Пояснительная записка
Учебный курс «Трудные вопросы русского языка» предназначен для обучающихся
8 класса, которым предстоит сдавать экзамен по русскому языку в формате ОГЭ.
Программа рассчитана на 34 часа (1час в неделю) за счет части учебного плана,
формируемой участниками образовательных отношений.
Учебный курс поможет обучающимся комплексно использовать знания по
орфографии, синтаксису, пунктуации, овладеть навыками речи, научит избежать
грамматических и речевых ошибок, построить высказывания с соблюдением норм,
составить тексты и сообщения, отредактировать их.
Программа опирается на те знания, умения и навыки, которые были получены
школьниками в процессе изучения базового курса русского языка.
Цель изучения курса
Данный курс направлен на обеспечение качественной подготовки обучающихся по
предмету на основе обобщения и систематизации знаний и совершенствования различного
вида компетенций по текстоведению, имеющих важнейшее значение для формирования
коммуникативной личности; на помощь учащимся разобраться в трудных вопросах
орфографии и пунктуации, систематизации знаний по этим разделам, отработке шагов и
звеньев для решения конкретной орфографической или пунктуационной задачи в целом,
подготовке учащихся к успешному прохождению государственной итоговой аттестации.
Задачи изучения курса
Основные образовательные задачи курса:
расширить знания по русскому языку, предусматривающие
формирование устойчивого интереса к предмету;
повысить уровень логического мышления обучающихся;
создать условия для формирования языковой компетенции;
восполнить пробелы по указанным выше разделам лингвистики;
выработать навык комплексного анализа текста;
совершенствовать навыки работы над изложением.
Развивающие задачи курса:
развивать умение применять алгоритм решения орфографической и
пунктуационной задачи;
способствовать развитию речи обучающихся;
совершенствовать навык работы с книгой (учебником, словарем,
справочной литературой);
способствовать эффективной подготовке учащихся к итоговой
аттестации по русскому языку.
Воспитательные задачи курса:
формировать ключевые компетенции;
повышать интерес к гуманитарному образованию;
воспитывать грамотного гражданина РФ.
По окончании курса обучающиеся должны знать:
принципы русской орфографии и пунктуации;
основные орфографические и пунктуационные правила, ранее
представлявшие определенную трудность;
алгоритм написания сжатого изложения.
По окончании курса обучающиеся должны уметь:
использовать основные приемы информационной переработки текста;
оценивать письменные высказывания с точки зрения языкового
оформления;
использовать основные словари, справочники, необходимые для
совершенствования орфографической и пунктуационной грамотности;
применять теоретические знания по разделам «Орфография» и
«Пунктуация» на практике;
применять алгоритм написания сжатого изложения;
уметь работать с текстами ОГЭ по русскому языку;
грамотно, свободно и эстетично излагать свои мысли в устной и
письменной формах;
владеть предметными компетенциями (языковой, лингвистической,
культуроведческой).
Основные формы организации занятий - семинары и практические занятия.
Формами контроля за достижениями учащихся служат самостоятельно подготовленные
сообщения, презентации, письменные работы и тесты в формате ОГЭ.
Содержание программы
Раздел 1. Введение. (1 час)
Структура экзаменационной работы по русскому языку в новой форме и критерии
её оценивания. Тренировочные задания по оформлению бланков.
Раздел 2. Построение сжатого изложения. (5 часов)
Сжатое изложение. Содержательные и языковые способы сокращения текста.
Построение сжатого изложения. Редактирование изложения.
Контроль знаний: построение сжатого изложения.
Раздел 3. Орфография. (14 часов)
Орфограммы в корнях слов. Правописание приставок. Правописание суффиксов.
Правописание н - нн в различных частях речи. Слитное и раздельное написание НЕ с
разными частями речи. Правописание производных предлогов, союзов, частиц.
Частицы НЕ-НИ. Текстовые иллюстрации орфографических норм.
Раздел 4. Пунктуация. (10 часов)
Словосочетание. Предложение. Простое осложнённое предложение. Однородные и
неоднородные члены предложения. Сложное предложение. Знаки препинания в простом
осложнённом предложении. Знаки препинания в сложносочинённом предложении. Знаки
препинания в сложноподчинённом предложении, в предложениях с обособленными
обстоятельствами и определениями. Знаки препинания при обращении и прямой речи,
оформлении цитат. Тире и двоеточие в предложениях. Текстовые иллюстрации
синтаксических и пунктуационных норм.
Контроль знаний: тренировочные упражнения; тестовые задания в форме ОГЭ.
Раздел 5. Тестирование. (4 часа)
Систематизация знаний, умений, навыков по русскому языку при сдаче
Государственной итоговой аттестации.
Планируемые результаты
Главным результатом освоения курса является готовность обучающихся к участию
в ОГЭ. К концу данного курса учащиеся обобщают и закрепляют лексико-грамматический
материал и отрабатывают определенные умения и навыки по всем разделам.
Личностные: развитие любви и уважения к Отечеству, его языку и культуре;
понимание роли слова, русского языка в формировании и выражении мыслей и чувств,
самовыражения и развития творческих способностей; формирование коммуникативной
компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и
младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной,
учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
Регулятивные универсальные учебные действия
Ученик 8 класса научится:
целеполаганию, включая постановку новых целей, преобразование
практической задачи в познавательную;
самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе
учёта выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале;
планировать пути достижения целей;
уметь самостоятельно контролировать своё время и управлять им;
адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения
действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как в конце действия,
так и по ходу его реализации;
Ученик 8 класса получит возможность научиться:
самостоятельно ставить новые учебные цели и задачи;
строить жизненные планы во временной перспективе;
при планировании достижения целей самостоятельно и адекватно
учитывать условия и средства их достижения;
осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по
решению учебных и познавательных задач;
адекватно оценивать объективную трудность как меру фактического
или предполагаемого расхода ресурсов на решение задачи;
адекватно оценивать свои возможности достижения цели
определённой сложности в различных сферах самостоятельной деятельности;
Коммуникативные универсальные учебные действия
Ученик 8 класса научится:
учитывать разные мнения и стремиться к координации различных
позиций в сотрудничестве;
устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем
принимать решения и делать выбор;
аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою
позицию не враждебным для оппонентов образом;
задавать вопросы, необходимые для организации собственной
деятельности и сотрудничества с партнёром;
осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве
необходимую взаимопомощь;
работать в группе - устанавливать рабочие отношения, эффективно
сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации; интегрироваться в
группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и
взрослыми;
Ученик 8 класса получит возможность научиться:
учитывать и координировать отличные от собственной позиции
других людей, в сотрудничестве;
учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную
позицию;
понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
Познавательные универсальные учебные действия
Ученик 8 класса научится:
осуществлять расширенный поиск информации с использованием
ресурсов библиотек и Интернета;
создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;
осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в
зависимости от конкретных условий;
Ученик 8 класса получит возможность научиться:
основам рефлексивного чтения;
ставить проблему, аргументировать её актуальность;
самостоятельно проводить исследование на основе применения
методов наблюдения и эксперимента
Предметные:
Ученик 8 класса научится:
владеть качествами хорошей речи (точность, логичность, чистота,
выразительность, уместность, богатство);
моделировать речевое поведение в соответствии с задачами общения;
расширять сведения о нормах речевого поведения в различных сферах
общения;
совершенствовать умение осуществлять речевой самоконтроль,
находить грамматические и речевые ошибки, недочёты и исправлять их;
работать над расширением словарного запаса;
применять полученные знания и умения в повседневной речевой
практике, создавая устные и письменные высказывания и соблюдая разные виды
языковых норм.
Ученик 8 класса получит возможность научиться:
иметь представление:
о роли слова, русского языка в формировании и выражении мыслей и
чувств, самовыражения и развития творческих способностей;
о нормах русского литературного языка (орфоэпических, лексических,
грамматических) и правилах речевого этикета;
о нормах речевого поведения в различных сферах общения.
определять:
основные понятия культуры речи, основные качества речи;
показатели индивидуальной культуры человека;
языковые средства для успешного решения коммуникативных задач
(диалог, устные монологические высказывания, письменные тексты) с учетом
особенностей разных видов речи и ситуаций общения;
изобразительные возможности словообразования, выразительные
средства лексики и фразеологии, грамматические средства выразительности речи;
основные нормы литературного языка;
назначение речевого этикета;
значение различных видов словарей в жизни человека.
качества
хорошей
речи
(точность,
логичность,
чистота,
выразительность, уместность, богатство).
Тематическое планирование
№ Наименование разделов, тем
Ко-во часов
1
Введение.
1
2
Построение сжатого изложения.
5
3
Орфография.
14
4
Пунктуация.
10
5
Тестирование.
4
Итого
34
Поурочное планирование
№
Тема занятия
Кол-во
часов
Форма занятия
1
I. Введение
Структура экзаменационной работы по русскому языку
в новой форме и критерии её оценивания.
1
Вводное занятие
2
II. Построение сжатого изложения
Определение, признаки и характеристика текста как
единицы языка. Тема, идея, проблема текста и способы
их установления и формулирования.
1
Систематизация
знаний
3
Композиция, логическая, грамматическая структура
текста.
1
Систематизация
знаний
4
Понятие о микротеме. Соотношение микротемы и
абзацного строения текста. Представление об абзаце
как о пунктуационном знаке.
1
Систематизация
знаний
5
Главная и второстепенная информация в тексте.
Ключевые слова и их роль в определении границ
главной информации. Способы сокращения текста:
грамматические, логические, синтаксические.
1
Систематизация
знаний
6
Практическая работа № 1 «Написание сжатого
изложения».
1
Контроль знаний
и умений
7
III. Орфография
Орфография как система обязательных норм
письменной речи (орфографическая норма).
1
Систематизация
знаний
8
Строение орфографических правил. Алгоритмы их
применения.
1
Систематизация
знаний
9
Проверяемые и непроверяемые безударные гласные в
корне.
1
Систематизация
знаний
10 Правописание согласных в корне слова. 0,Ё после
шипящих в корне.
1
Систематизация
знаний
11 Чередующиеся гласные.
1
Систематизация
знаний
12 Практическая работа №2. «Орфограммы в корнях
слов».
1
Контроль знаний
и умений
13 Практическая работа № 3. Правописание приставок.
Изменяющиеся и неизменяющиеся на письме
приставки. Написание приставок, зависящих от
значения.
1
Контроль знаний
и умений
14 Правописание Н, НН в разных частях речи.
1
Систематизация
знаний
15 Слитное и раздельное написание НЕ с разными частями
речи.
1
Систематизация
знаний
16 Сложные слова. Слитные, раздельные, дефисные
написания.
1
Систематизация
знаний
17 Правописание производных предлогов.
1
Систематизация
знаний
18 Правописание союзов.
1
Систематизация
знаний
19 Правописание частиц.
1
Систематизация
знаний
20 Тестовая работа по разделу «Орфография» .
1
Контроль знаний
и умений
21 IV. Пунктуация
Пунктуация как система обязательных норм
письменной речи (пунктуационная норма).
1
Систематизация
знаний
22 Знаки препинания в сложном предложении.
Сочинительные и подчинительные союзы. Сложное
предложение: союзное и бессоюзное.
1
Систематизация
знаний
23 Знаки препинания в ССП.
1
Систематизация
знаний
24 Трудные случаи употребления знаков препинания в
СПП. Практическая работа № 7.
1
Контроль знаний
и умений
25 Знаки препинания при однородных и неоднородных
членах предложения.
1
Систематизация
знаний
26 Трудные случаи употребления знаков препинания в
предложениях с обособленными обстоятельствами и
определениями.
1
Систематизация
знаний
27 Знаки препинания при обращении и прямой речи,
оформлении цитат.
1
Систематизация
знаний
28 Тире в предложении.
1
Систематизация
знаний
29 Двоеточие в предложении.
1
Систематизация
знаний
30 Тестовая работа по разделу «Пунктуация».
1
Контроль знаний
и умений
31 V. Тестирование
Пробный тест в формате ОГЭ.
1
Контроль знаний
и умений
32 Пробный тест в формате ОГЭ.
1
Контроль знаний
и умений
33 Работа над ошибками.
1
Контроль знаний
и умений
34 Работа над ошибками.
1
Контроль знаний
и умений
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО
ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
• Русский язык, 8 класс/Рыбченкова Л.М. и другие, «Издательство «Просвещение».
М.:2022
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
Рабочие программы. Предметная линия учебников Рыбченковой Л.М.
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
Справочно-информационный портал «Русский язык» — ГРАМОТА.РУ
http://www.gramota.ru Сайт «Я иду на урок русского языка» и электронная версия газеты
«Русский язык»
http://rus.1september.ru Коллекция диктантов по русскому языку Российского
общеобразовательного портала
http://language.edu.ru Всероссийская олимпиада школьников по русскому языку
http://rus.rusolymp.ru Владимир Даль. Проект портала Philolog.ru
http://www.philolog.ru/dahl ЕГЭ по русскому языку: электронный репетитор
http://www.rus-ege.com Институт русского языка им. В.В. Виноградова Российской
академии наук http://www.ruslang.ru Интернет-проект исследователей-русистов
Ruthenia.ru
http://www ruthenia.ru Кабинет русского языка и литературы
http://ruslit.ioso.ru Конкурс «Русский Медвежонок — языкознание для всех»
http://www.rm.kirov.ru Культура письменной речи
http://www.gramma.ru Материалы по теории языка и литературе