии на будущее человечества.
О творчестве. Ко Дню музыки. Русская культура — признанное мировое достояние
человечества. Реализация творческого потенциала взрослых и детей. Музыка как вид
искусства. Состояние развития современной отечественной музыки: ее жанры и
направления.
Что такое уважение? Ко Дню учителя. Уважение — это понимание безусловной
ценности каждого человека. Осознанное уважительное отношение к людям, к чужому труду,
к государству — фундамент гармоничного развития общества. Правила общения внутри
семьи, школы и коллектива. Подготовка к взрослой жизни и формирование ответственности.
О роли педагога в воспитании личности.
Как понять друг друга разным поколениям? Семья как ценность в жизни каждого
человека, основа любого общества. Формирование общих семейных ценностей — залог
взаимопонимания в семье. Преодоление конфликтов и проблем в общении за счет
взаимоуважения и обмена опытом.
О городах России. Ко Дню народного единства. Города России: разнообразие культур,
языков и вековых традиций. Единство народов, проживающих на территории Российской
Федерации. Древнейшие города России как хранители информации о наших предках и
культурного кода страны. Изучение российских городов — изучение страниц истории
Отечества. Роль государства в развитии малых городов. Возможности граждан в развитии
своей малой родины.
Общество безграничных возможностей. Общество — совокупность разных людей,
отличных друг от друга, но имеющих единые потребности в любви, уважении, дружбе,
принятии и самореализации.Роль цифровых технологий в расширении возможностей участия
в общественных процессах. Готовность уважительно воспринимать другого человека —
основа гармоничныхотношений в обществе.
Селекция и генетика. К 170-летию И. В. Мичурина. Состояние науки в современной
России. Роль генетики и селекции в сельском хозяйстве, медицине, промышленности и т.д.
Мировое признание достижений отечественной научной школы. Открытия И.В. Мичурина и
их влияние на развитие страны. Возможности для подрастающего поколения в познании
мира и личном развитии.
Как решать конфликты и справляться с трудностями. Ко Дню психолога.
Конфликты и трудности — естественный элемент развития общества и каждого отдельного
человека. Поиск причины конфликтов как ключ к их разрешению. Совместные усилия и
внимание друг к другу как залог преодоления трудностей. Правила разрешения конфликтных
ситуаций.
Профессия — жизнь спасать. Спасатели — специалисты, которые помогают людям в
опасных ситуациях. Спасатель и риск ради другого человека. Профессиональные качества и
навыки спасателей. Поведение в экстремальных ситуациях. Ответственное отношение к
своей и чужой жизни, правила безопасности.
Домашние питомцы. Всемирный день питомца. Роль домашних питомцевв жизни
человека. Ответственность, забота и бережное отношение к питомцам. Всемирный день
питомца объединяет людей всей планеты для укрепления ценностей дружбы и заботы о
животных. Как соблюдать безопасность при общении с животными?
Россия — страна победителей. Ко Дню Героев Отечества. Герои России с
древнейших времен и до современности. Традиции героизма, мужества и решительности —
неотъемлемая часть российской идентичности и культурного кода. День Героев Отечества —
выражение благодарности, признательности и уважения за самоотверженность и мужество.
Закон и справедливость. Ко Дню Конституции. Конституция Российской Федерации
— основной закон страны. Конституция закрепляет права и свободы человека как высшую
ценность. Справедливость — одна из важнейших духовно-нравственных ценностей
российского общества. Знание законов страны как прямая обязанность каждого гражданина
России. Какие права и обязанности есть у детей?
Совесть внутри нас. Совесть — внутренний ориентир, помогающий отличить добро
от зла. Ключевая роль совести в осуществлении личного выбора. Роль в формировании
нравственности традиционных ценностей, культуры и истории.
Календарь полезных дел. Новогоднее занятие. Зимние каникулы — это время не
только для семейного досуга и отдыха, но и добрых дел. Чем заняться на каникулах, чтобы
провести время с пользой: составление календаря. Новогодние традиции народов России.
Подарки, создание атмосферы новогодней сказки для своих родных и близких.
Как создают мультфильмы? Мультипликация, анимация. История развития
отечественной мультипликации. Отечественная школа мультипликации и ее достижения.
Мировое признание советских и российских мультипликационных фильмов. Каждый фильм
— это труд большой команды профессионалов. От идеи — до экрана: как появляются
современные мультипликационные фильмы?
Музейное дело. 170 лет Третьяковской галерее. Российские музеи — хранители
богатейшего материального и нематериального наследия страны. Сохранение исторического
и культурного наследия как направление государственной политики. Изучение, реставрация
и интерпретация памятников искусства. Третьяковская галерея — крупнейший музей
русского искусства и объект всемирного достояния. Почему важно посещать музеи?
Профессии в сфере музейного дела. Как создавать и развивать школьный музей?
Как создавать свой бизнес? Бизнес — ответственный выбор человека, возможность
реализовать свою мечту и принести пользу обществу. Современные предприниматели и их
возможности в развитии отечественной экономики и улучшении жизни людей. Бизнес — это
не только личный успех, но и ответственная командная работа. С чего начать свое дело? О
мерах поддержки для молодых предпринимателей в нашей стране.
Есть ли у знания границы? Ко Дню науки. Богатейшее наследиеСлушать, слышать и
договариваться. Кто такие дипломаты? Дипломатия — российской науки и ее выдающихся
представителей. Технологическое лидерство государства и развитие науки. Как меняются
научные подходы с развитием цифровых технологий? Государственная поддержка науки и
молодых ученых. Как происходят современные открытия? Как стать ученым?
Слушать, слышать и договариваться. Кто такие дипломаты? Дипломатия —
важная сфера деятельности государства, обеспечивающая защиту интересов государства и
российских граждан. Специфика дипломатической работы. Диалог между государствами как
основа международной стабильности. Навыки для жизни: как научиться договариваться с
окружающими людьми и вести конструктивный диалог.
Герой из соседнего двора. Региональный урок ко Дню защитника Отечества.
Герой — реальный человек, живущий рядом с нами, чья жизнь является примером для
окружающих. В каждом регионе России живут выдающиеся герои, отважные, мужественные
и трудолюбивые. Что такое героизм? Какие качества отличают героя?
День наставника. День наставника — важный государственный праздник, который
позволяет закрепить статус наставников, подчеркнуть значимость этой деятельности и
повысить ее престиж. Роль наставника в формировании и профессиональном развитии
личности. Знаменитые россияне и их наставники. К. Д. Ушинский как основоположник
научной педагогики в России. Как найти наставника?
Большой. За кулисами. 250 лет Большому театру и 150 лет Союзу театральных
деятелей России. Русский театр — это не просто сцена и кулисы, это зеркало общества,
отражающее эпохи, нравы и судьбы страны. Театр — семья разных профессий: декораторы,
костюмеры, режиссеры, музыканты, дирижеры, гримеры и многие другие. Достижения
русской театральной школы, вошедшие в мировую практику. Развитие школьных театров в
России.
Как справляться с волнением? Волнение как естественное состояние человека перед
важным событием в жизни. Контроль эмоционального состояния, забота о своем физическом
и психологическом здоровье. Какие полезные привычки положительно влияют на
эмоциональное состояние? Как их сформировать и придерживаться?
65 лет триумфа. Ко Дню космонавтики. Россия — одна из ведущих космических
держав. Развитие космической отрасли — приоритетное направление национальных
проектов. Достижения прошлого как предмет национальной гордости и мотивация для
будущих свершений отечественной космонавтики. Труд конструкторов, инженеров,
летчиков и других специалистов открывает для страны и всего человечества новые
горизонты.
Как мусор получает «вторую жизнь»? Технологии переработки. Состояние
планеты — личная ответственность каждого человека. Почему об экологии должен
заботиться каждый человек? Неосознанное потребление как причина роста количества
мусора. Климатические изменения, загрязнение окружающей среды. Развитие системы
переработки отходов и роль государства в этом процессе. Какие полезные привычки
необходимо сформировать у себя?
Что значит работать в команде? Сила команды. Ко Дню труда. Команда — это
друзья и единомышленники, где каждый вносит свой значимый вклад в общее дело и
помогает добиться успеха. Развитие умения слышать друг друга и трудиться вместе. Умение
слышать и трудиться сообща, разделять успех и вместе переживать неудачу. Примеры
коллективной работы в истории страны.
Песни о войне. Ко Дню Победы. Песни были свидетелями многих великих событий. В
них отразилась история нашей великой страны. Влияние песни на чувство сопричастности
истории народа, сохранение памяти о Великой Отечественной войне последующими
поколениями. Как песни передают чувства, эмоции и переживания создателей?
Ценности, которые нас объединяют. Занятие проходит по итогам всех занятий года.
Ценности — это ориентир, который помогает поступать правильно и ответственно.
Традиционные ценности помогают чувствовать себя частью народа, способствуют
укреплению общества и развитию страны. Следование ценностям помогает человеку
развиваться и достигать успеха. Уникальность каждого человека и опыт разных поколений
обогащают общество, но только в сочетании с единством, взаимопомощью и уважением друг
к другу существует сильный и сплоченный народ.
ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Занятия в рамках программы направлены на обеспечение достижения обучающимися
следующих личностных, метапредметных и предметных образовательных результатов.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Осознание российской гражданской идентичности; готовность обучающихся к
саморазвитию,
самостоятельности
и
личностному самоопределению;
ценность
самостоятельности и инициативы; наличие мотивации к обучению и личностному развитию;
целенаправленное развитие внутренней позиции личности на основе духовно-нравственных
ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных
традиций,
формирование
системы
значимых
ценностно-смысловых
установок,
антикоррупционного мировоззрения, правосознания, экологической культуры, способности
ставить цели и строить жизненные планы; готовность обучающихся руководствоваться
системой позитивных ценностных ориентаций и расширение опыта деятельности на её
основе и в процессе реализации основных направлений воспитательной деятельности, в том
числе в части: гражданского воспитания, патриотического воспитания, духовнонравственного воспитания, эстетического воспитания, физического воспитания,
формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия, трудового воспитания,
экологического воспитания, осознания ценности научного познания, а также результаты,
обеспечивающие адаптацию обучающегося к изменяющимся условиям социальной и
природной среды.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В сфере овладения познавательными универсальными учебными действиями: владеть
навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками
разрешения проблем; проявлять способность и готовность к самостоятельному поиску
методов решения практических задач, применению различных методов познания; проявлять
готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности,
владеть навыками получения необходимой информации из словарей разных типов, уметь
ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и
интерпретировать информацию, получаемую из различных источников; использовать
средства информационных и коммуникационных технологий в решении когнитивных,
коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики,
техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм
информационной безопасности; определять назначение и функции различных социальных
институтов.
В сфере овладения коммуникативными универсальными учебными действиями:
продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать
позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты; владеть
языковыми средствами — уметь ясно, логично и точно излагать свою точку зрения,
использовать адекватные языковые средства.
В сфере овладения регулятивными универсальными учебными действиями:
самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности;
самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать
все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов
деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях; самостоятельно
оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учётом гражданских
и нравственных ценностей; владеть навыками познавательной рефлексии как осознания
совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ
своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Предметные результаты представлены с учётом специфики содержания предметных
областей, к которым имеет отношение содержание курса внеурочной деятельности
«Разговоры о важном».
Русский язык и литература: формирование понятий о нормах русского литературного
языка и развитие умения применять знания о них в речевой практике; владение навыками
самоанализа и самооценки на основе наблюдений за собственной речью; владение умением
анализировать текст с точки зрения наличия в нём явной и скрытой, основной и
второстепенной информации; владение умением представлять тексты в виде тезисов,
конспектов, аннотаций, рефератов, сочинений различных жанров; знание содержания
произведений русской и мировой классической литературы, их историко-культурного и
нравственно-ценностного влияния на формирование национальной и мировой культуры;
формирование представлений об изобразительно-выразительных возможностях русского
языка; формирование умений учитывать исторический, историко-культурный контекст и
контекст творчества писателя в процессе анализахудожественного произведения;
способность выявлять в художественных текстах образы, темы и проблемы и выражать своё
отношение к ним в развёрнутых аргументированных устных и письменных высказываниях.
Иностранный язык: владение знаниями о социокультурной специфике страны/стран
изучаемого языка; развитие умения использовать иностранный языккак средство для
получения
информации
из
иноязычных
источников
в
образовательных
и
самообразовательных целях.
Информатика: формирование представлений о роли информации и связанных с ней
процессов в окружающем мире; формирование базовых навыков и умений по соблюдению
требований техники безопасности, гигиены и ресурсосбережения при работе со средствами
информатизации; понимание основ правовых аспектов использования компьютерных
программ и работы в Интернете.
История: формирование представлений о современной исторической науке, её
специфике, методах исторического познания и роли в решении задач прогрессивного
развития России в глобальном мире; владение комплексом знаний об истории России и
человечества в целом, представлениями об общем и особенном в мировом историческом
процессе; формирование умений применять исторические знания в профессиональной и
общественной деятельности, поликультурном общении; развитие умений вести диалог,
обосновывать свою точку зрения в дискуссии по исторической тематике.
Обществознание: овладение знаниями об обществе как целостной развивающейся
системе в единстве и взаимодействии его основных сфер и институтов; владение умениями
выявлять причинно-следственные, функциональные, иерархические и другие связи
социальных объектов и процессов; формирование представлений об основных тенденциях и
возможных перспективах развития мирового сообщества в глобальном мире; формирование
представлений о методах познания социальных явлений и процессов; владение умениями
применять полученные знания в повседневной жизни, прогнозировать последствия
принимаемых решений; развитие навыков оценивания социальной информации, умений
поиска информации в источниках различного типа для реконструкции недостающих звеньев
с целью объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов общественного развития.
География: формирование представлений о современной географической науке, её
участии в решении важнейших проблем человечества; владение географическим мышлением
для определения географических аспектов природных, социально-экономических и
экологических процессов и проблем; формирование системы комплексных социально
ориентированных географических знаний о закономерностях развития природы, размещения
населения и хозяйства, о динамике и территориальных особенностях процессов,
протекающих в географическом пространстве; владение умениями проведения наблюдений
за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в
результате природных и антропогенных воздействий; владение умениями использовать
карты разного содержания для выявления закономерностей и тенденций, получения нового
географического знания о природных социально-экономических и экологических процессах
и явлениях; владение умениями географического анализа и интерпретации разнообразной
информации; владение умениями применять географические знания для объяснения и
оценки разнообразных явлений и процессов, самостоятельно оценивать уровень
безопасности окружающей среды, адаптации к изменению её условий; формирование
представлений и знаний об основных проблемах взаимодействия природы и общества, о
природных и социально-экономических аспектах экологических проблем.
Биология: владение основополагающими понятиями и представлениями о живой
природе, её уровневой организации и эволюции; уверенное пользование биологической
терминологией и символикой; владение основными методами научного познания;
формирование собственной позиции по отношению к биологической информации,
получаемой из разных источников, к глобальным экологическим проблемам и путям их
решения.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
10-11 КЛАССЫ
№
Наименование
Основные
Количество
Основное
Цифровые
разделов и тем
виды
п/
часов
содержание
ресурсы
программы
деятельности
п
1
Зачем человеку
учиться?
1
Обучение —
важный процесс
развития
человека. Роль
знаний в
развитии
личности и
общества.
Влияние
цифровых
технологий на
приобретение
знаний.
Развитие
навыков работы
в команде,
уважения
разных мнений,
разрешения
конфликтов и
эмпатии в ходе
школьного
образования.
Эвристическая
беседа,
просмотр
видеофрагмен
тов,
выполнение
интерактивны
х заданий,
работа в
группах,
выполнение
творческих
заданий
https://разг
оворыоваж
ном.рф/
2
3
Русский язык в
эпоху
цифровых
технологий
Цифровой
суверенитет
страны
1
1
Формирующиес
я ценности:
жизнь,
созидательный
труд,
патриотизм
Русский язык —
государственны
й язык,
объединяющий
многонациональ
ную семью
народов
Российской
Федерации.
Современное
разнообразие
русского языка,
изменения в
устной и
письменной
речи под
влиянием
цифровой
среды.
Грамотная,
логичная и
понятная речь
— признак
образованного
человека и залог
успеха в
будущем.
Правила
использования
стилей речи в
современной
коммуникации.
Формирующиес
я ценности:
высокие
нравственные
идеалы,
патриотизм
Что такое
цифровой
суверенитет?
Как
обеспечивается
Эвристическая
беседа,
просмотр
видеофрагмен
тов,
выполнение
интерактивны
х заданий,
работа в
группах,
выполнение
творческих
заданий
https://разг
оворыоваж
ном.рф/
Эвристическая
беседа,
просмотр
видеофрагмен
тов,
https://разг
оворыоваж
ном.рф/
4
Мирный атом.
День
работника
атомной
промышленнос
ти
1
цифровая
безопасность
государства и
каждого
человека?
Возможности
цифрового мира:
как
современные
технологии
помогают
учиться,
работать и
осваивать новые
горизонты. Мир
цифровых
профессий: как
создаются
новые
технологии?
Правила
безопасного
поведения в
сети и угрозы
цифрового мира.
Формирующиес
я ценности:
патриотизм,
права и свободы
человека
Мирный атом —
это
использование
атомной энергии
в мирных целях
на благо
человечества.
Контроль
распространени
я атомной
энергии.
Уникальные
атомные
технологии и
достижения
отечественной
научной школы.
Влияние
экологически
выполнение
интерактивны
х заданий,
работа в
группах,
выполнение
творческих
заданий
Эвристическая
беседа,
просмотр
видеофрагмен
тов,
выполнение
интерактивны
х заданий,
работа в
группах,
выполнение
творческих
заданий
https://разг
оворыоваж
ном.рф/
5
6
О творчестве.
Ко Дню
музыки
Что такое
уважение? Ко
Дню учителя
1
1
чистых и
эффективных
источников
энергии на
будущее
человечества.
Формирующиес
я ценности:
патриотизм,
созидательный
труд
Русская
культура —
признанное
мировое
достояние
человечества.
Реализация
творческого
потенциала
взрослых и
детей Музыка
как вид
искусства.
Состояние
развития
современной
отечественной
музыки: жанры
и направления.
Формирующиес
я ценности:
приоритет
духовного над
материальным,
служение
Отечеству
Уважение — это
понимание
безусловной
ценности
каждого
человека.
Осознанное
уважительное
отношение к
людям, к
чужому труду, к
государству —
Эвристическая
беседа,
просмотр
видеофрагмен
тов,
выполнение
интерактивны
х заданий,
работа в
группах,
выполнение
творческих
заданий
https://разг
оворыоваж
ном.рф/
Эвристическая
беседа,
просмотр
видеофрагмен
тов,
выполнение
интерактивны
х заданий,
работа в
группах,
выполнение
творческих
https://разг
оворыоваж
ном.рф/
7
Как понять
друг друга
разным
поколениям?
8
О городах
России. Ко
Дню народного
1
1
фундамент
гармоничного
развития
общества.
Правила
общения внутри
семьи, школы и
коллектива.
Подготовка к
взрослой жизни
и формирование
ответственности
. О роли
педагога в
воспитании
личности.
Формирующиес
я ценности:
взаимоуважение
, служение
Отечеству и
ответственность
за его судьбу
Семья как
ценность в
жизни каждого
человека, основа
любого
общества.
Формирование
общих
семейных
ценностей —
залог
взаимопонимани
я в семье.
Преодоление
конфликтов и
проблем в
общении за счет
взаимоуважения
и обмена
опытом.
Формирующиес
я ценности:
крепкая семья
Города России:
разнообразие
культур, языков
заданий
Эвристическая
беседа,
просмотр
видеофрагмен
тов,
выполнение
интерактивны
х заданий,
работа в
группах,
выполнение
творческих
заданий
https://разг
оворыоваж
ном.рф/
Эвристическая
беседа,
просмотр
https://разг
оворыоваж
ном.рф/
единства
9
Общество
безграничных
возможностей
1
и вековых
традиций.
Единство
народов,
проживающих
на территории
Российской
Федерации.
Древнейшие
города России
как хранители
информации о
наших предках и
культурного
кода страны.
Изучение
российских
городов —
изучение
страниц истории
Отечества. Роль
государства в
развитии малых
городов.
Возможности
граждан в
развитии своей
малой родины.
Формирующиес
я ценности:
единство
народов России,
гражданственно
сть
Современное
общество —
совокупность
разных людей,
отличных друг
от друга, но
имеющих
единые
потребности в
любви,
уважении,
дружбе,
принятии и
самореализации.
Роль цифровых
видеофрагмен
тов,
выполнение
интерактивны
х заданий,
работа в
группах,
выполнение
творческих
заданий
Эвристическая
беседа,
просмотр
видеофрагмен
тов,
выполнение
интерактивны
х заданий,
работа в
группах,
выполнение
творческих
заданий
https://разг
оворыоваж
ном.рф/
10
Селекция и
генетика. К
170-летию И.
В. Мичурина
1
технологий в
расширении
возможностей
участия в
общественных
процессах.
Готовность
уважительно
воспринимать
другого
человека —
основа
гармоничных
отношений в
обществе.
Формирующиес
я ценности:
жизнь,
взаимоуважение
Генетика и
селекция —
перспективные
области науки,
улучшающие
жизнь общества.
Уникальные
научные
достижения
российских
ученых
прошлого и
настоящего.
Открытия И. В.
Мичурина и их
влияние на
развитие
страны.
Возможности
для
подрастающего
поколения в
познании мира и
личном
развитии.
Формирующиес
я ценности:
патриотизм,
высокие
нравственные
Эвристическая
беседа,
просмотр
видеофрагмен
тов,
выполнение
интерактивны
х заданий,
работа в
группах,
выполнение
творческих
заданий
https://разг
оворыоваж
ном.рф/
11
12
Как решать
конфликты и
справляться с
трудностями.
Ко Дню
психолога
Профессия —
жизнь спасать
1
1
идеалы
Конфликты и
трудности —
естественный
элемент
развития
общества и
каждого
отдельного
человека. Поиск
причины
конфликтов как
ключ к их
разрешению.
Совместные
усилия и
внимание друг к
другу как залог
преодоления
трудностей.
Правила
разрешения
конфликтных
ситуаций.
Формирующиес
я ценности:
взаимопомощь,
взаимоуважение
, коллективизм
Спасатели —
специалисты,
которые
помогают
людям в
опасных
ситуациях.
Спасатель и
риск ради
другого
человека.
Профессиональн
ые качества и
навыки
спасателей.
Поведение в
экстремальных
ситуациях.
Ответственное
отношение к
Эвристическая
беседа,
просмотр
видеофрагмен
тов,
выполнение
интерактивны
х заданий,
работа в
группах,
выполнение
творческих
заданий
https://разг
оворыоваж
ном.рф/
Эвристическая
беседа,
просмотр
видеофрагмен
тов,
выполнение
интерактивны
х заданий,
работа в
группах,
выполнение
творческих
заданий
https://разг
оворыоваж
ном.рф/
13
14
Домашние
питомцы.
Всемирный
день питомца
Россия —
страна
победителей.
Ко Дню Героев
Отечества
1
1
своей и чужой
жизни, правила
безопасности.
Формирующиес
я ценности:
патриотизм,
служение
Отечеству и
ответственность
за его судьбу
Роль домашних
питомцев в
жизни человека.
Бережное
отношение к
питомцам и
ответственность
за их жизнь —
качества
владельца
домашних
животных.
Всемирный день
питомца
объединяет
людей всей
планеты для
укрепления
ценностей
дружбы и
заботы о
животных.
Правила
безопасности
при общении с
животными.
Формирующиес
я ценности:
милосердие
Герои России с
древнейших
времен и до
современности.
Традиции
героизма,
мужества и
решительности
— неотъемлемая
часть
Эвристическая
беседа,
просмотр
видеофрагмен
тов,
выполнение
интерактивны
х заданий,
работа в
группах,
выполнение
творческих
заданий
https://разг
оворыоваж
ном.рф/
Эвристическая
беседа,
просмотр
видеофрагмен
тов,
выполнение
интерактивны
х заданий,
работа в
группах,
https://разг
оворыоваж
ном.рф/
15
Закон и
справедливость
. Ко Дню
Конституции
1
российской
идентичности и
культурного
кода. День
Героев
Отечества —
выражение
благодарности,
признательности
и уважения за
самоотверженно
сть и мужество.
Формирующиес
я ценности:
патриотизм,
служение
Отечеству и
ответственность
за его судьбу
Конституция
Российской
Федерации —
основной закон
страны.
Конституция
закрепляет
права и свободы
человека как
высшую
ценность.
Справедливость
— одна из
важнейших
духовнонравственных
ценностей
российского
общества.
Знание законов
страны как
прямая
обязанность
каждого
гражданина
России. Какие
права и
обязанности
есть у детей?
Формирующиес
выполнение
творческих
заданий
Эвристическая
беседа,
просмотр
видеофрагмен
тов,
выполнение
интерактивны
х заданий,
работа в
группах,
выполнение
творческих
заданий
https://разг
оворыоваж
ном.рф/
16
17
Совесть внутри
нас
Календарь
полезных дел.
Новогоднее
занятие
1
1
я ценности:
справедливость,
жизнь,
достоинство,
права и свободы
человека
Совесть —
внутренний
ориентир,
помогающий
отличить добро
от зла.
Ключевая роль
совести в
осуществлении
личного выбора.
Влияние
традиционных
ценностей,
культуры и
исторического
опыта страны на
формирование
нравственных
ориентиров
личности.
Формирующиес
я ценности:
патриотизм,
созидательный
труд
Зимние
каникулы — это
время не только
для семейного
доcуга и отдыха,
но и добрых дел.
Чем заняться на
каникулах,
чтобы провести
время с пользой:
составление
календаря.
Новогодние
традиции
народов России.
Подарки,
создание
атмосферы
Эвристическая
беседа,
просмотр
видеофрагмен
тов,
выполнение
интерактивны
х заданий,
работа в
группах,
выполнение
творческих
заданий
https://разг
оворыоваж
ном.рф/
Эвристическая
беседа,
просмотр
видеофрагмен
тов,
выполнение
интерактивны
х заданий,
работа в
группах,
выполнение
творческих
заданий
https://разг
оворыоваж
ном.рф/
18
19
Как создают
мультфильмы?
Мультипликац
ия, анимация
Музейное дело.
170 лет
Третьяковской
галерее
1
1
новогодней
сказки для своих
родных и
близких.
Формирующиес
я ценности:
крепкая семья,
единство
народов России,
взаимопомощь
История
развития
отечественной
мультипликации
. Отечественная
школа
мультипликации
и ее
достижения.
Мировое
признание
советских и
российских
мультипликацио
нных фильмов.
Каждый фильм
— это труд
большой
команды
профессионалов.
Современная
мультипликация
, профессии этой
сферы.
Формирующиес
я ценности:
приоритет
духовного над
материальным,
гуманизм
Российские
музеи —
хранители
богатейшего
материального и
нематериальног
о наследия
страны.
Сохранение
Эвристическая
беседа,
просмотр
видеофрагмен
тов,
выполнение
интерактивны
х заданий,
работа в
группах,
выполнение
творческих
заданий
https://разг
оворыоваж
ном.рф/
Эвристическая
беседа,
просмотр
видеофрагмен
тов,
выполнение
интерактивны
х заданий,
работа в
https://разг
оворыоваж
ном.рф/
20
Как создавать
свой бизнес?
1
исторического и
культурного
наследия как
направление
государственной
политики.
Изучение,
реставрация и
интерпретация
памятников
искусства.
Третьяковская
галерея —
крупнейший
музей русского
искусства и
объект
всемирного
достояния.
Почему важно
посещать музеи?
Профессии в
сфере музейного
дела. Как
создавать и
развивать
школьный
музей?
Формирующиес
я ценности:
приоритет
духовного над
материальным,
служение
Отечеству
Бизнес —
ответственный
выбор человека,
возможность
реализовать
свою мечту и
принести пользу
обществу.
Современные
предпринимател
и и их
возможности в
развитии
отечественной
группах,
выполнение
творческих
заданий
Эвристическая
беседа,
просмотр
видеофрагмен
тов,
выполнение
интерактивны
х заданий,
работа в
группах,
выполнение
творческих
заданий
https://разг
оворыоваж
ном.рф/
21
Есть ли у
знания
границы? Ко
Дню науки
1
экономики и
улучшении
жизни людей.
Бизнес — это не
только личный
успех, но и
ответственная
командная
работа. С чего
начать свое
дело? О мерах
поддержки для
молодых
предпринимател
ей в нашей
стране.
Формирующиес
я ценности:
коллективизм,
созидательный
труд
Богатейшее
наследие
российской
науки и ее
выдающихся
представителей.
Технологическо
е лидерство
государства и
развитие науки.
Как меняются
научные
подходы с
развитием
цифровых
технологий?
Государственная
поддержка
науки и
молодых
ученых. Как
происходят
современные
открытия? Как
стать ученым?
Формирующиес
я ценности:
патриотизм,
Эвристическая
беседа,
просмотр
видеофрагмен
тов,
выполнение
интерактивны
х заданий,
работа в
группах,
выполнение
творческих
заданий
https://разг
оворыоваж
ном.рф/
22
23
Слушать,
слышать и
договариваться
. Кто такие
дипломаты?
Герой из
соседнего
двора.
Региональный
урок ко Дню
защитника
Отечества
1
1
созидательный
труд
Дипломатия —
важная сфера
деятельности
государства,
обеспечивающа
я защиту
интересов
государства и
российских
граждан.
Специфика
дипломатическо
й работы.
Диалог между
государствами
как основа
международной
стабильности.
Навыки для
жизни: как
научиться
договариваться
с окружающими
людьми и вести
конструктивный
диалог.
Формирующиес
я ценности:
историческая
память и
преемственност
ь поколений,
многонациональ
ное единство
Герой —
реальный
человек,
живущий рядом
с нами, чья
жизнь является
примером для
окружающих. В
каждом регионе
России живут
выдающиеся
герои,
отважные,
Эвристическая
беседа,
просмотр
видеофрагмен
тов,
выполнение
интерактивны
х заданий,
работа в
группах,
выполнение
творческих
заданий
https://разг
оворыоваж
ном.рф/
Эвристическая
беседа,
просмотр
видеофрагмен
тов,
выполнение
интерактивны
х заданий,
работа в
группах,
выполнение
творческих
заданий
https://разг
оворыоваж
ном.рф/
24
День
наставника
25
Большой. За
кулисами. 250
лет Большому
1
1
мужественные и
трудолюбивые.
Что такое
героизм? Какие
качества
отличают героя?
Формирующиес
я ценности:
патриотизм,
единство
народов России
День наставника
— важный
государственны
й праздник,
который
позволяет
закрепить статус
наставников,
подчеркнуть
значимость этой
деятельности и
повысить ее
престиж. Роль
наставника в
формировании и
профессиональн
ом развитии
личности.
Знаменитые
россияне и их
наставники. К.
Д. Ушинский
как
основоположник
научной
педагогики в
России. Как
найти
наставника?
Формирующиес
я ценности:
служение
Отечеству,
созидательный
труд
Русский театр
— это не просто
сцена и кулисы,
Эвристическая
беседа,
просмотр
видеофрагмен
тов,
выполнение
интерактивны
х заданий,
работа в
группах,
выполнение
творческих
заданий
https://разг
оворыоваж
ном.рф/
Эвристическая
беседа,
просмотр
https://разг
оворыоваж
ном.рф/
театру и 150
лет Союзу
театральных
деятелей
России
26
Как
справляться с
волнением?
1
это зеркало
общества,
отражающее
эпохи, нравы и
судьбы страны.
Театр —семья
разных
профессий:
декораторы,
костюмеры,
режиссеры,
музыканты,
дирижеры,
гримеры и
многие другие.
Достижения
русской
театральной
школы,
вошедшие в
мировую
практику.
Развитие
школьных
театров в
России.
Формирующиес
я ценности:
приоритет
духовного над
материальным,
созидательный
труд
Волнение как
естественное
состояние
человека перед
важным
событием в
жизни.
Контроль
эмоционального
состояния,
забота о своем
физическом и
психологическо
м здоровье.
Какие полезные
привычки
видеофрагмен
тов,
выполнение
интерактивны
х заданий,
работа в
группах,
выполнение
творческих
заданий
Эвристическая
беседа,
просмотр
видеофрагмен
тов,
выполнение
интерактивны
х заданий,
работа в
группах,
выполнение
творческих
заданий
https://разг
оворыоваж
ном.рф/
27
65 лет
триумфа. Ко
Дню
космонавтики
1
положительно
влияют на
эмоциональное
состояние? Как
их
сформировать и
придерживаться
?
Формирующиес
я ценности:
жизнь
Россия — одна
из ведущих
космических
держав.
Развитие
космической
отрасли —
приоритетное
направление
национальных
проектов.
Достижения
прошлого как
предмет
национальной
гордости и
мотивация для
будущих
свершений
отечественной
космонавтики.
Труд
конструкторов,
инженеров,
летчиков и
других
специалистов
открывает для
страны и всего
человечества
новые
горизонты.
Формирующиес
я ценности:
служение
Отечеству,
историческая
память
Эвристическая
беседа,
просмотр
видеофрагмен
тов,
выполнение
интерактивны
х заданий,
работа в
группах,
выполнение
творческих
заданий
https://разг
оворыоваж
ном.рф/
28
29
Как мусор
получает
«вторую
жизнь»?
Технологии
переработки
Что значит
работать в
команде? Сила
команды. Ко
Дню труда
1
1
Состояние
планеты —
личная
ответственность
каждого
человека.
Почему об
экологии
должен
заботиться
каждый
человек?Неосоз
нанное
потребление как
причина роста
количества
мусора.
Климатические
изменения,
загрязнение
окружающей
среды. Развитие
системы
переработки
отходов и роль
государства в
этом процессе.
Какие полезные
привычки
необходимо
сформировать у
себя?
Формирующиес
я ценности:
созидательный
труд
Команда — это
друзья и
единомышленни
ки, где каждый
вносит свой
значимый вклад
в общее дело и
помогает
добиться успеха.
Развитие умения
слышать друг
друга и
трудиться
Эвристическая
беседа,
просмотр
видеофрагмен
тов,
выполнение
интерактивны
х заданий,
работа в
группах,
выполнение
творческих
заданий
https://разг
оворыоваж
ном.рф/
Эвристическая
беседа,
просмотр
видеофрагмен
тов,
выполнение
интерактивны
х заданий,
работа в
группах,
выполнение
творческих
заданий
https://разг
оворыоваж
ном.рф/
30
Песни о войне.
Ко Дню
Победы
1
вместе. Умение
слышать и
трудиться
сообща,
разделять успех
и вместе
переживать
неудачу.
Примеры
коллективной
работы в
истории страны.
Формирующиес
я ценности:
коллективизм,
созидательный
труд
Песня была
участницей
многих великих
свершений. В
ней отразилась
история, судьба
великой страны.
Влияние песни
на чувство
сопричастности
истории народа,
сохранение
памяти о
Великой
Отечественной
войне
последующими
поколениями.
Сохранение
памяти о героях
Великой
Отечественной
войны как
нравственная
ценность нашего
народа.
Формирующиес
я ценности:
единство
народов России,
историческая
память и
Эвристическая
беседа,
просмотр
видеофрагмен
тов,
выполнение
интерактивны
х заданий,
работа в
группах,
выполнение
творческих
заданий
https://разг
оворыоваж
ном.рф/
31
Ценности,
которые нас
объединяют
1
преемственност
ь поколений
Занятие
проходит по
итогам всех
занятий года.
Ценности — это
ориентир,
который
помогает
поступать
правильно и
ответственно.
Традиционные
ценности
помогают
чувствовать себя
частью народа,
способствуют
укреплению
общества и
развитию
страны.
Следование
ценностям
помогает
человеку
развиваться и
достигать
успеха.
Уникальность
каждого
человека и опыт
разных
поколений
обогащают
общество, но
только в
сочетании с
единством,
взаимопомощью
и уважением
друг к другу
существует
сильный и
сплоченный
народ.
Формирующиес
я ценности:
Эвристическая
беседа,
просмотр
видеофрагмен
тов,
выполнение
интерактивны
х заданий,
работа в
группах,
выполнение
творческих
заданий
https://разг
оворыоваж
ном.рф/
традиционные
российские
духовнонравственные
ценности
ОБЩЕЕ
КОЛИЧЕСТВО
ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ
31