УК Трудные вопросы русского языка 8б Дорофеева

Пояснительная записка
Учебный курс «Трудные вопросы русского языка» предназначен для обучающихся
8 класса, которым предстоит сдавать экзамен по русскому языку в формате ОГЭ.
Программа рассчитана на 34 часа (1час в неделю) за счет части учебного плана,
формируемой участниками образовательных отношений.
Учебный курс поможет обучающимся комплексно использовать знания по
орфографии, синтаксису, пунктуации, овладеть навыками речи, научит избежать
грамматических и речевых ошибок, построить высказывания с соблюдением норм,
составить тексты и сообщения, отредактировать их.
Программа опирается на те знания, умения и навыки, которые были получены
школьниками в процессе изучения базового курса русского языка.
Цель изучения курса
Данный курс направлен на обеспечение качественной подготовки обучающихся по
предмету на основе обобщения и систематизации знаний и совершенствования различного
вида компетенций по текстоведению, имеющих важнейшее значение для формирования
коммуникативной личности; на помощь учащимся разобраться в трудных вопросах
орфографии и пунктуации, систематизации знаний по этим разделам, отработке шагов и
звеньев для решения конкретной орфографической или пунктуационной задачи в целом,
подготовке учащихся к успешному прохождению государственной итоговой аттестации.
Задачи изучения курса
Основные образовательные задачи курса:
расширить знания по русскому языку, предусматривающие
формирование устойчивого интереса к предмету;

повысить уровень логического мышления обучающихся;

создать условия для формирования языковой компетенции;

восполнить пробелы по указанным выше разделам лингвистики;

выработать навык комплексного анализа текста;

совершенствовать навыки работы над изложением.


Развивающие задачи курса:

развивать умение применять алгоритм решения орфографической и
пунктуационной задачи;

способствовать развитию речи обучающихся;

совершенствовать навык работы с книгой (учебником, словарем,
справочной литературой);

способствовать эффективной подготовке учащихся к итоговой
аттестации по русскому языку.

Воспитательные задачи курса:




формировать ключевые компетенции;
повышать интерес к гуманитарному образованию;
воспитывать грамотного гражданина РФ.

По окончании курса обучающиеся должны знать:


принципы русской орфографии и пунктуации;


основные орфографические и пунктуационные правила, ранее
представлявшие определенную трудность;

алгоритм написания сжатого изложения.

По окончании курса обучающиеся должны уметь:



использовать основные приемы информационной переработки текста;
оценивать письменные высказывания с точки зрения языкового

оформления;

использовать основные словари, справочники, необходимые для
совершенствования орфографической и пунктуационной грамотности;

применять теоретические знания по разделам «Орфография» и
«Пунктуация» на практике;

применять алгоритм написания сжатого изложения;

уметь работать с текстами ОГЭ по русскому языку;

грамотно, свободно и эстетично излагать свои мысли в устной и
письменной формах;

владеть предметными компетенциями (языковой, лингвистической,
культуроведческой).

Основные формы организации занятий - семинары и практические занятия.
Формами контроля за достижениями учащихся служат самостоятельно подготовленные
сообщения, презентации, письменные работы и тесты в формате ОГЭ.
Содержание программы
Раздел 1. Введение. (1 час)
Структура экзаменационной работы по русскому языку в новой форме и критерии
её оценивания. Тренировочные задания по оформлению бланков.
Раздел 2. Построение сжатого изложения. (5 часов)
Сжатое изложение. Содержательные и языковые способы сокращения текста.
Построение сжатого изложения. Редактирование изложения.
Контроль знаний: построение сжатого изложения.
Раздел 3. Орфография. (14 часов)
Орфограммы в корнях слов. Правописание приставок. Правописание суффиксов.
Правописание н - нн в различных частях речи. Слитное и раздельное написание НЕ с
разными частями речи. Правописание производных предлогов, союзов, частиц.
Частицы НЕ-НИ. Текстовые иллюстрации орфографических норм.
Раздел 4. Пунктуация. (10 часов)
Словосочетание. Предложение. Простое осложнённое предложение. Однородные и
неоднородные члены предложения. Сложное предложение. Знаки препинания в простом
осложнённом предложении. Знаки препинания в сложносочинённом предложении. Знаки
препинания в сложноподчинённом предложении, в предложениях с обособленными
обстоятельствами и определениями. Знаки препинания при обращении и прямой речи,
оформлении цитат. Тире и двоеточие в предложениях. Текстовые иллюстрации
синтаксических и пунктуационных норм.
Контроль знаний: тренировочные упражнения; тестовые задания в форме ОГЭ.
Раздел 5. Тестирование. (4 часа)

Систематизация знаний, умений, навыков по русскому языку при сдаче
Государственной итоговой аттестации.
Планируемые результаты
Главным результатом освоения курса является готовность обучающихся к участию
в ОГЭ. К концу данного курса учащиеся обобщают и закрепляют лексико-грамматический
материал и отрабатывают определенные умения и навыки по всем разделам.
Личностные: развитие любви и уважения к Отечеству, его языку и культуре;
понимание роли слова, русского языка в формировании и выражении мыслей и чувств,
самовыражения и развития творческих способностей; формирование коммуникативной
компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и
младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной,
учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
Регулятивные универсальные учебные действия
Ученик 8 класса научится:
целеполаганию, включая постановку новых целей, преобразование
практической задачи в познавательную;

самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе
учёта выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале;

планировать пути достижения целей;

уметь самостоятельно контролировать своё время и управлять им;

адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения
действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как в конце действия,
так и по ходу его реализации;


Ученик 8 класса получит возможность научиться:
самостоятельно ставить новые учебные цели и задачи;
строить жизненные планы во временной перспективе;
при планировании достижения целей самостоятельно и адекватно
учитывать условия и средства их достижения;

осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по
решению учебных и познавательных задач;

адекватно оценивать объективную трудность как меру фактического
или предполагаемого расхода ресурсов на решение задачи;

адекватно оценивать свои возможности достижения цели
определённой сложности в различных сферах самостоятельной деятельности;




Коммуникативные универсальные учебные действия
Ученик 8 класса научится:
учитывать разные мнения и стремиться к координации различных
позиций в сотрудничестве;

устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем
принимать решения и делать выбор;

аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою
позицию не враждебным для оппонентов образом;

задавать вопросы, необходимые для организации собственной
деятельности и сотрудничества с партнёром;

осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве
необходимую взаимопомощь;



работать в группе - устанавливать рабочие отношения, эффективно
сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации; интегрироваться в
группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и
взрослыми;

Ученик 8 класса получит возможность научиться:

учитывать и координировать отличные от собственной позиции
других людей, в сотрудничестве;

учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную
позицию;

понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;

Познавательные универсальные учебные действия
Ученик 8 класса научится:

осуществлять расширенный поиск информации с использованием
ресурсов библиотек и Интернета;

создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;

осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в
зависимости от конкретных условий;

Ученик 8 класса получит возможность научиться:
основам рефлексивного чтения;
ставить проблему, аргументировать её актуальность;
самостоятельно проводить исследование на основе применения
методов наблюдения и эксперимента




Предметные:
Ученик 8 класса научится:

владеть качествами хорошей речи (точность, логичность, чистота,
выразительность, уместность, богатство);

моделировать речевое поведение в соответствии с задачами общения;

расширять сведения о нормах речевого поведения в различных сферах
общения;

совершенствовать умение осуществлять речевой самоконтроль,
находить грамматические и речевые ошибки, недочёты и исправлять их;

работать над расширением словарного запаса;

применять полученные знания и умения в повседневной речевой
практике, создавая устные и письменные высказывания и соблюдая разные виды
языковых норм.

Ученик 8 класса получит возможность научиться:
иметь представление:
о роли слова, русского языка в формировании и выражении мыслей и
чувств, самовыражения и развития творческих способностей;

о нормах русского литературного языка (орфоэпических, лексических,
грамматических) и правилах речевого этикета;

о нормах речевого поведения в различных сферах общения.


определять:
основные понятия культуры речи, основные качества речи;
показатели индивидуальной культуры человека;
языковые средства для успешного решения коммуникативных задач
(диалог, устные монологические высказывания, письменные тексты) с учетом
особенностей разных видов речи и ситуаций общения;

изобразительные возможности словообразования, выразительные
средства лексики и фразеологии, грамматические средства выразительности речи;

основные нормы литературного языка;

назначение речевого этикета;

значение различных видов словарей в жизни человека.

качества
хорошей
речи
(точность,
логичность,
чистота,
выразительность, уместность, богатство).




Тематическое планирование
№ Наименование разделов, тем

Ко-во часов

1

Введение.

1

2

Построение сжатого изложения.

5

3

Орфография.

14

4

Пунктуация.

10

5

Тестирование.

4

Итого

34
Поурочное планирование

№

Тема занятия

Кол-во
часов

Форма занятия

1

I. Введение
Структура экзаменационной работы по русскому языку
в новой форме и критерии её оценивания.

1

Вводное занятие

2

II. Построение сжатого изложения
Определение, признаки и характеристика текста как
единицы языка. Тема, идея, проблема текста и способы
их установления и формулирования.

1

Систематизация
знаний

3

Композиция, логическая, грамматическая структура
текста.

1

Систематизация
знаний

4

Понятие о микротеме. Соотношение микротемы и
абзацного строения текста. Представление об абзаце
как о пунктуационном знаке.

1

Систематизация
знаний

5

Главная и второстепенная информация в тексте.
Ключевые слова и их роль в определении границ
главной информации. Способы сокращения текста:
грамматические, логические, синтаксические.

1

Систематизация
знаний

6

Практическая работа № 1 «Написание сжатого
изложения».

1

Контроль знаний
и умений

7

III. Орфография
Орфография как система обязательных норм
письменной речи (орфографическая норма).

1

Систематизация
знаний

8

Строение орфографических правил. Алгоритмы их
применения.

1

Систематизация
знаний

9

Проверяемые и непроверяемые безударные гласные в
корне.

1

Систематизация
знаний

10 Правописание согласных в корне слова. 0,Ё после
шипящих в корне.

1

Систематизация
знаний

11 Чередующиеся гласные.

1

Систематизация
знаний

12 Практическая работа №2. «Орфограммы в корнях
слов».

1

Контроль знаний
и умений

13 Практическая работа № 3. Правописание приставок.
Изменяющиеся и неизменяющиеся на письме
приставки. Написание приставок, зависящих от
значения.

1

Контроль знаний
и умений

14 Правописание Н, НН в разных частях речи.

1

Систематизация
знаний

15 Слитное и раздельное написание НЕ с разными частями
речи.

1

Систематизация
знаний

16 Сложные слова. Слитные, раздельные, дефисные
написания.

1

Систематизация
знаний

17 Правописание производных предлогов.

1

Систематизация
знаний

18 Правописание союзов.

1

Систематизация
знаний

19 Правописание частиц.

1

Систематизация
знаний

20 Тестовая работа по разделу «Орфография» .

1

Контроль знаний
и умений

21 IV. Пунктуация
Пунктуация как система обязательных норм
письменной речи (пунктуационная норма).

1

Систематизация
знаний

22 Знаки препинания в сложном предложении.
Сочинительные и подчинительные союзы. Сложное
предложение: союзное и бессоюзное.

1

Систематизация
знаний

23 Знаки препинания в ССП.

1

Систематизация
знаний

24 Трудные случаи употребления знаков препинания в
СПП. Практическая работа № 7.

1

Контроль знаний
и умений

25 Знаки препинания при однородных и неоднородных
членах предложения.

1

Систематизация
знаний

26 Трудные случаи употребления знаков препинания в
предложениях с обособленными обстоятельствами и
определениями.

1

Систематизация
знаний

27 Знаки препинания при обращении и прямой речи,
оформлении цитат.

1

Систематизация
знаний

28 Тире в предложении.

1

Систематизация
знаний

29 Двоеточие в предложении.

1

Систематизация
знаний

30 Тестовая работа по разделу «Пунктуация».

1

Контроль знаний
и умений

31 V. Тестирование
Пробный тест в формате ОГЭ.

1

Контроль знаний
и умений

32 Пробный тест в формате ОГЭ.

1

Контроль знаний
и умений

33 Работа над ошибками.

1

Контроль знаний
и умений

34 Работа над ошибками.

1

Контроль знаний
и умений

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО
ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
• Русский язык, 8 класс/Рыбченкова Л.М. и другие, «Издательство «Просвещение».
М.:2022

МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
Рабочие программы. Предметная линия учебников Рыбченковой Л.М.
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
Справочно-информационный портал «Русский язык» — ГРАМОТА.РУ
http://www.gramota.ru Сайт «Я иду на урок русского языка» и электронная версия газеты
«Русский язык»
http://rus.1september.ru Коллекция диктантов по русскому языку Российского
общеобразовательного портала
http://language.edu.ru Всероссийская олимпиада школьников по русскому языку

http://rus.rusolymp.ru Владимир Даль. Проект портала Philolog.ru
http://www.philolog.ru/dahl ЕГЭ по русскому языку: электронный репетитор
http://www.rus-ege.com Институт русского языка им. В.В. Виноградова Российской
академии наук http://www.ruslang.ru Интернет-проект исследователей-русистов
Ruthenia.ru
http://www ruthenia.ru Кабинет русского языка и литературы
http://ruslit.ioso.ru Конкурс «Русский Медвежонок — языкознание для всех»
http://www.rm.kirov.ru Культура письменной речи
http://www.gramma.ru Материалы по теории языка и литературе


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».