ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Актуальность и назначение программы
Программа курса внеурочной деятельности «Разговоры о важном» (далее —
программа) разработана в соответствии с требованиями федеральных государственных
образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего общего
образования, ориентирована на обеспечение индивидуальных потребностей обучающихся и
направлена на достижение планируемых результатов федеральных основных
образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего
образования с учётом выбора участниками образовательных отношений курсов внеурочной
деятельности.Задачей педагога, работающего по программе, является развитие у
обучающегося ценностного отношения к Родине, природе, человеку, культуре, знаниям,
здоровью, сохранение и укрепление традиционных российских духовно-нравственных
ценностей.
Педагог помогает обучающемуся:
в формировании его российской идентичности;
в формировании интереса к познанию;
в формировании осознанного отношения к своим правам и свободам и
уважительного отношения к правам и свободам других;
в выстраивании собственного поведения с позиции нравственных и правовых норм;
в создании и мотивации для участия в социально значимой деятельности;
в развитии у школьников общекультурной компетентности;
в развитии умения принимать осознанные решения и делать выбор;
в осознании своего места в обществе;
в познании себя, своих мотивов, устремлений, склонностей;
в формировании готовности к личностному самоопределению.
Нормативно-правовую основу рабочей программы курса внеурочной деятельности
«Разговоры о важном» составляют следующие документы:
1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации».
2. Указ Президента Российской Федерации от 02.07.2021 № 400 «О Стратегии
национальной безопасности Российской Федерации».
3. Указ Президента Российской Федерации от 09.11.2022 № 809 «Об утверждении
Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских
духовно-нравственных ценностей».
4. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29.04.2015 № 996-р «Об
утверждении Стратегии развития воспитания на период до 2025 года».
5. Приказ Минпросвещения России от 31.05.2021 № 286 «Об утверждении
федерального государственного образовательного стандарта начального общего
образования».
6. Приказ Минпросвещения России от 31.05.2021 №287 «Об утверждении
федерального государственного образовательного стандарта основного общего
образования». 7. Приказ Минобрнауки России от 17.05.2012 № 413 «Об утверждении
федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования».
8. Приказ Минпросвещения России от 18.05.2023 № 372 «Об утверждении
федеральной образовательной программы начального общего образования».
9. Приказ Минпросвещения России от 18.05.2023 № 370 «Об утверждении
федеральной образовательной программы основного общего образования».
10. Приказ Минпросвещения России от 18.05.2023 № 371 «Об утверждении
федеральной образовательной программы среднего общего образования».
11. Письмо Минпросвещения России от 18.02.2025 № 06-221 «О направлении
информации» (вместе с Методическими рекомендациями по реализации цикла внеурочных
занятий «Разговоры о важном»).
Программа может быть реализована в работе с обучающимися 1‒2, 3‒4, 5‒7, 8‒9 и
10‒11 классов, в течение одного учебного года, если занятия проводятся 1 раз в неделю,
34/35 учебных часов.
Занятия по программе проводятся в формах, соответствующих возрастным
особенностям
обучающихся
и
позволяющих
им
вырабатывать
собственную
мировоззренческую позицию по обсуждаемым темам (например, познавательные беседы,
деловые игры, викторины, интервью, блиц-опросы и т. д.). Следует отметить, что
внеурочные занятия входят в общую систему воспитательной работы образовательной
организации, поэтому тематика и содержание должны обеспечить реализацию их назначения
и целей. Это позволяет на практике соединить учебную и воспитательную деятельность
педагога, ориентировать её не только на интеллектуальное, но и на нравственное, социальное
развитие ребёнка.
Многие темы внеурочных занятий выходят за рамки содержания, изучаемого на
уроках, но это не означает, что учитель будет обязательно добиваться точного усвоения
нового знания, запоминания и чёткого воспроизведения нового термина или понятия. В
течение учебного года обучающиеся много раз будут возвращаться к обсуждению одних и
тех же понятий, что послужит постепенному осознанному их принятию.
Наличие сценариев внеурочных занятий не означает формального следования им. При
реализации содержания занятия, которое предлагается в сценарии, педагог учитывает
региональные, национальные, этнокультурные особенности территории, где функционирует
данная образовательная организация. Обязательно учитывается и уровень развития
школьников, их интересы и потребности. При необходимости, исходя из статуса семей
обучающихся, целесообразно уточнить (изменить, скорректировать) и творческие задания,
выполнять которые предлагается вместе с родителями, другими членами семьи.
Личностных результатов можно достичь, увлекая школьников совместной, интересной
и многообразной деятельностью, позволяющей раскрыть потенциал каждого; используя
разные формы работы; устанавливая во время занятий доброжелательную, поддерживающую
атмосферу; насыщая занятия ценностным содержанием. Задача педагога, организуя беседы,
дать возможность школьнику анализировать, сравнивать и выбирать.
Внеурочное занятие проходит каждый понедельник. Оно начинается поднятием
Государственного
флага
Российской
Федерации,
слушанием
(исполнением)
Государственного гимна Российской Федерации. Это мероприятие проходит в общем
школьном актовом зале. Затем обучающиеся расходятся по классам, где проходит
тематическая часть занятия. При подготовке к занятию учитель должен внимательно
ознакомиться со сценарием и методическими комментариями к нему. Необходимо обратить
внимание на три структурные части сценария: первая часть — мотивационная, вторая часть
— основная, третья часть — заключительная.
Цель мотивационной части занятия — знакомство обучающихся с темой занятия,
выдвижение мотива его проведения. Эта часть обычно начинается с просмотра
видеоматериала, оценка которого является введением в дальнейшую содержательную часть
занятия.
Основная часть строится как сочетание разнообразной деятельности обучающихся:
интеллектуальной (работа с представленной информацией), коммуникативной (беседы,
обсуждение видеоролика), практической (выполнение разнообразных заданий), игровой
(дидактическая и ролевая игра), творческой (обсуждение воображаемых ситуаций,
художественное творчество).
В заключительной части подводятся итоги занятия.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «РАЗГОВОРЫ О
ВАЖНОМ»
Зачем человеку учиться? Обучение человека происходит на протяжении всей жизни.
Влияние цифровых технологий на приобретение знаний. Почему знания влияют на всю
жизнь человека? Развитие навыков работы в команде, уважения разных мнений, разрешения
конфликтов и эмпатии в ходе школьного образования.
Русский язык в эпоху цифровых технологий. Русский язык — государственный
язык, объединяющий многонациональную семью народов Российской Федерации.
Современный языковой ландшафт характеризуется изменениями в устной и письменной
речи под влиянием цифровой среды. Понимание уместности употребления тех или иных
слов и форм. Грамотная, логичная и понятная речь — признак образованного человека и
залог успеха в будущем.
Цифровой суверенитет страны. Что такое цифровой суверенитет? Как
обеспечивается цифровая безопасность государства и каждого человека? Возможности
цифрового мира: как современные технологии помогают учиться, работать и осваивать
новые горизонты. Мир цифровых профессий: как создаются новые технологии? Правила
безопасного поведения в сети и угрозы цифрового мира.
Мирный атом. День работника атомной промышленности. Мирный атом — это
использование атомной энергии в мирных целях на благо человечества. Уникальные
атомные технологии и достижения отечественной научной школы. Контроль
распространения атомной энергии. Влияние экологически чистых и эффективных
источников энергии на будущее человечества.
О творчестве. Ко Дню музыки. Творчество — неотъемлемая часть жизни каждого
человека. Возможности реализации творческого потенциала взрослых и детей. Русская
культура — признанное мировое достояние человечества. Музыка как вид искусства.
Состояние развития современной отечественной музыки: жанры и направления.
Что такое уважение? Ко Дню учителя. Уважение — признание достоинств личности.
Уважение к окружающим и чужому труду как основа гармоничного развития общества.
Правила общения внутри семьи, школы и коллектива. Подготовка ко взрослой жизни и
формирование ответственности. О роли педагога в воспитании личности. Традиции
празднования Дня учителя.
Как понять друг друга разным поколениям? Семья как ценность в жизникаждого
человека, основа любого общества. Формирование общих семейных ценностей — залог
взаимопонимания в семье. Обмен опытом между поколениями и бережное отношение друг к
другу как путь к позитивным изменениям и взрослению.
О городах России. Ко Дню народного единства. Города России: разнообразие
культур, языков и вековых традиций. Единство народов, проживающих на территории
Российской Федерации. Древнейшие города России как хранители информации о наших
предках и культурного кода страны. Изучение российских городов — изучение страниц
истории Отечества. Роль государства в развитии малых городов. Возможности граждан в
развитии своей малой родины.
Общество безграничных возможностей. Общество — совокупность разных людей,
отличных друг от друга, но имеющих единые потребности в любви, уважении, дружбе,
принятии и самореализации. Роль цифровых технологий в расширении возможностей
участия в общественных процессах. Готовность уважительно воспринимать другого
человека — основа гармоничных отношений в обществе.
Селекция и генетика. К 170-летию И. В. Мичурина. Состояние науки в современной
России. Роль генетики и селекции в сельском хозяйстве, медицине, промышленности и т.д.
Мировое признание достижений отечественной научной школы. Открытия И. В. Мичурина и
их влияние на развитие страны. Возможности для подрастающего поколения в познании
мира и личном развитии.
Как решать конфликты и справляться с трудностями. Ко Дню психолога.
Конфликты и трудности — естественный элемент развития общества и каждого отдельного
человека. Поиск причины конфликтов как ключ к их разрешению. Совместные усилия и
внимание друг к другу как залог преодоления трудностей. Правила разрешения конфликтных
ситуаций.
Профессия — жизнь спасать. Спасатели — специалисты, которые помогают людям в
опасных ситуациях. Профессия спасателя связана с повышенным риском.
Профессиональные качества и навыки спасателей. Поведение в экстремальных ситуациях.
Ответственное отношение к своей и чужой жизни, правила безопасности.
Домашние питомцы. Всемирный день питомца. Роль домашних питомцев в жизни
человека. Ответственность, забота и бережное отношение к питомцам. Всемирный день
питомца объединяет людей всей планеты для укрепления ценностей дружбы и заботы о
животных. Как соблюдать безопасность при общении с животными?
Россия — страна победителей. Ко Дню Героев Отечества. Герои России с
древнейших времен и до современности. Традиции героизма, мужества и решительности —
неотъемлемая часть российской идентичности и культурного кода. День Героев Отечества —
выражение благодарности, признательности и уважения за самоотверженность и мужество.
Закон и справедливость. Ко Дню Конституции. Конституция Российской Федерации
— основной закон страны. Конституция закрепляет права и свободы человека как высшую
ценность. Справедливость — одна из важнейших духовно-нравственных ценностей
российского общества. Знание законов страны как прямая обязанность каждого гражданина
России. Какие права и обязанности есть у детей?
Совесть внутри нас. Совесть — внутренний ориентир, помогающий отличить добро
от зла. Ключевая роль совести в осуществлении личного выбора. Влияние традиционных
ценностей, культуры и исторического опыта страны на формирование нравственных
ориентиров личности.
Календарь полезных дел. Новогоднее занятие. Зимние каникулы — это время не
только для семейного досуга и отдыха, но и добрых дел. Чем заняться на каникулах, чтобы
провести время с пользой: составление календаря. Новогодние традиции народов России.
Подарки, создание атмосферы новогодней сказки для своих родных и близких.
Как создают мультфильмы? Мультипликация, анимация. Отечественная школа
мультипликации и ее достижения. Мировое признание советских и российских
мультипликационных фильмов. Каждый фильм — это труд большой команды
профессионалов. От идеи — до экрана: как появляются современные мультипликационные
фильмы?
Музейное дело. 170 лет Третьяковской галерее. Российские музеи — хранители
богатейшего материального и нематериального наследия страны. Сохранение исторического
и культурного наследия как направление государственной политики. Изучение, реставрация
и интерпретация памятников искусства. Третьяковская галерея — крупнейший музей
русского искусства и объект всемирного достояния. Почему важно посещать музеи?
Профессии в сфере музейного дела. Как создавать и развивать школьный музей?
Как создавать свой бизнес? Бизнес — ответственный выбор человека, возможность
реализовать свою мечту и принести пользу обществу. Современные предприниматели и их
возможности в развитии отечественной экономики и улучшения жизни людей. Бизнес — это
не только личный успех, но и ответственная командная работа. С чего начать свое дело? О
мерах поддержки молодых предпринимателей в нашей стране.
Есть ли у знания границы? Ко Дню науки. Богатейшее наследие российской науки и
ее выдающихся представителей. Технологическое лидерство государства и развитие науки.
Как меняются научные подходы с развитием цифровых технологий? Государственная
поддержка науки и молодых ученых. Как происходят современные открытия? Как стать
ученым?
Слушать, слышать и договариваться. Кто такие дипломаты? Дипломатия —
важная сфера деятельности государства, обеспечивающая защиту интересов государства и
российских граждан. Специфика дипломатической работы. Диалог между государствами как
основа международной стабильности. Навыки для жизни: как научиться договариваться с
окружающими людьми и вести конструктивный диалог?
Герой из соседнего двора. Региональный урок ко Дню защитника Отечества.
Герой — реальный человек, живущий рядом с нами, чья жизнь является примером для
окружающих. В каждом регионе России живут выдающиеся герои, отважные, мужественные
и трудолюбивые. Что такое героизм? Какие качества отличают героя?
День наставника. День наставника — важный государственный праздник, который
позволяет закрепить статус наставников, подчеркнуть значимость этой деятельности и
повысить ее престиж. Роль наставника в формировании и профессиональном развитии
личности. Знаменитые россияне и их наставники. К. Д. Ушинский как основоположник
научной педагогики в России. Как найти наставника?
Большой. За кулисами. 250 лет Большому театру и 150 лет Союзу театральных
деятелей России. Российская драматургия, опера и балет — часть мирового наследия. Театр
— целая семья разных профессий: декораторы, костюмеры, режиссеры, музыканты,
дирижеры, гримеры и многие другие. Почему достижения русской театральной школы
широко используются во многих странах мира? Как стать актером и что для этого нужно?
Развитие школьных театров в России.
Как справляться с волнением? Волнение как естественное состояние человека перед
важным событием в жизни. Контроль эмоционального состояния, забота о своем физическом
и психологическом здоровье. Какие полезные привычки положительно влияют на
эмоциональное состояние? Как их сформировать и придерживаться?
65 лет триумфа. Ко Дню космонавтики. Россия — одна из ведущих космических
держав. Развитие космической отрасли — приоритетное направление национальных
проектов. Достижения прошлого как предмет национальной гордости и мотивация для
будущих свершений отечественной космонавтики. Как устроен современный космодром?
Труд конструкторов, инженеров, летчиков и других специалистов открывает для страны и
всего человечества новые горизонты.
Как мусор получает «вторую жизнь»? Технологии переработки. Состояние
планеты — личная ответственность каждого человека. Почему об экологии должен
заботиться каждый человек? Неосознанное потребление как причина роста количества
мусора. Климатические изменения, загрязнение окружающей среды. Развитие системы
переработки отходов и роль государства в этом процессе. Какие полезные привычки
необходимо сформировать у себя?
Что значит работать в команде? Сила команды. Ко Дню труда. Команда — это
друзья и единомышленники, где каждый вносит свой значимый вклад в общее дело и
помогает добиться общего успеха. Как стать частью команды? Умение слышать и трудиться
сообща, разделять успех и вместе переживать неудачу. Примеры коллективной работы в
истории страны.
Песни о войне. Ко Дню Победы. Песни были свидетелями многих великих событий. В
них отразилась история нашей великой страны. Влияние песни на чувство сопричастности
истории народа, сохранение памяти о Великой Отечественной войне последующими
поколениями. Как песни передают чувства, эмоции и переживания создателей?
Ценности, которые нас объединяют. Занятие проходит по итогам всех занятий года.
Ценности — это ориентир, который помогает поступать правильно и ответственно.
Традиционные ценности помогают чувствовать себя частью народа, способствуют
укреплению общества и развитию страны. Следование ценностям помогает человеку
развиваться и достигать успеха. Уникальность каждого человека и опыт разных поколений
обогащают общество, но только в сочетании с единством, взаимопомощью и уважением друг
к другу существует сильный и сплоченный народ.
ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Занятия в рамках программы направлены на обеспечение достижения обучающимися
личностных, метапредметных и предметных образовательных результатов.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В сфере гражданско-патриотического воспитания: становление ценностного
отношения к своей Родине — России; осознание своей этнокультурной и российской
гражданской идентичности; сопричастность к прошлому, настоящему и будущему своей
страны и родного края; уважение к своему и другим народам; первоначальные
представления о человеке как члене общества, о правах и ответственности, уважении и
достоинстве человека, о нравственно-этических нормах поведения и правилах
межличностных отношений.
В сфере духовно-нравственного воспитания: признание индивидуальности каждого
человека; проявление сопереживания, уважения и доброжелательности; неприятие любых
форм поведения, направленных на причинение физического и морального вреда другим
людям.
В сфере эстетического воспитания: уважительное отношение и интерес к
художественной культуре, восприимчивость к разным видам искусства, традициям и
творчеству своего и других народов; стремление к самовыражению в разных видах
художественной деятельности.
В сфере физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального
благополучия: соблюдение правил здорового и безопасного (для себя и других людей) образа
жизни в окружающей среде (в том числе информационной); бережное отношение к
физическому и психическому здоровью.
В сфере трудового воспитания: осознание ценности труда в жизни человека и
общества, ответственное потребление и бережное отношение к результатам труда, интерес к
различным профессиям.
В сфере экологического воспитания: бережное отношение к природе; неприятие
действий, приносящих ей вред.
В сфере понимания ценности научного познания: первоначальные представления о
научной картине мира; познавательные интересы, активность, инициативность,
любознательность и самостоятельность в познании.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В сфере овладения познавательными универсальными учебными действиями:
сравнивать объекты, устанавливать основания для сравнения, устанавливать аналогии;
определять существенный признак для классификации, классифицировать предложенные
объекты; находить закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и
наблюдениях на основе предложенного педагогическим работником алгоритма; выявлять
недостаток информации для решения учебной (практической) задачи на основе
предложенного алгоритма; устанавливать причинно-следственные связи в ситуациях,
поддающихся непосредственному наблюдению или знакомых по опыту, делать выводы;
определять разрыв между реальным и желательным состоянием объекта (ситуации) на
основе предложенных педагогическим работником вопросов; формулировать выводы и
подкреплять их доказательствами на основе результатов проведённого наблюдения (опыта,
измерения, классификации, сравнения, исследования); прогнозировать возможное развитие
процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях; выбирать
источник получения информации, согласно заданному алгоритму находить в предложенном
источнике информацию, представленную в явном виде, распознавать достоверную и
недостоверную информацию самостоятельно или на основании предложенного
педагогическим работником способа её проверки; соблюдать с помощью взрослых
(педагогических работников, родителей (законных представителей) несовершеннолетних
обучающихся) правила информационной безопасности при поиске информации в сети
Интернет; анализировать и создавать текстовую, видео-, графическую, звуковую
информацию в соответствии с учебной задачей.
В сфере овладения коммуникативными универсальными учебными действиями:
воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и
условиями общения в знакомой среде; проявлять уважительное отношение к собеседнику,
соблюдать правила ведения диалога и дискуссии, признавать возможность существования
разных точек зрения, корректно и аргументированно высказывать своё мнение; строить
речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей; создавать устные и
письменные тексты (описание, рассуждение, повествование); готовить небольшие
публичные выступления, подбирать иллюстративный материал к тексту выступления;
принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её достижению:
распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы,
проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться, ответственно
выполнять свою часть работы; оценивать свой вклад в общий результат.
В сфере овладения регулятивными универсальными учебными действиями:
планировать действия по решению учебной задачи для получения результата; выстраивать
последовательность выбранных действий; устанавливать причины успеха/неудач учебной
деятельности; корректировать свои учебные действия для преодоления ошибок.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Предметные результаты представлены с учётом специфики содержания предметных
областей, к которым имеет отношение содержание курса внеурочной деятельности
«Разговоры о важном».
Русский язык: формирование первоначального представления о многообразии языков и
культур на территории Российской Федерации, о языке как одной из главных духовнонравственных ценностей народа; понимание роли языка как основного средства общения;
осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации;
понимание роли русского языка как языка межнационального общения; осознание
правильной устной и письменной речи как показателя общей культуры человека; овладение
основными видами речевой деятельности на основе первоначальных представлений о
нормах современного русского литературного языка; использование в речевой деятельности
норм современного русского литературного языка и речевого этикета.
Литературное чтение: осознание значимости художественной литературы и
произведений устного народного творчества для всестороннего развития личности человека;
формирование первоначального представления о многообразии жанров художественных
произведений и произведений устного народного творчества; овладение элементарными
умениями анализа и интерпретации текста.
Иностранный язык: знакомство представителей других стран с культурой России.
Математика и информатика: развитие логического мышления; приобретение опыта
работы с информацией, представленной в графической и текстовой форме, развитие умений
извлекать, анализировать, использовать информацию и делать выводы.
Окружающий мир: формирование уважительного отношения к своей семье и
семейным традициям, родному краю, России, её истории и культуре, природе; формирование
чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы; формирование
первоначальных представлений о природных и социальных объектах как компонентах
единого мира, о многообразии объектов и явлений природы, о связи мира живой и неживой
природы; формирование основ рационального поведения и обоснованного принятия
решений; формирование первоначальных представлений о традициях и обычаях,
хозяйственных занятиях населения и массовых профессиях родного края,
достопримечательностях столицы России и родного края, наиболее значимых объектах
Всемирного культурного и природного наследия в России, важнейших для страны и
личности событиях и фактах прошлого и настоящего России, основных правах и
обязанностях гражданина Российской Федерации; развитие умений описывать, сравнивать и
группировать изученные природные объекты и явления, выделяя их существенные признаки
и отношения между объектами и явлениями; понимание простейших причинно-
следственных связей в окружающем мире (в том числе на материале о природе и культуре
родного края); приобретение базовых умений работы с доступной информацией (текстовой,
графической, аудиовизуальной) о природе и обществе, безопасного использования
электронных ресурсов образовательной организации и сети Интернет, получения
информации из источников в современной информационной среде формирование навыков
здорового и безопасного образа жизни на основе выполнения правил безопасного поведения
в окружающей среде, в том числе знаний о небезопасности разглашения личной и
финансовой информации при общении с людьми вне семьи, в сети Интернет, и опыта
соблюдения правил безопасного поведения при использовании личных финансов;
приобретение опыта положительного эмоционально-ценностного отношения к природе,
стремления действовать в окружающей среде в соответствии с экологическими нормами
поведения.
Основы религиозных культур и светской этики: понимание необходимости
нравственного совершенствования, духовного развития, роли в этом личных усилий
человека; развитие умений анализировать и давать нравственную оценку поступкам,
отвечать за них, проявлять готовность к сознательному самоограничению в поведении;
построение суждений оценочного характера, раскрывающих значение нравственности, веры
как регуляторов поведения человека в обществе и условий духовно-нравственного развития
личности; понимание ценности семьи; овладение навыками общения с людьми разного
вероисповедания, осознание, что оскорбление представителей другой веры есть нарушение
нравственных норм поведения в обществе; понимание ценности человеческой жизни,
человеческого достоинства, честного труда людей на благо человека, общества;
формирование умений объяснять значение слов «милосердие», «сострадание», «прощение»,
«дружелюбие», находить образы, приводить примеры проявления любви к ближнему,
милосердия и сострадания в религиозной культуре, истории России, современной жизни,
открытость к сотрудничеству, готовность оказывать помощь; осуждение любых случаев
унижения человеческого достоинства, знание общепринятых в российском обществе норм
морали, отношений и поведения людей, основанных на российских традиционных духовных
ценностях, конституционных правах, свободах и обязанностях гражданина.
Изобразительное искусство: выполнение творческих работ с использованием
различных материалов и средств художественной выразительности изобразительного
искусства; умение характеризовать виды и жанры изобразительного искусства; умение
характеризовать отличительные особенности художественных промыслов России.
Музыка: знание основных жанров народной и профессиональной музыки.
Труд (технология): формирование общих представлений о мире профессий, значении
труда в жизни человека и общества, многообразии предметов материальной культуры.
Физическая культура: формирование общих представлений о физической культуре и
спорте, физической активности человека, физических качествах, жизненно важных
прикладных умениях и навыках, основных физических упражнениях; развитие умения
взаимодействовать со сверстниками в игровых заданиях и игровой деятельности, соблюдая
правила честной игры.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
1-4 КЛАССЫ
Наименова
№
Основные
ние
Количес
Основное
виды
разделов и
тво
Цифровые ресурсы
п/
содержание
деятельност
тем
часов
п
и
программы
1
Зачем
человеку
1
Приобретение
знаний на
Познаватель
ная беседа,
https://разговорыоваж
ном.рф/
учиться?
2
Русский
язык в эпоху
цифровых
технологий
1
протяжении
всей жизни.
Роль знаний в
развитии
личности и
общества.
Влияние
цифровых
технологий на
приобретение
знаний.
Необходимость
управления
человеком
цифровыми
технологиями.
Развитие
навыков работы
в команде,
уважения
разных мнений,
разрешения
конфликтов и
эмпатии в ходе
школьного
образования.
Формирующиес
я ценности:
жизнь,
созидательный
труд,
патриотизм
Русский язык
—
государственны
й язык,
объединяющий
многонационал
ьную семью
народов
Российской
Федерации.
Современное
разнообразие
русского языка,
изменения в
устной и
письменной
речи под
влиянием
цифровой
просмотр
видеофрагме
нтов,
выполнение
интерактивн
ых заданий,
работа с
иллюстратив
ным
материалом
Познаватель
ная беседа,
просмотр
видеофрагме
нтов,
выполнение
интерактивн
ых заданий,
работа с
иллюстратив
ным
материалом
https://разговорыоваж
ном.рф/
3
Цифровой
суверенитет
страны
1
среды. Правила
использования
стилей речи в
современной
коммуникации.
Грамотная,
логичная и
понятная речь
— признак
образованного
человека и
залог успеха в
будущем.
Формирующиес
я ценности:
высокие
нравственные
идеалы,
патриотизм
Что такое
цифровой
суверенитет?
Как
обеспечивается
цифровая
безопасность
государства и
каждого
человека?
Возможности
цифрового
мира: как
современные
технологии
помогают
учиться,
работать и
осваивать
новые
горизонты. Мир
цифровых
профессий: как
создаются
новые
технологии?
Правила
безопасного
поведения в
сети и угрозы
цифрового
мира.
Познаватель
ная беседа,
просмотр
видеофрагме
нтов,
выполнение
интерактивн
ых заданий,
работа с
иллюстратив
ным
материалом
https://разговорыоваж
ном.рф/
4
5
Мирный
атом. День
работника
атомной
промышлен
ности
О
творчестве.
Ко Дню
музыки
1
1
Формирующиес
я ценности:
патриотизм,
права и
свободы
человека
Мирный атом
— это
использование
атомной
энергии в
мирных целях
на благо
человечества.
Уникальные
атомные
технологии и
достижения
отечественной
научной
школы.
Контроль
распространени
я атомной
энергии.
Влияние
экологически
чистых и
эффективных
источников
энергии на
будущее
человечества.
Формирующиес
я ценности:
патриотизм,
созидательный
труд
Творчество —
неотъемлемая
часть жизни
каждого
человека.
Возможности
реализации
творческого
потенциала
взрослых и
детей. Русская
культура —
признанное
Познаватель
ная беседа,
просмотр
видеофрагме
нтов,
выполнение
интерактивн
ых заданий,
работа с
иллюстратив
ным
материалом
https://разговорыоваж
ном.рф/
Познаватель
ная беседа,
просмотр
видеофрагме
нтов,
выполнение
интерактивн
ых заданий,
работа с
иллюстратив
ным
материалом
https://разговорыоваж
ном.рф/
6
Что такое
уважение?
Ко Дню
учителя
1
мировое
достояние
человечества.
Музыка как вид
искусства.
Состояние
развития
современной
отечественной
музыки: жанры
и направления.
Формирующиес
я ценности:
приоритет
духовного над
материальным,
служение
Отечеству
Уважение —
признание
достоинств
личности.
Уважение к
окружающим и
чужому труду
как основа
гармоничного
развития
общества.
Правила
общения
внутри семьи,
школы и
коллектива.
Подготовка к
взрослой жизни
и
формирование
ответственност
и. О роли
педагога в
воспитании
личности.
Традиции
празднования
Дня учителя.
Формирующиес
я ценности:
взаимоуважени
е, служение
Отечеству и
Познаватель
ная беседа,
просмотр
видеофрагме
нтов,
выполнение
интерактивн
ых заданий,
работа с
иллюстратив
ным
материалом
https://разговорыоваж
ном.рф/
7
8
Как понять
друг друга
разным
поколениям?
О городах
России. Ко
Дню
народного
единства
1
1
ответственност
ь за его судьбу
Семья как
ценность в
жизни каждого
человека,
основа любого
общества.
Формирование
общих
семейных
ценностей —
залог
взаимопониман
ия в семье.
Обмен опытом
между
поколениями и
бережное
отношение друг
к другу как
путь к
позитивным
изменениям и
взрослению.
Формирующиес
я ценности:
крепкая семья
Города России:
разнообразие
культур, языков
и вековых
традиций.
Единство
народов,
проживающих
на территории
Российской
Федерации.
Древнейшие
города России
как хранители
информации о
наших предках
и культурного
кода страны.
Изучение
российских
городов —
изучение
страниц
Познаватель
ная беседа,
просмотр
видеофрагме
нтов,
выполнение
интерактивн
ых заданий,
работа с
иллюстратив
ным
материалом
https://разговорыоваж
ном.рф/
Познаватель
ная беседа,
просмотр
видеофрагме
нтов,
выполнение
интерактивн
ых заданий,
работа с
иллюстратив
ным
материалом
https://разговорыоваж
ном.рф/
9
Общество
безграничны
х
возможносте
й
1
истории
Отечества. Роль
государства в
развитии малых
городов.
Возможности
граждан в
развитии своей
малой родины.
Формирующиес
я ценности:
единство
народов
России,
гражданственно
сть
Общество —
совокупность
разных людей,
отличных друг
от друга, но
имеющих
единые
потребности в
любви,
уважении,
дружбе,
принятии и
самореализации
. Роль
цифровых
технологий в
расширении
возможностей
участия в
общественных
процессах.
Готовность
уважительно
воспринимать
другого
человека —
основа
гармоничных
отношений в
обществе.
Формирующиес
я ценности:
жизнь,
взаимоуважени
е
Познаватель
ная беседа,
просмотр
видеофрагме
нтов,
выполнение
интерактивн
ых заданий,
работа с
иллюстратив
ным
материалом
https://разговорыоваж
ном.рф/
10
11
Селекция и
генетика. К
170-летию
И. В.
Мичурина
Как решать
конфликты и
справляться
с
трудностями
. Ко Дню
психолога
1
1
Состояние
науки в
современной
России. Роль
генетики и
селекции в
сельском
хозяйстве,
медицине,
промышленнос
ти и т.д.
Мировое
признание
достижений
отечественной
научной
школы.
Открытия И. В.
Мичурина и их
влияние на
развитие
страны.
Возможности
для
подрастающего
поколения в
познании мира
и личном
развитии.
Формирующиес
я ценности:
патриотизм,
высокие
нравственные
идеалы
Конфликты и
трудности —
естественный
элемент
развития
общества и
каждого
отдельного
человека.
Поиск причины
конфликтов как
ключ к их
разрешению.
Совместные
усилия и
внимание друг
Познаватель
ная беседа,
просмотр
видеофрагме
нтов,
выполнение
интерактивн
ых заданий,
работа с
иллюстратив
ным
материалом
https://разговорыоваж
ном.рф/
Познаватель
ная беседа,
просмотр
видеофрагме
нтов,
выполнение
интерактивн
ых заданий,
работа с
иллюстратив
ным
материалом
https://разговорыоваж
ном.рф/
12
13
Профессия
— жизнь
спасать
Домашние
питомцы.
Всемирный
день
питомца
1
1
к другу как
залог
преодоления
трудностей.
Правила
разрешения
конфликтных
ситуаций.
Формирующиес
я ценности:
взаимопомощь,
взаимоуважени
е, коллективизм
Спасатели —
специалисты,
которые
помогают
людям в
опасных
ситуациях.
Профессия
спасателя
связана с
повышенным
риском.
Профессиональ
ные качества и
навыки
спасателей.
Поведение в
экстремальных
ситуациях.
Ответственное
отношение к
своей и чужой
жизни, правила
безопасности.
Формирующиес
я ценности:
патриотизм,
служение
Отечеству и
ответственност
ь за его судьбу
Роль домашних
питомцев в
жизни
человека.
Ответственност
ь, забота и
бережное
Познаватель
ная беседа,
просмотр
видеофрагме
нтов,
выполнение
интерактивн
ых заданий,
работа с
иллюстратив
ным
материалом
https://разговорыоваж
ном.рф/
Познаватель
ная беседа,
просмотр
видеофрагме
нтов,
выполнение
интерактивн
https://разговорыоваж
ном.рф/
14
Россия —
страна
победителей
. Ко Дню
Героев
Отечества
1
15
Закон и
1
отношение к
питомцам.
Всемирный
день питомца
объединяет
людей всей
планеты для
укрепления
ценностей
дружбы и
заботы о
животных. Как
соблюдать
безопасность
при общении с
животными?
Формирующиес
я ценности:
милосердие
Герои России с
древнейших
времен и до
современности.
Традиции
героизма,
мужества и
решительности
—
неотъемлемая
часть
российской
идентичности и
культурного
кода. День
Героев
Отечества —
выражение
благодарности,
признательност
и и уважения за
самоотверженн
ость и
мужество.
Формирующиес
я ценности:
патриотизм,
служение
Отечеству и
ответственност
ь за его судьбу
Конституция
ых заданий,
работа с
иллюстратив
ным
материалом
Познаватель
ная беседа,
просмотр
видеофрагме
нтов,
выполнение
интерактивн
ых заданий,
работа с
иллюстратив
ным
материалом
https://разговорыоваж
ном.рф/
Познаватель
https://разговорыоваж
справедливо
сть. Ко Дню
Конституци
и
16
Совесть
внутри нас
1
Российской
Федерации —
основной закон
страны.
Конституция
закрепляет
права и
свободы
человека как
высшую
ценность.
Справедливость
— одна из
важнейших
духовнонравственных
ценностей
российского
общества.
Знание законов
страны как
прямая
обязанность
каждого
гражданина
России. Какие
права и
обязанности
есть у детей?
Формирующиес
я ценности:
справедливость
, жизнь,
достоинство,
права и
свободы
человека
Совесть —
внутренний
ориентир,
помогающий
отличить добро
от зла.
Ключевая роль
совести в
осуществлении
личного
выбора.
Влияние
традиционных
ценностей,
ная беседа,
просмотр
видеофрагме
нтов,
выполнение
интерактивн
ых заданий,
работа с
иллюстратив
ным
материалом
Познаватель
ная беседа,
просмотр
видеофрагме
нтов,
выполнение
интерактивн
ых заданий,
работа с
иллюстратив
ным
материалом
ном.рф/
https://разговорыоваж
ном.рф/
17
Календарь
полезных
дел.
Новогоднее
занятие
18
Как создают
мультфильм
ы?
Мультиплик
ация,
1
1
культуры и
исторического
опыта страны
на
формирование
нравственных
ориентиров
личности.
Формирующиес
я ценности:
патриотизм,
созидательный
труд
Зимние
каникулы —
это время не
только для
семейного
доcуга и
отдыха, но и
добрых дел.
Чем заняться на
каникулах,
чтобы провести
время с
пользой:
составление
календаря.
Новогодние
традиции
народов
России.
Подарки,
создание
атмосферы
новогодней
сказки для
своих родных и
близких.
Формирующиес
я ценности:
крепкая семья,
единство
народов
России,
взаимопомощь
Отечественная
школа
мультипликаци
и и ее
достижения.
Познаватель
ная беседа,
просмотр
видеофрагме
нтов,
выполнение
интерактивн
ых заданий,
работа с
иллюстратив
ным
материалом
https://разговорыоваж
ном.рф/
Познаватель
ная беседа,
просмотр
видеофрагме
нтов,
https://разговорыоваж
ном.рф/
анимация
19
Музейное
дело. 170 лет
Третьяковск
ой галерее
1
Мировое
признание
советских и
российских
мультипликаци
онных
фильмов.
Каждый фильм
— это труд
большой
команды
профессионало
в. От идеи — до
экрана: как
появляются
современные
мультипликаци
онные фильмы?
Формирующиес
я ценности:
приоритет
духовного над
материальным,
гуманизм
Российские
музеи —
хранители
богатейшего
материального
и
нематериальног
о наследия
страны.
Сохранение
исторического
и культурного
наследия как
направление
государственно
й политики.
Изучение,
реставрация и
интерпретация
памятников
искусства.
Третьяковская
галерея —
крупнейший
музей русского
искусства и
объект
выполнение
интерактивн
ых заданий,
работа с
иллюстратив
ным
материалом
Познаватель
ная беседа,
просмотр
видеофрагме
нтов,
выполнение
интерактивн
ых заданий,
работа с
иллюстратив
ным
материалом
https://разговорыоваж
ном.рф/
20
Как
создавать
свой бизнес?
1
всемирного
достояния.
Почему важно
посещать
музеи?
Профессии в
сфере
музейного дела.
Как создавать и
развивать
школьный
музей?
Формирующиес
я ценности:
приоритет
духовного над
материальным,
служение
Отечеству
Бизнес —
ответственный
выбор
человека,
возможность
реализовать
свою мечту и
принести
пользу
обществу.
Современные
предпринимате
ли и их
возможности в
развитии
отечественной
экономики и
улучшении
жизни людей.
Бизнес — это
не только
личный успех,
но и
ответственная
командная
работа. С чего
начать свое
дело? О мерах
поддержки
молодых
предпринимате
лей в нашей
Познаватель
ная беседа,
просмотр
видеофрагме
нтов,
выполнение
интерактивн
ых заданий,
работа с
иллюстратив
ным
материалом
https://разговорыоваж
ном.рф/
21
22
Есть ли у
знания
границы? Ко
Дню науки
Слушать,
слышать и
договариват
ься. Кто
такие
дипломаты?
1
1
стране.
Формирующиес
я ценности:
коллективизм,
созидательный
труд
Богатейшее
наследие
российской
науки и ее
выдающихся
представителей.
Технологическо
е лидерство
государства и
развитие науки.
Как меняются
научные
подходы с
развитием
цифровых
технологий?
Государственна
я поддержка
науки и
молодых
ученых. Как
происходят
современные
открытия? Как
стать ученым?
Формирующиес
я ценности:
патриотизм,
созидательный
труд
Дипломатия —
важная сфера
деятельности
государства,
обеспечивающа
я защиту
интересов
государства и
российских
граждан.
Специфика
дипломатическ
ой работы.
Диалог между
государствами
Познаватель
ная беседа,
просмотр
видеофрагме
нтов,
выполнение
интерактивн
ых заданий,
работа с
иллюстратив
ным
материалом
https://разговорыоваж
ном.рф/
Познаватель
ная беседа,
просмотр
видеофрагме
нтов,
выполнение
интерактивн
ых заданий,
работа с
иллюстратив
ным
материалом
https://разговорыоваж
ном.рф/
23
24
Герой из
соседнего
двора.
Региональны
й урок ко
Дню
защитника
Отечества
День
наставника
1
1
как основа
международной
стабильности.
Навыки для
жизни: как
научиться
договариваться
с
окружающими
людьми и вести
конструктивны
й диалог.
Формирующиес
я ценности:
историческая
память и
преемственност
ь поколений,
многонационал
ьное единство
Герой —
реальный
человек,
живущий рядом
с нами, чья
жизнь является
примером для
окружающих. В
каждом регионе
России живут
выдающиеся
герои,
отважные,
мужественные
и
трудолюбивые.
Что такое
героизм? Какие
качества
отличают
героя?
Формирующиес
я ценности:
патриотизм,
единство
народов России
День
наставника —
важный
государственны
й праздник,
Познаватель
ная беседа,
просмотр
видеофрагме
нтов,
выполнение
интерактивн
ых заданий,
работа с
иллюстратив
ным
материалом
https://разговорыоваж
ном.рф/
Познаватель
ная беседа,
просмотр
видеофрагме
нтов,
https://разговорыоваж
ном.рф/
25
Большой. За
кулисами.
250 лет
Большому
театру и 150
лет Союзу
театральных
деятелей
России
1
который
позволяет
закрепить
статус
наставников,
подчеркнуть
значимость
этой
деятельности и
повысить ее
престиж. Роль
наставника в
формировании
и
профессиональ
ном развитии
личности.
Знаменитые
россияне и их
наставники. К.
Д. Ушинский
как
основоположни
к научной
педагогики в
России. Как
найти
наставника?
Формирующиес
я ценности:
служение
Отечеству,
созидательный
труд
Российская
драматургия,
опера и балет
— часть
мирового
наследия. Театр
— целая семья
разных
профессий:
декораторы,
костюмеры,
режиссеры,
музыканты,
дирижеры,
гримеры и
многие другие.
Почему
выполнение
интерактивн
ых заданий,
работа с
иллюстратив
ным
материалом
Познаватель
ная беседа,
просмотр
видеофрагме
нтов,
выполнение
интерактивн
ых заданий,
работа с
иллюстратив
ным
материалом
https://разговорыоваж
ном.рф/
26
Как
справляться
с
волнением?
1
27
65 лет
триумфа. Ко
1
достижения
русской
театральной
школы широко
используются
во многих
странах мира?
Как стать
актером и что
для этого
нужно?
Развитие
школьных
театров в
России.
Формирующиес
я ценности:
приоритет
духовного над
материальным,
созидательный
труд
Волнение как
естественное
состояние
человека перед
важным
событием в
жизни.
Контроль
эмоциональног
о состояния,
забота о своем
физическом и
психологическо
м здоровье.
Какие полезные
привычки
положительно
влияют на
эмоциональное
состояние? Как
их
сформировать и
придерживатьс
я?
Формирующиес
я ценности:
жизнь
Россия — одна
из ведущих
Познаватель
ная беседа,
просмотр
видеофрагме
нтов,
выполнение
интерактивн
ых заданий,
работа с
иллюстратив
ным
материалом
https://разговорыоваж
ном.рф/
Познаватель
ная беседа,
https://разговорыоваж
ном.рф/
Дню
космонавтик
и
28
Как мусор
получает
«вторую
жизнь»?
Технологии
переработки
1
космических
держав.
Развитие
космической
отрасли —
приоритетное
направление
национальных
проектов.
Достижения
прошлого как
предмет
национальной
гордости и
мотивация для
будущих
свершений
отечественной
космонавтики.
Как устроен
современный
космодром?
Труд
конструкторов,
инженеров,
летчиков и
других
специалистов
открывает для
страны и всего
человечества
новые
горизонты.
Формирующиес
я ценности:
служение
Отечеству,
историческая
память
Состояние
планеты —
личная
ответственност
ь каждого
человека.
Почему об
экологии
должен
заботиться
каждый
человек
просмотр
видеофрагме
нтов,
выполнение
интерактивн
ых заданий,
работа с
иллюстратив
ным
материалом
Познаватель
ная беседа,
просмотр
видеофрагме
нтов,
выполнение
интерактивн
ых заданий,
работа с
иллюстратив
ным
материалом
https://разговорыоваж
ном.рф/
29
Что значит
работать в
команде?
Сила
команды. Ко
Дню труда
1
Неосознанное
потребление
как причина
роста
количества
мусора.
Климатические
изменения,
загрязнение
окружающей
среды. Развитие
системы
переработки
отходов и роль
государства в
этом процессе.
Какие полезные
привычки
необходимо
сформировать у
себя?
Формирующиес
я ценности:
созидательный
труд
Команда — это
друзья и
единомышленн
ики, где
каждый вносит
свой значимый
вклад в общее
дело и помогает
добиться
успеха. Умение
слышать и
трудиться
сообща,
разделять успех
и вместе
переживать
неудачу.
Примеры
коллективной
работы в
истории
страны.
Формирующиес
я ценности:
коллективизм,
созидательный
Познаватель
ная беседа,
просмотр
видеофрагме
нтов,
выполнение
интерактивн
ых заданий,
работа с
иллюстратив
ным
материалом
https://разговорыоваж
ном.рф/
30
31
Песни о
войне. Ко
Дню Победы
Ценности,
которые нас
объединяют
1
1
труд
Песни были
свидетелями
многих великих
событий. В них
отразилась
история нашей
великой
страны.
Влияние песни
на чувство
сопричастности
истории народа,
сохранение
памяти о
Великой
Отечественной
войне
последующими
поколениями.
Как песни
передают
чувства,
эмоции и
переживания
создателей?
Формирующиес
я ценности:
единство
народов
России,
историческая
память и
преемственност
ь поколений
Занятие
проходит по
итогам всех
занятий года.
Ценности —
это ориентир,
который
помогает нам
поступать
правильно и
ответственно.
Традиционные
ценности
помогают
чувствовать
себя частью
Познаватель
ная беседа,
просмотр
видеофрагме
нтов,
выполнение
интерактивн
ых заданий,
работа с
иллюстратив
ным
материалом
https://разговорыоваж
ном.рф/
Познаватель
ная беседа,
просмотр
видеофрагме
нтов,
выполнение
интерактивн
ых заданий,
работа с
иллюстратив
ным
материалом
https://разговорыоваж
ном.рф/
единого народа,
способствуют
укреплению
общества и
развитию
страны.
Следование
ценностям
помогает
человеку
развиваться и
достигать
успеха.
Уникальность
каждого
человека и
опыт разных
поколений
обогащают
общество, но
только в
сочетании с
единством,
взаимопомощь
ю и уважением
друг к другу
существует
сильный и
сплоченный
народ.
Формирующиес
я ценности:
традиционные
российские
духовнонравственные
ценности
ОБЩЕЕ
КОЛИЧЕСТВО
ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ
31