Пояснительная записка
Программа учебного курса «Основы правовых знаний» предназначена для учащихся 7
классов
и
является
учебным курсом, который дополняет и расширяет
знания учащихся в сфере права, носит практико-ориентировочный характер и способствует
формированию правовой культуры подростка. Поскольку изучение вопросов права, с одной
стороны, вызывает у учащихся повышенный интерес, а с другой стороны, предусматривает
рассмотрение наиболее общих вопросов права за незначительное количество учебного
времени, возвращение к этим сложным и личностно-значимым для подростков вопросам в
рамках предмета является целесообразным.
В современно российском обществе вопросы права вызывают небывалый интерес, и
это не случайно, ведь человеку без правовых знаний трудно рассчитывать на благополучие в
семье, коллективе, обществе, бизнесе. В соответствии с новыми федеральными
государственными образовательными стандартами целью образования является
общекультурное, личностное и познавательное развитие обучающихся. Выпускник основной
школы (в соответствии с «портретом выпускника основной школы») - социально- активный,
уважающий закон и правопорядок, соизмеряющий свои поступки с нравственными
ценностями, осознающий свои обязанности перед семьёй, обществом, Отечеством.
Содержание правового образования подростков определяется с учетом коренных
изменений, которые происходят в России и новым характером отношений между
государством, личностью и социальным положением гражданина. Знание норм права
способствует подготовке школьника к жизни в обществе в реальных условиях, особенно это
необходимо детям, обучающимся в нашей специальной школе. Знание законов поможет им
скорее и конструктивнее адаптироваться по выпуску к требованиям социума. Правосознание
личности формируется под влиянием окружающей правовой действительности, научной
организации правового обучения и юридической практики государства. Основу правовых
знаний составляет уяснение правовых требований. Воспринимая эти требования, человек
соотносит их с реальной правовой практикой, вырабатывает соответствующие оценочные
суждения о праве. Происходит накопление правовых знаний, вырабатывается
индивидуальная позиция по отношению к действующему праву.
Цель: - формирование первоначальных знаний учащихся в правовой сфере;
- воспитание у учащихся правовой культуры, уважения к закону;
- формирование гражданского правосознания.
Задачи: - развитие умений учащихся самостоятельно приобретать знания,
анализировать, делать выводы, решать жизненные проблемы;
- приобретение учащимися опыта в определении вариантов разрешения правовых
проблем;
- формирование у учащихся практических навыков поведения в различных ситуациях;
- обучение выполнению некоторых процессуальных действий (обращение в те или
иные государственные органы, общение с должностными лицами, работниками
правоохранительных органов);
- обеспечение развития у учащихся необходимых для становления собственных
профессиональных качеств, способностей и умений: вступать в диалог и быть
понятным, управлять ситуацией и принимать решения, ставить цели и достигать результата.
Работа по программе предполагает использование разнообразного наглядного
материала: таблиц, схем, рисунков, сюжетных картин, фрагментов кинофильмов. Также
выполнение ряда практических заданий: ответы на вопросы учителя по теме, работа с
простейшими психологическими тестами, деловые игры, драматизация, практические
упражнения в ходе изучения правил поведения и этикета, как особо нормированных
требований общества к человеку в обществе. На уроках применяются следующие виды
деятельности: словесные - рассказ, объяснение, беседа, работа с учебником и книгой.
Наглядные - наблюдение, демонстрация. Практические – упражнения. Методы преподавания
отбираются с учетом важной роли в изучении 5 данного курса документального и наглядно
иллюстративного материала. Ведущая роль отводится активным методам обучения (диалоги,
беседы, повествовательные рассказы).
Контроль предметных результатов: устный опрос, составление таблиц, схем,
кластеров, выполнение итоговых мини-проектов.
Данная рабочая программа рассчитана на 34 часа в учебном году из расчёта 1 учебный
час в неделю.
Содержание учебного курса «Основы правовых знаний» 7 класс.
Тема 1. ПРАВО И СПРАВЕДЛИВОСТЬ (10 часов)
Обычное право и процесс его формирования. Особенности обычаев прошлого.
Современные обычаи как регуляторы поведения людей.
Причины зарождения права и государства. Первые древние государства. Закон как
форма выражения права и регулятор общественных отношений. Древние законы.
Знакомство с правом. Разные понимания права. Естественное право. Право и закон.
Источник права и его понимание. Основные источники права. Характеристика закона.
Право и мораль. Общее и отличительное. Противоречия между правом и моралью.
Права человека. Проблемы прав человека в современном мире. Конституция России о
правах человека.
Право на жизнь. Правовое положение человека в древнем государстве. Современные
взгляды на проблему смертной казни как высшей меры наказания в государстве.
Международное гуманитарное право. Защита человеческой жизни в условиях
террористических актов, вооруженных конфликтов, войны.
Свобода и закон. Право, как мера свободы. Границы свободы.
Юридическое равенство. Равенство прав и обязанностей. Юридическое равенство и
фактическое неравенство. Равенство людей вне зависимости от расы, национальности, пола,
религиозных и политических взглядов.
Важность изучения законов. Правовая культура. Проблемы повышения правовой куль
туры общества. Исполнение и соблюдение законов — обязанности граждан государства.
Тема 2. ОСНОВНОЙ ЗАКОН ГОСУДАРСТВА (5 часа)
Конституция — Основной закон государства. Правила, закрепленные Конституцией
РФ. Основные права и свободы человека и гражданина. Механизм защиты прав. Понятия
«социальное государство», «светское государство». Конституция — документ прямого
действия.
Устройство Российского государства. Россия как федеративная страна. Субъекты
Российской Федерации. Органы государственной власти. Правовое государство и его
признаки. Сущность принципов верховенства закона, разделения властей, незыблемости прав
и свобод.
Гражданство. Права и обязанности гражданина. Гражданство ребенка. Основания
приобретения гражданства. Принцип «крови»; принцип «почвы». Выход из гражданства.
Тема 3. ПРАВА ДЕТЕЙ (5 часа)
Международное право о правах детей. Декларация прав ребенка. Конвенция о правах
ребенка. Защита прав детей.
Гражданское законодательство России о правах детей. Правовой статус мало летних:
права ребенка в возрасте от 6 до 14 лет. Права ребенка в возрасте от 14 до 18 лет.
Право на жилье, право на охрану здоровья, право на образование, социальная защита
детей.
Права ребенка в семье. Личные права. Обязанности родителей. Опека и
попечительство.
Права детей по трудовому законодательству. Запреты на использование труда
подростков. Права и обязанности работающего подростка. Льготы работающим подросткам.
Право на тайну.
Тема 4. «ЛОВУШКИ» ДЛЯ ПОДРОСТКА (5 часа)
Преступление и проступок. Бродяжничество и попрошайничество. Обман. Причины
вовлечения детей в преступную деятельность. Возраст уголовной ответственности.
Правонарушения несовершеннолетних. Административная ответственность.
Модели правового поведения в случаях задержания милицией. Права задержанного
несовершеннолетнего. Личный досмотр. Протокол задержания. Допрос правонарушителя.
Допрос подозреваемого в совершении преступления.
Тема 5. ОНИ ОХРАНЯЮТ ЗАКОН (5 часа)
Организация правосудия в нашей стране. Судебные органы. Принципы право судия:
равенство перед законом, гласность, участие общественности. Исполнение судебных
решений. Судебные приставы.
Адвокат как защитник и представитель клиента. Права и обязанности адвока та.
Случаи оказания бесплатной юридической помощи.
Прокурор на страже закона. Прокурорский надзор за исполнением законов. Участие
прокурора в рассмотрении уголовных и гражданских дел в суде.
Полиция как правоохранительный орган государства. Криминальная милиция,
милиция общественной безопасности, паспортная служба.
Права и обязанности нотариуса* Нотариальные действия. Случаи, при которых мы
обращаемся к нотариусу.
Тема 6. ГОТОВЫ ЛИ ВЫ ЗАЩИЩАТЬ СВОИ ПРАВА (4 часа)
Правовая активность граждан страны. Гражданин как участник управления делами
государства. Политическая и правовая культура избирателя. Социальная ответственность,
профессионализм и нравственная безупречность кандидатов на выборные должности.
Общественные движения и их роль в правовой жизни страны. Варианты личного
участия в создании справедливого государства.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА (ЛИЧНОСТНЫЕ,
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ, ПРЕДМЕТНЫЕ)
Личностными результатами, формируемыми при изучении содержания курса,
являются:
мотивированность на созидательное участие в жизни общества;
заинтересованность не только в личном успехе, но и в благополучии и процветании
своей страны;
ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к
Отечеству; необходимости поддержания гражданского мира и согласия; отношении к
человеку, его правам и свободам как высшей ценности; стремление к укреплению
исторически сложившегося государственного единства; признании равноправия народов,
единства разнообразных культур.
Метапредметные результаты проявляются в:
умении сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от
постановки цели до получения и оценки результата);
умении объяснять явления и процессы социальной действительности с научных
позиций; рассматривать их комплексно в контексте сложившихся реалий и возможных
перспектив;
способности анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные
способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных социальных
ролей, свойственных подросткам;
овладении различными видами публичных выступлений (высказывания, монолог,
дискуссия) и следовании этическим нормам и правилам ведения диалога;
умении выполнять познавательные и практические задания.
Предметными результатами являются:
относительно целостное представление об обществе и человеке, о сферах и областях
общественной жизни, механизмах и регуляторах деятельности людей;
знание ряда ключевых понятий об основных социальных объектах; умение
объяснять с опорой на эти понятия явления социальной действительности;
знания, умения и ценностные установки, необходимые для сознательного
выполнения старшими подростками основных ролей в пределах своей дееспособности;
понимание побудительной роли мотивов в деятельности человека, места ценностей в
мотивационной структуре личности, их значения в жизни человека и развитии общества;
знание основных нравственных и правовых понятий, норм и правил, понимание их
роли как решающих регуляторов общественной жизни; умение применять эти нормы и
правила к анализу и оценке реальных социальных ситуаций;
установка на необходимость руководствоваться этими нормами и правилами в
собственной повседневной жизни;
знание новых возможностей для коммуникации в современном обществе; умение
использовать современные средства связи и коммуникации для поиска и обработки
необходимой социальной информации;
умение взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести диалог,
участвовать в дискуссии, аргументировать собственную точку зрения. Знакомство с
отдельными приемами и техниками преодоления конфликтов.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п
1
2
3
4
5
6
Название раздела и темы урока
Обычное право. От обычая к праву
Мораль и право. Современное понятие права
Права человека. Право на жизнь.
Свобода и закон. Юридическое равенство.
Зачем изучать закон.
О чем говорит Конституция. Как устроено наше
государство.
Кол-во часов
2
2
2
2
2
2
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
Гражданин и гражданство
Международное право и ваши права
Ваши гражданские права
Ваши права на заботу государства, на труд, права в
семье
Ваши тайны
Вовлечение детей в преступную деятельность.
Преступить закон
Если вы попали в полицию
Суд. Адвокат. Прокурор.
Полиция. Нотариус.
Ваш выбор: право или бесправие. Ваше личное
участие в создании справедливого государства
ПОУ на тему: «Основные обязанности человека и
гражданина»
ИТОГО
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
34