Пояснительная записка
Основной целью учебного курса является формирование функционально грамотной личности,
её готовности и способности «использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания,
умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных
сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений».
Курс создаёт условия для формирования функциональной грамотности школьников в
деятельности, осуществляемой в формах, отличных от урочных.
Содержание курса строится по основным направлениям функциональной грамотности
(читательской, математической, естественно-научной, финансовой, а также глобальной
компетентности и креативному мышлению). В рамках каждого направления в соответствии с
возрастными особенностями и интересами обучающихся, а также спецификой распределения
учебного материала по классам выделяются ключевые проблемы и ситуации, рассмотрение и
решение которых позволяет обеспечить обобщение знаний и опыта, приобретенных на различных
предметах, для решения жизненных задач, формирование стратегий работы с информацией,
стратегий позитивного поведения, развитие критического и креативного мышления.
На изучение учебного курса «Функциональная грамотность» отводится 1 час в неделю, 34
часа в год в 7 классе за счет часов части учебного плана, формируемой участниками
образовательных отношений.
Методическим обеспечением курса являются задания банка для формирования и оценки
функциональной грамотности, размещенные на портале Российской электронной школы
(РЭШ, https://fg.resh.edu.ru/) и портале ФГБНУ ИСРО РАО (http://skiv.instrao.ru/).
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Введение. О шести составляющих функциональной грамотности.
Содержание курса «Функциональная грамотность: учимся для жизни» представлено шестью
модулями, в число которых входят читательская грамотность, математическая грамотность,
естественнонаучная грамотность, финансовая грамотность, глобальные компетенции и креативное
мышление.
Читательская грамотность
«Читательская грамотность − способность человека понимать, использовать, оценивать
тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять
свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни».
Читательская грамотность – основа формирования функциональной грамотности в целом.
Особенность этого направления в том, что читательская грамотность формируется средствами
разных учебных предметов и разными форматами внеурочной деятельности. Модуль «Читательская
грамотность» в рамках курса предусматривает работу с текстами разных форматов (сплошными,
несплошными, множественными), нацелен на обучение приёмам поиска и выявления явной и
скрытой, фактологической и концептуальной, главной и второстепенной информации, приёмам
соотнесения графической и текстовой информации, приёмам различения факта и мнения,
содержащихся в тексте. Занятия в рамках модуля предполагают работу по анализу и интерпретации
содержащейся в тексте информации, а также оценке противоречивой, неоднозначной, непроверенной
информации, что формирует умения оценивать надёжность источника и достоверность информации,
распознавать скрытые коммуникативные цели автора текста, в том числе манипуляции, и
вырабатывать свою точку зрения.
Математическая грамотность
Фрагмент программы учебного курса в части математической грамотности разработан на
основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования с
учётом современных мировых требований, предъявляемых к математическому образованию,
Концепции развития математического образования в Российской Федерации и традиций российского
образования, которые обеспечивают овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу
для непрерывного образования и саморазвития, а также целостность общекультурного, личностного
и познавательного развития обучающихся.
Функциональность математики определяется тем, что её предметом являются
фундаментальные структуры нашего мира: пространственные формы и количественные отношения.
Без математических знаний затруднено понимание принципов устройства и использования
современной техники, восприятие и интерпретация социальной, экономической, политической
информации, малоэффективна повседневная практическая деятельность. Каждому человеку
приходится выполнять расчёты и составлять алгоритмы, применять формулы, использовать приёмы
геометрических измерений и построений, читать информацию, представленную в виде таблиц,
диаграмм и графиков, принимать решения в ситуациях неопределённости и понимать вероятностный
характер случайных событий.
Формирование функциональной математической грамотности естественным образом может
осуществляться на уроках математики, причем, как в рамках конкретных изучаемых тем, так и в
режиме обобщения и закрепления. Однако менее формальный формат учебного курса открывает
дополнительные возможности для организации образовательного процесса, трудно реализуемые в
рамках традиционного урока. Во-первых, это связано с потенциалом нетрадиционных для урочной
деятельности форм проведения математических занятий: практические занятия в аудитории и на
местности, опрос и изучение общественного мнения, мозговой штурм, круглый стол и презентация.
Во-вторых, такой возможностью является интеграция математического содержания с содержанием
других учебных предметов и образовательных областей. В данной программе предлагается
«проинтегрировать» математику с финансовой грамотностью, что не только иллюстрирует
применение математических знаний в реальной жизни каждого человека и объясняет важные
понятия, актуальные для функционирования современного общества, но и создает естественную
мотивационную подпитку для изучения как математики, так и обществознания.
Естественно-научная грамотность
Задачи формирования естественно-научной грамотности в рамках как урочной, так и
неурочной деятельности в равной мере определяются смыслом понятия естественно-научной
грамотности, сформулированным в международном исследовании PISA:
«Естественно-научная грамотность – это способность человека занимать активную
гражданскую позицию по общественно значимым вопросам, связанным с естественными науками, и
его готовность интересоваться естественно-научными идеями.
Естественно-научно грамотный человек стремится участвовать в аргументированном
обсуждении проблем, относящихся к естественным наукам и технологиям, что требует от него
следующих компетентностей:
- научно объяснять явления;
- демонстрировать понимание особенностей естественно-научного исследования;
- интерпретировать данные и использовать научные доказательства для получения выводов».
Вместе с тем внеурочная деятельность предоставляет дополнительные возможности с точки
зрения вариативности содержания и применяемых методов, поскольку все это в меньшей степени,
чем при изучении систематических учебных предметов, регламентируется образовательным
стандартом. Учебные занятия по естественно-научной грамотности в рамках учебного курса могут
проводиться в разнообразных формах в зависимости от количественного состава учебной группы
(это совсем не обязательно целый класс), ресурсного обеспечения (лабораторное оборудование,
медиа ресурсы), методических предпочтений учителя и познавательной активности учащихся.
Финансовая грамотность
Формирование финансовой грамотности предполагает освоение знаний, умений, установок и
моделей поведения, необходимых для принятия разумных финансовых решений. Изучая темы этого
раздела, обучающиеся познакомятся с базовыми правилами грамотного использования денежных
средств, научатся выявлять и анализировать финансовую информацию, оценивать финансовые
проблемы, обосновывать финансовые решения и оценивать финансовые риски. Занятия по
программе способствуют выработке умений и навыков, необходимых при рассмотрении финансовых
вопросов, не имеющих однозначно правильных решений, требующих анализа альтернатив и
возможных последствий сделанного выбора с учётом возможностей и предпочтений конкретного
человека или семьи. Содержание занятий создаёт условия для применения финансовых знаний и
понимания при решении практических вопросов, входящих в число задач, рассматриваемых при
изучении математики, информатики, географии и обществознания.
Глобальные компетенции
Направление «глобальные компетенции» непосредственно связано с освоением знаний по
проблемам глобализации, устойчивого развития и межкультурного взаимодействия, изучение
которых в соответствии с Федеральным государственным стандартом основного общего образования
входит в программы естественнонаучных, общественно-научных предметов и иностранных языков.
Содержание модуля отражает два аспекта: глобальные проблемы и межкультурное взаимодействие.
Организация занятий в рамках модуля по «глобальным компетенциям» развивает критическое и
аналитическое мышление, умения анализировать глобальные и локальные проблемы и вопросы
межкультурного взаимодействия, выявлять и оценивать различные мнения и точки зрения, объяснять
сложные ситуации и проблемы, оценивать информацию, а также действия людей и их воздействие на
природу и общество.
Деятельность по формированию глобальной компетентности обучающихся позволяет решать
образовательные и воспитательные задачи, ориентируя школьников с учетом их возраста и
познавательных интересов на современную систему научных представлений о взаимосвязях
человека с природной и социальной средой, повышение уровня экологической культуры,
применение знаний из социальных и естественных наук при планировании своих действий и
поступков и при оценке их возможных последствий для окружающей среды и социального
окружения.
Креативное мышление
Модуль «Креативное мышление» отражает новое направление функциональной грамотности.
Введение этого направления обусловлено тем, что сегодня, как никогда раньше, общественное
развитие, развитие материальной и духовной культуры, развитие производства зависят от появления
инновационных идей, от создания нового знания и от способности его выразить и донести до людей.
Привычка мыслить креативно помогает людям достигать лучших результатов в преобразовании
окружающей действительности, эффективно и грамотно отвечать на вновь возникающие вызовы.
Именно поэтому креативное мышление рассматривается как одна из составляющих функциональной
грамотности, характеризующей способность грамотно пользоваться имеющимися знаниями,
умениями, компетенциями при решении самого широкого спектра проблем, с которыми
современный человек встречается в различных реальных ситуациях. Задача и назначение модуля –
дать общее представление о креативном мышлении и сформировать базовые действия, лежащие в
его основе: умение выдвигать, оценивать и совершенствовать идеи, направленные на поиск
инновационных решений во всех сферах человеческой жизни. Содержание занятий направлено на
формирование у обучающихся общего понимания особенностей креативного мышления. В ходе
занятий моделируются ситуации, в которых уместно и целесообразно применять навыки креативного
мышления, учащиеся осваивают систему базовых действий, лежащих в основе креативного
мышления. Это позволяет впоследствии, на уроках и на классных часах, в ходе учебно-проектной и
учебно-исследовательской деятельности использовать освоенные навыки для развития и
совершенствования креативного мышления.
Содержание учебного курса по шести направлениям функциональной грамотности
Ведение. О шести составляющих функциональной грамотности. (1 ч)
Модуль: Читательская грамотность: «В мире текстов: от этикетки до повести» (5 ч)
Смысл жизни (Я и моя жизнь)
1.
Интеграция темы «Планета людей (Взаимоотношения)» по читательской
2. грамотности и темы «Общаемся, учитывая свои интересы и интересы других» по
«Глобальным компетенциям»
Человек и книга
3.
Будущее (Человек и технический прогресс)
4.
Проблемы повседневности (выбор товаров и услуг)
5.
Модуль: Естественно-научная грамотность: «Узнаем новое и объясняем» (4 ч)
Наука и технологии
1.
Мир живого
2.
3.
4.
Вещества, которые нас окружают
Мои увлечения
Модуль: Креативное мышление «Проявляем креативность на уроках, в школе и в
жизни» (5 ч)
Креативность в учебных ситуациях и ситуациях межличностного
взаимодействия. Анализ моделей и ситуаций.
Модели заданий:
1.
-сюжеты, сценарии (ПС),
-эмблемы, плакаты, постеры, значки (ВС),
-проблемы экологии (СПр),
-выдвижение гипотез (ЕНПр),
Выдвижение разнообразных идей. Учимся проявлять гибкость и беглость
2.
мышления. Разные сюжеты.
Выдвижение креативных идей и их доработка. Оригинальность и
3. проработанность. Когда возникает необходимость доработать идею?
Моделируем ситуацию: нужна доработка идеи.
От выдвижения до доработки идей. Создание продукта. Выполнение проекта на
4.
основе комплексного задания.
Диагностика и рефлексия. Самооценка. Выполнение итоговой работы
5.
Модуль: Математическая грамотность: «Математика в окружающем мире» (4 ч)
В домашних делах: ремонт и обустройство дома
1.
В общественной жизни: спорт
2.
На отдыхе: досуг, отпуск, увлечения
3.
В профессиях: сельское хозяйство
4.
Модуль: Финансовая грамотность: «Школа финансовых решений» (4 ч)
Как финансовые угрозы превращаются в финансовые неприятности
1.
Уловки финансовых мошенников: что помогает от них защититься
2.
Заходим в интернет: опасности для личных финансов
3
Самое главное о правилах безопасного финансового поведения
4
Интегрированные занятия: Финансовая грамотность+ Математика (5 ч)
«Покупать, но по сторонам не зевать»
1.
Модуль: Глобальные компетенции «Роскошь общения. Ты, я, мы отвечаем за
планету. Мы учимся общаться с друзьями и вместе решать проблемы » (5 ч)
С чем могут быть связаны проблемы в общении
1.
Общаемся в школе, соблюдая свои интересы и интересы друга.
Идея: на материале задания «Тихая дискотека» интеграция с читательской
2.
грамотностью
Прошлое и будущее: причины и способы решения глобальных проблем
3.
Действуем для будущего: участвуем в изменении экологической ситуации.
4Выбираем профессию
5.
Планируемые результаты
освоения учебного курса «Функциональная грамотность»
Занятия в рамках программы направлены на обеспечение достижений обучающимися
следующих личностных, метапредметных и предметных образовательных результатов. Они
формируются во всех направлениях функциональной грамотности, при этом определенные
направления создают наиболее благоприятные возможности для достижения конкретных
образовательных результатов.
Личностные результаты
·
осознание российской гражданской идентичности (осознание себя, своих задач и своего
места в мире);
·
готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав;
·
ценностное отношение к достижениям своей Родины - России, к науке, искусству,
спорту, технологиям, боевым подвигам и трудовым достижениям народа;
·
готовность к саморазвитию, самостоятельности и личностному самоопределению;
·
осознание ценности самостоятельности и инициативы;
·
наличие мотивации к целенаправленной социально значимой деятельности; стремление
быть полезным, интерес к социальному сотрудничеству;
·
проявление интереса к способам познания;
·
стремление к самоизменению;
·
сформированность внутренней позиции личности как особого ценностного отношения к
себе, окружающим людям и жизни в целом;
·
ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора;
·
установка на активное участие в решении практических задач, осознанием важности
образования на протяжении всей жизни для успешной профессиональной деятельности и развитием
необходимых умений;
·
осознанный выбор и построение индивидуальной траектории образования и жизненных
планов с учетом личных и общественных интересов и потребностей;
·
активное участие в жизни семьи;
·
приобретение опыта успешного межличностного общения;
·
готовность к разнообразной совместной деятельности, активное участие в коллективных
учебно-исследовательских, проектных и других творческих работах;
·
проявление уважения к людям любого труда и результатам трудовой деятельности;
бережного отношения к личному и общественному имуществу;
·
соблюдение правил безопасности, в том числе навыков безопасного поведения в
интернет-среде.
Личностные результаты, обеспечивающие адаптацию обучающегося к изменяющимся
условиям социальной и природной среды:
·
освоение социального опыта, основных социальных ролей; осознание личной
ответственности за свои поступки в мире;
·
готовность к действиям в условиях неопределенности, повышению уровня своей
компетентности через практическую деятельность, в том числе умение учиться у других людей,
приобретать в совместной деятельности новые знания, навыки и компетенции из опыта других;
· осознание необходимости в формировании новых знаний, в том числе формулировать
идеи, понятия, гипотезы об объектах и явлениях, в том числе ранее не известных, осознавать
дефициты собственных знаний и компетентностей, планировать свое развитие.
Личностные результаты, связанные с формированием экологической культуры:
· умение анализировать и выявлять взаимосвязи природы, общества и экономики;
· умение оценивать свои действия с учетом влияния на окружающую среду, достижений
целей и преодоления вызовов, возможных глобальных последствий;
·
ориентация на применение знаний из социальных и естественных наук для решения
задач в области окружающей среды, планирования поступков и оценки их возможных последствий
для окружающей среды;;
·
повышение уровня экологической культуры, осознание глобального характера
экологических проблем и путей их решения;
·
активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде; осознание своей
роли как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи природной, технологической и
социальной сред;
·
готовность к участию в практической деятельности экологической направленности.
Личностные результаты отражают готовность обучающихся руководствоваться системой
позитивных ценностных ориентаций и расширение опыта деятельности.
Метапредметные результаты
Метапредметные результаты во ФГОС сгруппированы по трем направлениям и отражают
способность обучающихся использовать на практике универсальные учебные действия,
составляющие умение учиться:
овладение универсальными учебными познавательными действиями;
овладение универсальными учебными коммуникативными действиями;
овладение универсальными регулятивными действиями.
· освоение
обучающимися
межпредметных
понятий
(используются
в нескольких предметных областях и позволяют связывать знания из различных учебных предметов,
учебных курсов (в том числе внеурочной деятельности), учебных модулей в целостную научную
картину мира) и универсальных учебных действий (познавательные, коммуникативные,
регулятивные);
· способность их использовать в учебной, познавательной и социальной практике;
· готовность к самостоятельному планированию и осуществлению учебной деятельности и
организации учебного сотрудничества с педагогическими работниками и сверстниками, к участию в
построении индивидуальной образовательной траектории;
·
способность организовать и реализовать собственную познавательную деятельность;
·
способность к совместной деятельности;
·
овладение навыками работы с информацией: восприятие и создание информационных
текстов в различных форматах, в том числе цифровых, с учетом назначения информации и ее
целевой аудитории.
Овладение универсальными учебными познавательными действиями:
1) базовые логические действия:
·
владеть базовыми логическими операциями:
o сопоставления и сравнения,
o группировки, систематизации и классификации,
o анализа, синтеза, обобщения,
o выделения главного;
·
владеть приёмами описания и рассуждения, в т.ч. – с помощью схем и знакосимволических средств;
выявлять и характеризовать существенные признаки объектов (явлений);
устанавливать
существенный
признак
классификации,
основания
для обобщения и сравнения, критерии проводимого анализа;
с учетом предложенной задачи выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых
фактах, данных и наблюдениях;
предлагать критерии для выявления закономерностей и противоречий;
выявлять дефициты информации, данных, необходимых для решения поставленной задачи;
выявлять причинно-следственные связи при изучении явлений и процессов;
делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений,
умозаключений
по
аналогии,
формулировать
гипотезы
о взаимосвязях;
самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи (сравнивать несколько вариантов
решения, выбирать наиболее подходящий с учетом самостоятельно выделенных критериев);
2) базовые исследовательские действия:
использовать вопросы как исследовательский инструмент познания;
формулировать
вопросы,
фиксирующие
разрыв
между
реальным
и желательным состоянием ситуации, объекта, самостоятельно устанавливать искомое и данное;
формировать гипотезу об истинности собственных суждений и суждений других,
аргументировать свою позицию, мнение;
проводить по самостоятельно составленному плану опыт, несложный эксперимент,
небольшое исследование по установлению особенностей объекта изучения, причинно-следственных
связей и зависимостей объектов между собой;
оценивать
на
применимость
и
достоверность
информации,
полученной
в ходе исследования (эксперимента);
самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведенного
наблюдения, опыта, исследования, владеть инструментами оценки достоверности полученных
выводов и обобщений;
прогнозировать
возможное
дальнейшее
развитие
процессов,
событий
и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях, выдвигать предположения об их развитии в
новых условиях и контекстах;
3) работа с информацией:
применять
различные
методы,
инструменты
и
запросы
при
поиске
и
отборе
информации
или
данных
из
источников
с
учетом
предложенной
учебной задачи и заданных критериев;
выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию различных
видов и форм представления;
находить
сходные
аргументы
(подтверждающие
или
опровергающие
одну и ту же идею, версию) в различных информационных источниках;
самостоятельно
выбирать
оптимальную
форму
представления
информации и иллюстрировать решаемые задачи несложными схемами, диаграммами, иной
графикой и их комбинациями;
оценивать надежность информации по критериям, предложенным педагогическим
работником или сформулированным самостоятельно;
эффективно запоминать и систематизировать информацию.
Овладение системой универсальных учебных познавательных действий обеспечивает
сформированность когнитивных навыков у обучающихся.
Овладение универсальными учебными коммуникативными действиями:
1) общение:
воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и
условиями общения;
выражать себя (свою точку зрения) в устных и письменных текстах;
распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков, знать и
распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать конфликты, вести переговоры;
понимать
намерения
других,
проявлять
уважительное
отношение
к собеседнику и в корректной форме формулировать свои возражения;
в
ходе
диалога
и
(или)
дискуссии
задавать
вопросы
по
существу
обсуждаемой
темы
и
высказывать
идеи,
нацеленные
на
решение
задачи
и поддержание благожелательности общения;
сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать
различие и сходство позиций;
публично представлять результаты решения задачи, выполненного опыта (эксперимента,
исследования, проекта);
самостоятельно выбирать формат выступления с учетом задач презентации и особенностей
аудитории и в соответствии с ним составлять устные и письменные тексты с использованием
иллюстративных материалов;
2) совместная деятельность:
понимать
и
использовать
преимущества
командной
и
индивидуальной
работы при решении конкретной проблемы, обосновывать необходимость применения групповых
форм взаимодействия при решении поставленной задачи;
принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по ее достижению:
распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;
уметь обобщать мнения нескольких людей, проявлять готовность руководить, выполнять
поручения, подчиняться;
планировать
организацию
совместной
работы,
определять
свою
роль
(с учетом предпочтений и возможностей всех участников взаимодействия), распределять задачи
между
членами
команды,
участвовать
в
групповых
формах работы (обсуждения, обмен мнений, «мозговые штурмы» и иные);
выполнять свою часть работы, достигать качественного результата по своему направлению и
координировать свои действия с другими членами команды;
оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям, самостоятельно
сформулированным участниками взаимодействия;
сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды в достижение
результатов, разделять сферу ответственности и проявлять готовность к предоставлению отчета
перед группой.
Овладение системой универсальных учебных коммуникативных действий обеспечивает
сформированность социальных навыков и эмоционального интеллекта обучающихся.
Овладение универсальными учебными регулятивными действиями:
1) самоорганизация:
выявлять проблемы для решения в жизненных и учебных ситуациях;
ориентироваться в различных подходах принятия решений (индивидуальное, принятие
решения в группе, принятие решений группой);
самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ
решения
учебной
задачи
с
учетом
имеющихся
ресурсов
и собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений;
составлять
план
действий
(план
реализации
намеченного
алгоритма
решения), корректировать предложенный алгоритм с учетом получения новых знаний об изучаемом
объекте;
делать выбор и брать ответственность за решение;
2) самоконтроль:
владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии;
давать адекватную оценку ситуации и предлагать план ее изменения;
учитывать
контекст
и
предвидеть
трудности,
которые
могут
возникнуть
при решении учебной задачи, адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам;
объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности, давать оценку
приобретенному опыту, уметь находить позитивное в произошедшей ситуации;
вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств, изменившихся ситуаций,
установленных ошибок, возникших трудностей;
оценивать соответствие результата цели и условиям;
3) эмоциональный интеллект:
различать, называть и управлять собственными эмоциями и эмоциями других;
выявлять и анализировать причины эмоций;
ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и намерения другого;
регулировать способ выражения эмоций;
4) принятие себя и других:
осознанно относиться к другому человеку, его мнению;
признавать свое право на ошибку и такое же право другого;
принимать себя и других, не осуждая;
открытость себе и другим;
осознавать невозможность контролировать все вокруг.
Овладение системой универсальных учебных регулятивных действий обеспечивает
формирование
смысловых
установок
личности
(внутренняя
позиция личности) и жизненных навыков личности (управления собой, самодисциплины,
устойчивого поведения).
Предметные результаты освоения программы учебного курса представлены с учетом
специфики содержания предметных областей, затрагиваемых в ходе реализации учебного курса.
Занятия по читательской грамотности вносят вклад в достижение следующих предметных
результатов по предметной области «Русский язык и литература».
По учебному предмету «Русский язык»:
· понимание прослушанных или прочитанных учебно-научных, официально-деловых,
публицистических, художественных текстов различных функционально-смысловых типов речи:
формулирование в устной и письменной форме темы и главной мысли текста; формулирование
вопросов по содержанию текста и ответов на них; подробная, сжатая и выборочная передача в
устной и письменной форме содержания текста;
· овладение умениями информационной переработки прослушанного или прочитанного
текста; выделение главной и второстепенной информации, явной и скрытой информации в тексте;
· представление содержания прослушанного или прочитанного учебно-научного текста в
виде таблицы, схемы; комментирование текста или его фрагмента;
· извлечение информации из различных источников, ее осмысление и оперирование ею;
·
анализ и оценивание собственных и чужих письменных и устных речевых высказываний
с точки зрения решения коммуникативной задачи;
·
определение лексического значения слова разными способами (установление значения
слова по контексту).
По учебному предмету «Литература»:
· овладение умениями смыслового анализа художественной литературы, умениями
воспринимать, анализировать, интерпретировать и оценивать прочитанное;
· умение анализировать произведение в единстве формы и содержания; определять
тематику и проблематику произведения; выявлять позицию героя, повествователя, рассказчика,
авторскую позицию, учитывая художественные особенности произведения и воплощенные в нем
реалии; выявлять особенности языка художественного произведения;
· овладение умениями самостоятельной интерпретации и оценки текстуально изученных
художественных произведений (в том числе с использованием методов смыслового чтения,
позволяющих воспринимать, понимать и интерпретировать смысл текстов разных типов, жанров,
назначений в целях решения различных учебных задач и удовлетворения эмоциональных
потребностей общения с книгой, адекватно воспринимать чтение слушателями, и методов
эстетического анализа).
Занятия по математической грамотности вносят вклад в достижение следующих
предметных результатов по учебному предмету «Математика»:
Использовать
в практических
(жизненных)
ситуациях следующие
предметные
математические умения и навыки:
· Сравнивать и упорядочивать натуральные числа, целые числа, обыкновенные и десятичные
дроби, рациональные и иррациональные числа; выполнять, сочетая устные и письменные приемы,
арифметические действия с рациональными числами; выполнять проверку, прикидку результата
вычислений; округлять числа; вычислять значения числовых выражений; использовать калькулятор;
· Решать практико-ориентированные задачи, содержащие зависимости величин (скорость,
время, расстояние, цена, количество, стоимость), связанные с отношением, пропорциональностью
величин, процентами (налоги, задачи из области управления личными и семейными
финансами), решать основные задачи на дроби и проценты, используя арифметический и
алгебраический способы, перебор всех возможных вариантов, способ «проб и ошибок»; пользоваться
основными единицами измерения: цены, массы; расстояния, времени, скорости; выражать одни
единицы величины через другие; интерпретировать результаты решения задач с учётом ограничений,
связанных со свойствами рассматриваемых объектов;
· Извлекать, анализировать, оценивать информацию, представленную в таблице, линейной,
столбчатой и круговой диаграммах, интерпретировать представленные данные, использовать данные
при решении задач; представлять информацию с помощью таблиц, линейной и столбчатой диаграмм,
инфографики; оперировать статистическими характеристиками: среднее арифметическое, медиана,
наибольшее и наименьшее значения, размах числового набора;
· Оценивать вероятности реальных событий и явлений, понимать роль практически
достоверных и маловероятных событий в окружающем мире и в жизни;
· Пользоваться геометрическими понятиями: отрезок, угол, многоугольник, окружность,
круг; распознавать параллелепипед, куб, пирамиду, конус, цилиндр, использовать терминологию:
вершина, ребро, грань, основание, развертка; приводить примеры объектов окружающего мира,
имеющих форму изученных плоских и пространственных фигур, примеры параллельных и
перпендикулярных прямых в пространстве, на модели куба, примеры равных и симметричных
фигур;
пользоваться
геометрическими
понятиями:
равенство
фигур,
симметрия,
подобие; использовать свойства изученных фигур для их распознавания, построения; применять
признаки равенства треугольников, теорему о сумме углов треугольника, теорему Пифагора,
тригонометрические соотношения для вычисления длин, расстояний, площадей;
· Находить длины отрезков и расстояния непосредственным измерением с помощью
линейки; находить измерения параллелепипеда, куба; вычислять периметр многоугольника,
периметр и площадь фигур, составленных из прямоугольников; находить длину окружности,
плошадь круга; вычислять объем куба, параллелепипеда по заданным измерениям; решать
несложные задачи на измерение геометрических величин в практических ситуациях; пользоваться
основными метрическими единицами измерения длины, площади, объема; выражать одни единицы
величины через другие;
· Использовать алгебраическую терминологию и символику; выражать формулами
зависимости между величинами; понимать графический способ представления и анализа
информации, извлекать и интерпретировать информацию из графиков реальных процессов и
зависимостей, использовать графики для определения свойств процессов и зависимостей;
• Переходить от словесной формулировки задачи к её алгебраической модели с помощью
составления уравнения или системы уравнений, интерпретировать в соответствии с контекстом
задачи полученный результат; использовать неравенства при решении различных задач;
• Решать задачи из реальной жизни, связанные с числовыми последовательностями,
использовать свойства последовательностей.
Занятия по естественно-научной грамотности вносят вклад в достижение следующих
предметных результатов по предметной области «Естественно-научные предметы»:
· умение объяснять процессы и свойства тел, в том числе в контексте ситуаций практикоориентированного характера;
· умение проводить учебное исследование, в том числе понимать задачи исследования,
применять методы исследования, соответствующие поставленной цели, осуществлять в соответствии
с планом собственную деятельность и совместную деятельность в группе;
· умение применять простые физические модели для объяснения процессов и явлений;
· умение характеризовать и прогнозировать свойства веществ в зависимости от их состава и
строения, влияние веществ и химических процессов на организм человека и окружающую
природную среду;
·
умение использовать изученные биологические термины, понятия, теории, законы и
закономерности для объяснения наблюдаемых биологических объектов, явлений и процессов;
·
сформированность представлений об экосистемах и значении биоразнообразия; о
глобальных экологических проблемах, стоящих перед человечеством, и способах их преодоления;
·
умение использовать приобретенные знания и навыки для здорового образа жизни,
сбалансированного питания и физической активности; умение противодействовать лженаучным
манипуляциям в области здоровья;
·
умение характеризовать принципы действия технических устройств промышленных
технологических процессов.
Занятия по финансовой грамотности вносят вклад в достижение следующих предметных
результатов по различным предметным областям:
·освоение системы знаний, необходимых для решения финансовых вопросов, включая
базовые финансово-экономические понятия, отражающие важнейшие сферы финансовых отношений
· формирование умения устанавливать и объяснять взаимосвязи явлений, процессов в
финансовой сфере общественной жизни, их элементов и основных функций;
· формирование умения решать познавательные и практические задачи, отражающие
выполнение типичных для несовершеннолетнего социальных ролей и социальные взаимодействия в
финансовой сфере общественной жизни, в том числе направленные на определение качества жизни
человека, семьи и финансового благополучия;
· формирование умения использовать полученную информацию в процессе принятия решений
о сохранении и накоплении денежных средств, при оценке финансовых рисков, при сравнении
преимуществ и недостатков различных финансовых услуг;
· формирование умения распознавать попытки и предупреждать вовлечение себя и
окружающих в деструктивные и криминальные формы сетевой активности (в том числе фишинг)
· формирование умения с опорой на знания, факты общественной жизни и личный
социальный опыт оценивать собственные поступки и поведение других людей с точки зрения их
соответствия экономической рациональности (включая вопросы, связанные с личными финансами,
для оценки рисков осуществления финансовых мошенничеств, применения недобросовестных
практик);
· приобретение опыта использования полученных знаний в практической деятельности, в
повседневной жизни для принятия рациональных финансовых решений в сфере управления личными
финансами, определения моделей целесообразного финансового поведения, составления личного
финансового плана.
Занятия по глобальным компетенциям вносят вклад в достижение следующих предметных
результатов по различным предметным областям:
·освоение научных знаний, умений и способов действий, специфических для
соответствующей предметной области;
·формирование предпосылок научного типа мышления;
·освоение деятельности по получению нового знания, его интерпретации, преобразованию и
применению в различных учебных ситуациях, в том числе при создании учебных и социальных
проектов.
Занятия по креативному мышлению вносят вклад в достижение следующих предметных
результатов по различным предметным областям:
·способность с опорой на иллюстрации и/или описания ситуаций составлять названия,
сюжеты и сценарии, диалоги и инсценировки;
·проявлять творческое воображение, изображать предметы и явления;
·демонстрировать с помощью рисунков смысл обсуждаемых терминов, суждений, выражений
и т.п.;
·предлагать адекватные способы решения различных социальных проблем в области энерго- и
ресурсосбережения, в области экологии, в области заботы о людях с особыми потребностями, в
области межличностных взаимоотношений;
·ставить исследовательские вопросы, предлагать гипотезы, схемы экспериментов,
предложения по изобретательству.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
Тема
Введение в курс «Функциональная грамотность» для
учащихся 7 класса.
Модуль 1: Читательская грамотность: В мире текстов: от
этикетки до повести»
Модуль 2: Естественно-научная грамотность: «Узнаем новое
и объясняем»
Модуль 3: Креативное мышление «Проявляем креативность
на уроках, в школе и в жизни»
Подведение итогов первой части программы: Рефлексивное
занятие 1.
Модуль 4: Математическая грамотность: «Математика в
окружающем мире»
Модуль 5: Финансовая грамотность: «Школа финансовых
решений»
Интегрированные занятия: Финансовая грамотность+
Математика
Модуль 6: Глобальные компетенции «Роскошь общения. Ты,
я, мы отвечаем за планету. Мы учимся преодолевать
проблемы в общении и вместе решать глобальные
проблемы»
Подведение итогов программы. Рефлексивное занятие 2.
Количество часов
1
5
4
5
1
4
4
4
5
1
Итого
34
Поурочное планирование
№
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
Тема
Введение
Кол-во
часов
1
Смысл жизни
1
(Я и моя жизнь)
Человек и книга 1
Проблемы
повседневности
1
(выбор товаров
и услуг)
Будущее
(человек и
1
технический
прогресс)
Планета людей
(взаимоотноше
ния)
Интегрированн
ые занятия:
1
Читательская
грамотность+
Глобальные
компетенции
Наука и
технологии
1
Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы
Основное содержание
Знакомство участников программы. Обсуждение
понятий
«функциональная
грамотность»,
«составляющие
функциональной
грамотности
Портал Российской
(читательская,
математическая,
естественноэлектронной школы
научная, финансовая грамотность, глобальные
https://fg.resh.edu.ru/
компетенции, креативное мышление).
Ожидания каждого школьника и группы в целом от
совместной работы. Обсуждение планов и
организации работы в рамках программы.
Портал Российской
Авторский замысел и читательские установки электронной школы
(художественный текст)
https://fg.resh.edu.ru/
Портал Российской
Особенности чтения и понимания электронных электронной школы
текстов (учебно-справочный текст)
https://fg.resh.edu.ru/
Чтение и понимание
(инструкция, этикетка)
несплошных
Портал Российской
текстов электронной школы
https://fg.resh.edu.ru/
Портал Российской
Особенности чтения и понимания смешанных электронной школы
текстов (соотнесение текста статьи и инфографики) https://fg.resh.edu.ru/
Портал Российской
Особенности чтения и понимания множественных электронной школы
текстов (публицистический текст)
https://fg.resh.edu.ru/
Портал Российской
электронной школы
Выполнение заданий «Луна» и «Вавилонские сады»
https://fg.resh.edu.ru/
«Зеленые
Портал РЭШ
(Российская
водоросли» и электронная
школа) https://fg.resh.
edu.ru
8.
Мир живого
1
Выполнение заданий
«Трава Геракла»
9.
Вещества,
1
Выполнение задания «Заросший пруд»
Портал Российской
которые нас
окружают
электронной школы
https://fg.resh.edu.ru/
10.
Мои увлечения 1
11.
Креативность в
учебных
ситуациях и
ситуациях
1
межличностног
о
взаимодействия
12.
Выдвижение
разнообразных
идей. Учимся
проявлять
1
гибкость и
беглость
мышления.
13.
Выдвижение
креативных
идей и их
доработка.
14.
От выдвижения
до доработки 1
идей
15.
Диагностика и
рефлексия.
1
Самооценка
16.
17.
18.
1
Подведение
итогов первой
части
программы.
1
Самооценка
результатов
деятельности на
занятиях
В домашних
делах: ремонт и
обустройство
дома
Комплексные
1
задания
«Ремонт
комнаты»,
«Покупка
телевизора»
В
1
Портал Российской
Выполнение заданий «Мячи» ИЛИ «Антиграв и электронной школы
хватка осьминога»
https://fg.resh.edu.ru/
Анализ моделей и ситуаций.
Модели заданий:
Портал Российской
-сюжеты, сценарии,
электронной школы
-эмблемы, плакаты, постеры, значки,
https://fg.resh.edu.ru/
-проблемы
экологии,
-выдвижение гипотез.
Разные сюжеты. Два основных способа, которыми
могут различаться идеи для историй:
Портал Российской
-Связи идей с легендой основаны на разных
электронной школы
смысловых ассоциациях, что явно отражается на
https://fg.resh.edu.ru/
сюжете, ИЛИ
-Идеи имеют схожие сюжеты, однако каждая идея
основана на своём способе воплощения.
Оригинальность и проработанность.
Обсуждение
проблемы:
Когда
необходимость доработать идею?
Портал Российской
электронной школы
возникает
https://fg.resh.edu.ru/
Портал Российской
Использование навыков креативного мышления для электронной школы
создания продукта.
https://fg.resh.edu.ru/
Портал
РЭШ https://fg.resh.ed
Креативное мышление. Диагностическая работа для
u.ru
7 класса.
Самооценка уверенности при решении жизненных
Портал Российской
проблем.
электронной школы
Обсуждение результатов самооценки с целью
https://fg.resh.edu.ru/
достижения большей уверенности при решении
задач по функциональной грамотности.
Геометрические фигуры и их свойства, Измерение
Портал Российской
длин и расстояний, периметр фигуры,
электронной школы
Вычисления
с
рациональными
числами,
https://fg.resh.edu.ru/
округление,
Зависимость «цена-количество-стоимость»
Представление данных: таблицы, диаграммы,
Портал Российской
19.
20.
21.
22.
23.
24.
общественной
жизни: спорт
Комплексные
задания
«Футбольная
команда»,
«Мировой
рекорд по
бегу»,
«Питание
самбиста»
На отдыхе:
досуг, отпуск,
увлечения
Комплексные
задания
1
«Бугельные
подъемники»,
«Кресельные
подъемники»
В профессиях:
сельское
хозяйство
1
Комплексное
задание «Сбор
черешни»
Как
финансовые
угрозы
1
превращаются в
финансовые
неприятности
Уловки
финансовых
мошенников: 1
что помогает от
них защититься
Заходим в
интернет:
опасности для 1
личных
финансов
Самое главное
о правилах
безопасного
1
финансового
поведения
Статистические характеристики,
Сравнение величин,
Процентные вычисления
электронной школы
https://fg.resh.edu.ru/
Зависимость»
«скорость-время-расстояние», Портал Российской
измерение времени и скорости,
электронной школы
Графики реальных зависимостей
https://fg.resh.edu.ru/
Портал Российской
Статистические характеристики,
электронной школы
Представление данных (диаграммы, инфографика) https://fg.resh.edu.ru/
Личная финансовая безопасность
Мошенничество
Портал Российской
электронной школы
https://fg.resh.edu.ru/
Виды финансового мошенничества
Финансовое мошенничество
Портал Российской
электронной школы
https://fg.resh.edu.ru/
Правила защиты от финансового мошенничества
Финансовое мошенничество в социальных сетях
Портал Российской
электронной школы
Правила безопасного финансового поведения в https://fg.resh.edu.ru/
социальных сетях
Финансовая безопасность
Финансовый риск
Правила безопасного финансового поведения
Портал Российской
электронной школы
https://fg.resh.edu.ru/
2526.
27.
28.
29.
3031.
3233.
34.
«Покупать, но
по сторонам не
зевать»
2
«Акции и
распродажи»
С чем могут
быть связаны
проблемы в
общении
1
Общаемся в
школе,
соблюдая свои 1
интересы и
интересы друга
Прошлое и
будущее:
причины и
способы
1
решения
глобальных
проблем
Действуем для
будущего:
участвуем в
изменении
2
экологической
ситуации.
Выбираем
профессию
Подведение
итогов
программы.
Самооценка
2
результатов
деятельности на
занятиях
Итоговое
занятие
1
Финансовая грамотность:
Финансовая безопасность
Правила безопасного финансового поведения
Подведение итогов изучения раздела
Портал Российской
Рефлексия
электронной школы
Математическая грамотность:
https://fg.resh.edu.ru/
Зависимость «цена – количество-стоимость»,
Вычисления с десятичными и обыкновенными
дробями,
Вычисление процентов
Межкультурное взаимодействие: необходимость
межкультурного диалога.
Портал Российской
Культура и диалог культур. Роль семьи и школы в
электронной школы
жизни общества, в формировании культуры
https://fg.resh.edu.ru/
общения между представителями разных народов
Межкультурное взаимодействие: успешное и
Портал Российской
уважительное взаимодействие между людьми,
электронной школы
действия в интересах коллектива.
https://fg.resh.edu.ru/
Портал Российской
Глобальные проблемы как следствие глобализации.
электронной школы
Изменение
климата,
экологические
и
https://fg.resh.edu.ru/
демографические проблемы
Глобальные проблемы: возможности и роль Портал Российской
каждого человека в преодолении воздействия электронной школы
глобальных проблем или в их решении.
https://fg.resh.edu.ru/
Проблемы прав человека в современном мире.
Оценка (самооценка) уровня сформированности
Портал Российской
функциональной
грамотности
по
шести
электронной школы
составляющим. Обсуждение возможных действий,
https://fg.resh.edu.ru/
направленных на повышение уровня ФГ отдельных
учащихся и группы в целом.
Портал Российской
Демонстрация итогов внеурочных занятий по ФГ
электронной школы
(открытое мероприятие для школы и родителей).
https://fg.resh.edu.ru/