УК Безопасность в современном мире, 7 класс

Пояснительная записка
Рабочая программа учебного курса «Безопасность в современном мире» разработана
на основе требований к результатам освоения программы основного общего образования,
представленных в ФГОС ООО.
Программа «Безопасность в современном мире» обеспечивает:
ясное понимание обучающимися современных проблем безопасности и
формирование у подрастающего поколения базового уровня культуры безопасного
поведения;
прочное усвоение обучающимися основных ключевых понятий, обеспечивающих
преемственность изучения основ комплексной безопасности личности на следующем
уровне образования;
возможность выработки и закрепления у обучающихся умений и навыков,
необходимых для последующей жизни;
выработку
практико-ориентированных
компетенций,
соответствующих
потребностям современности;
реализацию оптимального баланса межпредметных связей и их разумное
взаимодополнение, способствующее формированию практических умений и навыков.
Целью изучения учебного курса «Безопасность в современном мире» является
формирование у обучающихся готовности к выполнению обязанности по защите Отечества
и базового уровня культуры безопасности жизнедеятельности в соответствии с
современными потребностями личности, общества и государства, что предполагает:
способность построения модели индивидуального безопасного поведения на основе
понимания необходимости ведения здорового образа жизни, причин, механизмов
возникновения и возможных последствий различных опасных и чрезвычайных ситуаций,
знаний и умений применять необходимые средства и приемы рационального и безопасного
поведения при их проявлении;
сформированность активной жизненной позиции, осознанное понимание
значимости личного безопасного поведения в интересах безопасности личности, общества
и государства;
знание и понимание роли государства и общества в решении задач обеспечения
национальной безопасности и защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций
природного, техногенного и социального характера.
Общее число часов, отведенных на изучение курса «Безопасность в современном
мире», составляет 34 часа, по 1 часу в неделю, за счет часов части учебного плана,
формируемой участниками образовательных отношений.
Содержание учебного курса «Безопасность человека в современном мире»
МОДУЛЬ «БЕЗОПАСНОСТЬ В СОЦИУМЕ»
Как улучшить отношения с окружающими
Стресс и стрессовые ситуации.
Как снизить влияние стресса на поведение и общее состояние человека.
Методы самовнушения, самоубеждения и самоприказа в борьбе со стрессом.
Конфликт — особенности общения.
Как избежать конфликтной ситуации. Побег из дома. Единый общероссийский
телефон доверия для детей, подростков и их родителей.
Безопасность в социальных сетях.
Как не стать жертвой принуждения к самоубийству (суициду). Как противостоять
опасностям вовлечения в группы смерти.
МОДУЛЬ «БЕЗОПАСНОСТЬ В БЫТУ»

Безопасность в повседневной жизни
Пожарная безопасность в помещениях.
Пожар на кухне, на балконе. Меры предосторожности при работе с печью.
Электробезопасность в повседневной жизни.
Меры предосторожности при использовании электроприборов.
Средства бытовой химии.
МОДУЛЬ «БЕЗОПАСНОСТЬ НА ТРАНСПОРТЕ»
Безопасность в ситуациях, связанных с железнодорожным транспортом и
метрополитеном
Ситуации, связанные с железнодорожным транспортом.
Зоны опасности на железной дороге. «Зацеперы». Поездка в поезде дальнего
следования. Аварийная ситуация в поезде дальнего следования.
Безопасность в метрополитене.
МОДУЛЬ «БЕЗОПАНОСТЬ В ОБЩЕСТВЕННЫХ МЕСТАХ»
Безопасность в криминогенных ситуациях
Как избежать встречи с преступником.
Безопасность на улице. Безопасность в городском транспорте. Как обеспечить свою
безопасность в квартире. Осторожно: мошенничество.
Как избежать встречи с наркоторговцем.
Понятие «наркотизм». Противодействие наркотизму.
МОДУЛЬ
«ОСНОВЫ
ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ
ЭКСТРЕМИЗМУ
И
ТЕРРОРИЗМУ»
Терроризм — угроза обществу и каждому человеку
Как государство борется с терроризмом.
Государственное законодательство о борьбе с терроризмом. Основные задачи
Национального антитеррористического комитета (НАК).
Особенности современного терроризма.
Виды современной террористической деятельности. Телефонные террористы.
Как не стать пособником террористов.
Как действуют вербовщики террористических организаций. Статьи Уголовного
кодекса Российской Федерации, предусмотренные за террористическую деятельность, в
том числе для лиц, которым исполнилось на момент преступления 14 лет.
Формирование антитеррористического поведения.
МОДУЛЬ «БЕЗОПАСНОСТЬ В ПРИРОДНОЙ СРЕДЕ»
Чрезвычайные ситуации природного характера
Классификация чрезвычайных ситуаций природного характера.
Чрезвычайные ситуации геологического происхождения. Землетрясение.
Правила при подготовке к землетрясению. Что нужно делать во время
землетрясения.
Чрезвычайные ситуации геологического происхождения.
Извержения вулканов. Оползни, обвалы.
Что нужно делать при поступившем сигнале о начале стихийного бедствия
геологического происхождения.
Чрезвычайные ситуации метеорологического происхождения.
Ураганы и бури. Смерчи. Правила поведения при чрезвычайных ситуациях
метеорологического происхождения.
Чрезвычайные ситуации гидрологического происхождения.

Наводнения, их виды. Сели. Цунами. Снежные лавины. Правила поведения при
чрезвычайных ситуациях гидрологического происхождения.
Защита населения от чрезвычайных ситуаций геологического происхождения.
Защита от землетрясений и ликвидация их последствий. Защита от вулканических
опасностей, оползней и обвалов.
Защита населения от чрезвычайных ситуаций метеорологического и
гидрологического происхождения.
Защита от ураганов, бурь, смерчей. Защита от наводнений. Мероприятия по защите
от селей. Мероприятия по защите от цунами. Защита от снежных лавин.
Природные пожары
Степные, тростниковые, лесные и торфяные пожары.
Правила безопасности при возникновении лесных и торфяных пожаров.
Защита населения от лесных и торфяных пожаров.
Средства и способы, которые используются при тушении лесных пожаров.
МОДУЛЬ «ЗДОРОВЬЕ И КАК ЕГО СОХРАНИТЬ»
Чрезвычайные ситуации биолого-социального происхождения
Эпидемии.
Понятия «эпидемия», «пандемия». Пандемия коронавируса. Правила профилактики
коронавируса.
Эпизоотии.
Понятия «эпизоотический очаг», «панзоотия». Признаки инфекционных
заболеваний животных.
Эпифитотии.
Понятия «эпифитотия», «панфитотия». Признаки инфекционных заболеваний
растений.
Защита
населения
от
чрезвычайных
ситуаций
биолого-социального
происхождения.
Защита от эпидемий, эпизоотий, эпифитотий.
МОДУЛЬ «ОСНОВЫ МЕДИЦИНСКИХ ЗНАНИЙ»
Первая помощь и правила ее оказания
Первая помощь при кровотечении.
Наружные и внутренние кровотечения. Виды кровотечения — капиллярное,
венозное, артериальное, смешанное. Способы временной остановки наружного
кровотечения. Оказание первой помощи при носовом кровотечении.
Первая помощь при ушибах и переломах.
Транспортировка пострадавших в медицинское учреждение.
Способы транспортировки пострадавшего.
Планируемые результаты
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
1) Воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к
Отечеству, прошлому и настоящему многонационального народа России; осознание своей
этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края,
основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических,
демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества;
воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
2) формирование ответственного отношения к учению, готовность и способности,
обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и
познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории
образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений с

учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования
уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;
3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному
уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное,
языковое, духовное многообразие современного мира;
4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к
другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской
позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и
народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём
взаимопонимания;
5) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в
группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном
самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом
региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
6) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем
на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного
поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
7) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со
сверстниками, детьми старшего и младшего возраста,
взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебноисследовательской, творческой и других видов деятельности;
8) формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил
индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях,
угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения в транспорте и на дорогах;
9) формирование основ экологической культуры, соответствующей современному
уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной
рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;
10) осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности
семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
11) развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия
народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
1) Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и
формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать
мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе
альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и
познавательных задач;
3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять
контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы
действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в
соответствии с изменяющейся ситуацией;
4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные
возможности её решения;
5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и
осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
6) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии,
классифицировать, самостоятельно выбирать основания и
критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить
логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и
делать выводы;

7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы
для решения учебных и познавательных задач;
8) смысловое чтение;
9) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с
учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и
разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать,
аргументировать и отстаивать своё мнение;
10) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей
коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и
регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической
контекстной речью;
11) формирование и развитие компетентности в области использования
информационно-коммуникационных технологий; развитие мотивации к овладению
культурой активного пользования словарями и другими поисковыми системами;
12) формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в
познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
1) Формирование современной культуры безопасности жизнедеятельности на
основе понимания необходимости защиты личности, общества и государства посредством
осознания значимости безопасного поведения в условиях чрезвычайных ситуаций
природного, техногенного и социального характера;
2) формирование убеждения в необходимости безопасного и здорового образа
жизни;
3) понимание личной и общественной значимости современной культуры
безопасности жизнедеятельности;
4) понимание роли государства и действующего законодательства в обеспечении
национальной безопасности и защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций
природного, техногенного и социального характера, в том числе от экстремизма и
терроризма;
5) понимание необходимости подготовки граждан к защите Отечества;
6) формирование установки на здоровый образ жизни, исключающий употребление
алкоголя, наркотиков, курение и нанесение иного вреда здоровью;
7) формирование антиэкстремистской и антитеррористической личностной позиции;
8) понимание необходимости сохранения природы и окружающей среды для
полноценной жизни человека;
9) знание основных опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и
социального характера, включая экстремизм и терроризм, и их последствий для личности,
общества и государства;
10) знание мер безопасности и правил поведения и умение их применять в условиях
опасных и чрезвычайных ситуаций;
11) умение оказать первую помощь пострадавшим;
12) умение предвидеть возникновение опасных ситуаций по характерным признакам
их проявления, а также на основе информации, получаемой из различных источников;
готовность проявлять предосторожность в ситуациях неопределённости;
13) умение принимать обоснованные решения в конкретной опасной ситуации с
учётом реально складывающейся обстановки и индивидуальных возможностей;
14)
овладение
основами
экологического
проектирования
безопасной
жизнедеятельности с учётом природных, техногенных и социальных рисков на территории
проживания.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
Наименование разделов и тем
п/п
Раздел 1. Безопасность в социуме
1.1 Как улучшить отношения с окружающими
Раздел 2. Безопасность в быту
2.1 Безопасность в повседневной жизни
Раздел 3. Безопасность в транспорте
3.1 Безопасность в ситуациях, связанных с железнодорожным транспортом и
метрополитеном
Раздел 4. Безопасность в общественных местах
4.1 Безопасность в криминогенных ситуациях
Раздел 5. Основы противодействия экстремизму и терроризму
5.1 Терроризм – угроза обществу и каждому человеку
Раздел 6. Безопасность в природной среде
6.1 Чрезвычайные ситуации природного характера
6.2 Природные пожары
Раздел 7. Здоровье и как его сохранить
7.1 Чрезвычайные ситуации биолого-социального происхождения
Раздел 8. Основы медицинских знаний
8.1 Первая помощь и правила ее оказания
Зачет
Общее количество часов

Количество
часов
4
3
2

2
6
7
2
4
3
1
34

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18

Тема
Стресс и стрессовые ситуации
Как снизить влияние стресса на поведение и общее
состояние человека
Конфликт – особенность общения
Безопасность в социальных сетях
Пожарная безопасность в помещениях
Электробезопасность в повседневной жизни
Средства бытовой химии
Ситуации,
связанные
с
железнодорожным
транспортом
Безопасность в метрополитене
Как избежать встречи с преступником
Как избежать встречи с наркоторговцем
Как государство борется с терроризмом
Особенности современного терроризма
Виды современной террористической деятельности
Телефонные террористы
Как не стать пособником террористов
Формирование антитеррористического поведения
Классификация
чрезвычайных
ситуаций
природного характера

Количество часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

19
20

21
22
23
24

25
26
27
28
29
30
31
32
33

34

Чрезвычайные
ситуации
геологического
происхождения (землетрясение)
Чрезвычайные
ситуации
геологического
происхождения (извержения вулканов, оползни,
обвалы)
Чрезвычайные
ситуации
метеорологического
происхождения (ураганы и бури, смерчи)
Чрезвычайные
ситуации
гидрологического
происхождения (наводнения, сели, цунами)
Защита населения от чрезвычайных ситуаций
геологического происхождения
Защита населения от чрезвычайных ситуаций
метеорологического
и
гидрологического
происхождения
Степные, тростниковые, лесные и торфяные
пожары
Защита населения от лесных и торфяных пожаров
Эпидемии
Эпизоотии
Эпифитотии
Защита населения от чрезвычайных ситуаций
биолого-социального происхождения
Важность своевременного оказания первой
помощи. Первая помощь при электротравме
Первая помощь при кровотечении
Первая помощь при ушибах и переломах.
Транспортировка пострадавших в медицинское
учреждение
Зачет

1
1

1
1
1
1

1
1
1
1
1
1
1
1
1

1


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».