РП Россия - мои горизонты 6- 9 кл.

Рабочая программа курса внеурочной деятельности
«Россия - мои горизонты»
основное общее образование
(6-9классы)
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Россия – мои горизонты»» (также именуемого
«Билет в будущее», далее – Программа) составлена на основе:

–

Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской̆

Федерации»,

–

Федерального закона от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в

Российской Федерации»,

–

Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования

(далее – ФГОС ООО), утвержденного Приказом Министерства просвещения
Российской Федерации от 31 мая 2021 г. № 287,

–

Методических рекомендаций по реализации проекта «Билет в будущее» по профессиональной

ориентации обучающихся 6-9 классов образовательных организаций Российской Федерации,
реализующих образовательные программы основного общего образования (письмо Министерства
просвещения Российской Федерации от 25 апреля 2023 г. № ДГ-808/05), –Методических рекомендаций
по реализации профориентационного минимума для образовательных организаций Российской
Федерации, реализующих образовательные программы основного общего и среднего общего
образования (письмо Министерства просвещения Российской Федерации от 01 июня 2023 г. № АБ2324/05).
-основной образовательной программой основного общего образования МБОУ СШ № 68;
-Положением о рабочей программе учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) МБОУ СШ №68
Общая характеристика курса
Внеурочная деятельность является неотъемлемой и обязательной частью образовательного процесса.
Она организуется в целях обеспечения индивидуальных потребностей обучающихся и осуществляется
в формах, отличных от урочных. В соответствии с ФГОС основного общего образования
образовательная организация обеспечивает обучающимся до 10 часов еженедельных занятий
1

внеурочной деятельностью. 1 час в неделю из возможных 10 часов внеурочной деятельности
рекомендуется отводить на внеурочное занятие «Россия – мои горизонты».
В Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период
направлений

является трудовое

воспитание и

до 2025 года одним из

профессиональное самоопределение, которое

реализуется посредством «воспитания у детей уважения к труду и людям труда, трудовым
достижениям; содействия профессиональному самоопределению,

приобщения детей к социально-

значимой деятельности для осмысленного выбора профессии».
Настоящая

Программа

разработана

с

целью

реализации

комплексной

и

систематической

профориентационной работы для обучающихся 6-9 классов на основе апробированных материалов
Всероссийского проекта «Билет в будущее».
Взаимосвязь с программой воспитания
Программа курса внеурочной деятельности разработана с учѐтом федеральных образовательных
программ основного общего образования. Это позволяет на практике соединить обучающую и
воспитательную деятельность педагога, ориентировать еѐ не только на интеллектуальное, но и на
нравственное, социальное развитие ребѐнка. Это проявляется:
-

в выделении в цели программы ценностных приоритетов;

-

в приоритете личностных результатов реализации программы внеурочной деятельности,

нашедших свое отражение и конкретизацию в программе воспитания;
-

в интерактивных формах занятий для обучающихся, обеспечивающих их вовлеченность в

совместную с педагогом и сверстниками деятельность.
Цель курса: формирование готовности к профессиональному самоопределению (далее – ГПС)
обучающихся 6–9 классов общеобразовательных организаций.
Задачи:
-содействие профессиональному самоопределению обучающихся;
- формирование рекомендаций для обучающихся по построению индивидуальной образовательнопрофессиональной траектории в зависимости от уровня осознанности, интересов, способностей,
доступных им возможностей;
- информирование обучающихся о специфике рынка труда и системе профессионального образования
(включая знакомство с перспективными и востребованными профессиями и отраслями экономики РФ);
- формирование у обучающихся навыков и умений карьерной грамотности и других компетенций,
необходимых для осуществления всех этапов карьерной самонавигации, приобретения и осмысления
профориентационно значимого опыта, активного освоения ресурсов территориальной среды
профессионального самоопределения, самооценки успешности прохождения профессиональных проб,

2

осознанного конструирования индивидуальной образовательно-профессиональной траектории и ее
адаптация с учетом имеющихся компетенций и возможностей среды;
- формирование ценностного отношения к труду как основному способу достижения жизненного
благополучия, залогу его успешного профессионального самоопределения и ощущения уверенности в
завтрашнем дне.
Учебно-методическое обеспечение (интернет ресурсы)
Для каждой возрастной группы разработан полный пакет материалов, включающий:
-сценарий занятия, методические рекомендации для учителя;
-видеоролик;
-интерактивные задания;
-презентационные материалы, плакат, а также инструкции и дополнительные материалы к занятию.
profmin.bvbinfo.ru
Место курса внеурочной деятельности в учебном плане
Занятия курса внеурочной деятельности «Россия – мои горизонты» проводятся еженедельно по
четвергам для всех обучающихся 6-9 классов, в рамках внеурочной деятельности.

-

в 6/7 классе - комплекте: 34 часа 34 учебные недели;

-

в 8/9 классе - комплекте: 34 часа 34 учебные недели.
Содержание учебного курса 6-9 классы

Личностные результаты 6-9 классы:
В сфере гражданского воспитания:

-

готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации своих прав, уважение прав,

свобод и законных интересов других людей;
– готовность к разнообразной совместной деятельности, стремление к взаимопониманию и
взаимопомощи.
В сфере патриотического воспитания:

-

осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном

обществе, проявление интереса к познанию родного языка, истории, культуры Российской Федерации,
своего края, народов России;

-

ценностное отношение к достижениям своей Родины – России и собственного региона, к науке,

искусству, спорту, технологиям, боевым подвигам и трудовым достижениям народа.
В сфере духовно-нравственного воспитания:

-

ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора.
3

В сфере эстетического воспитания:

-

восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов,

понимание эмоционального воздействия искусства; осознание
важности художественной культуры как средства коммуникации и самовыражения;

-

осознание важности художественной культуры как средства коммуникации и самовыражения

для представителей многих профессий;

-

стремление к творческому самовыражению в любой профессии;

-

стремление создавать вокруг себя эстетически привлекательную среду вне зависимости от той

сферы профессиональной деятельности, которой школьник планирует заниматься в будущем.
В сфере физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:
-осознание необходимости соблюдения правил безопасности в любой профессии, в том числе навыков
безопасного поведения в интернет-среде;
-ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровый образ жизни;

-

способность

адаптироваться

к

стрессовым

ситуациям,

вызванным

необходимостью

профессионального самоопределения, осмысляя собственный опыт и выстраивая дальнейшие цели,
связанные с будущей профессиональной жизнью;

-

сформированность навыка рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же права

другого человека.
В сфере трудового воспитания:

-

осознание важности трудолюбия, обучения труду, накопления навыков трудовой деятельности

на протяжении жизни для успешной профессиональной самореализации в российском обществе;

-

установка на активное участие в решении практических задач (в рамках семьи, образовательной

организации, города, края) технологической и социальной направленности, способность инициировать,
планировать и самостоятельно выполнять такого рода деятельность;

-

интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода; осознание важности

обучения на протяжении всей жизни для успешной профессиональной деятельности и развитие
необходимых умений для этого;
-готовность адаптироваться в профессиональной среде;

-

уважение к труду и результатам трудовой деятельности;

-

осознанный выбор и построение индивидуальной образовательной траектории и жизненных

планов с учѐтом личных и общественных интересов и потребностей.
В сфере экологического воспитания:

4

-

повышение уровня экологической культуры, осознание глобального характера экологических

проблем и путей их решения;

-

осознание

потенциального

ущерба

природе,

который

сопровождает

ту

или

иную

профессиональную деятельность, и необходимости минимизации этого ущерба;

-

осознание своей роли как ответственного гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи

природной, технологической и социальной сред.
В сфере понимания ценности научного познания:

-

овладение языковой и читательской культурой как средством познания мира;

-

овладение основными навыками исследовательской деятельности в процессе изучения мира

профессий, установка на осмысление собственного опыта, наблюдений, поступков и стремление
совершенствовать пути достижения цели индивидуального и коллективного благополучия.
Метатпредметные результаты:
В сфере овладения универсальными учебными познавательными действиями:

-

выявлять

дефициты

информации, данных,

необходимых

для

решения

поставленной задачи;

-

самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи (сравнивать несколько вариантов

решения, выбирать наиболее подходящий с учетом самостоятельно выделенных критериев);

-

с учетом предложенной задачи выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых

фактах, данных и наблюдениях;

-

предлагать критерии для выявления закономерностей и противоречий; делать выводы с

использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений,
умозаключений по аналогии, формулировать гипотезы о взаимосвязях;

-

применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации или

данных из источников с учетом предложенной учебной задачи и заданных критериев;

-

выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию различных видов

и форм представления;

-

находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие одну и ту же идею,

версию) в различных информационных источниках;

-

самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации, предназначенную

для остальных обучающихся по Программе.
В сфере овладения универсальными учебными коммуникативными действиями:

-

воспринимать и формулировать суждения в соответствии с целями и условиями общения;

-

выражать себя (свою точку зрения) в устных и письменных текстах;
5

-

распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков, знать и

распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать конфликты, вести переговоры;

-

понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и в корректной

форме формулировать свои возражения;

-

в ходе диалога и (или) дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и

высказывать идеи, нацеленные на решение задачи и поддержание благожелательности общения;

-

сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие

и сходство позиций;

-

публично

представлять результаты

выполненного

опыта (эксперимента,

исследования, проекта); понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы
при
-решении конкретной проблемы, обосновывать необходимость применения групповых форм
взаимодействия при решении поставленной задачи;

-

выполнять свою часть работы, достигать качественного результата по своему направлению и

координировать свои действия с другими членами команды.
В сфере овладения универсальными учебными регулятивными действиями:

-

выявлять проблемы для решения в жизненных и учебных ситуациях;

-

самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ решения

учебной задачи с учетом имеющихся ресурсов и собственных
возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений;

-

делать выбор и брать ответственность за решение;

-

владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии;

-

давать адекватную оценку ситуации и предлагать план ее изменения;

-

учитывать контекст и предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении учебной

задачи, адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам;

-

объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности, давать оценку

приобретенному опыту, уметь находить позитивное в произошедшей ситуации;

-

вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств, изменившихся ситуаций,

установленных ошибок, возникших трудностей;

-

уметь ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и намерения другого.
Содержание курса по профориентации «Билет в будущее»

6

Тема 1. Вводный урок «Моя Россия – мои горизонты» (обзор отраслей
экономического развития РФ – счастье в труде) (1 час).
Россия – страна безграничных возможностей и профессионального развития. Культура труда, связь
выбора профессии с персональным счастьем и экономикой страны. Познавательные цифры и факты об
отраслях экономического развития, профессиональных навыков и качеств, востребованных в будущем.
Формирование представлений о развитии и достижениях страны в следующих сферах: медицина и
здоровье; архитектура и строительство; информационные технологии; промышленность и добыча
полезных ископаемых; сельское хозяйство; транспорт и логистика; наука и образование; безопасность;
креативные технологии; сервис и торговля; предпринимательство и финансы.
Тема

2.

Тематический

профориентационный

урок

«Открой

своѐ

будущее»

(введение

в

профориентацию) (1 час)
В 6 классе: тематическое содержание занятия построено на обсуждении и осознании трех базовых
компонентов, которые необходимо учитывать при выборе: «ХОЧУ» – ваши интересы;

–

«МОГУ» – ваши способности;

–

«БУДУ» – востребованность обучающегося на рынке труда в будущем.1

Информирование обучающихся о профессиях с постепенным расширением представлений о мире
профессионального труда в общем: формирование системного представления о мире профессий и
значимости трудовой деятельности, например, как различные качества или навыки могут по-разному
реализовываться в разных профессиональных направлениях.
Помощь в выборе увлечения, в котором обучающийся может реализовать свои интересы, развивать
возможности и помогать окружающим.
Поиск дополнительных занятий и увлечений. В 7 классе:
Тематическое содержание занятия предполагает знакомство с различными профессиональными
средами и профессиями через проектную деятельность.
Информирование обучающихся о разнообразии сред и современных профессий:
формирование представлений о взаимосвязи деятельности различных специалистов при достижении
общего результата, решение проектных заданий с профориентационным компонентом, работа в
школьных проектных командах для поиска и презентации проектных решений.
Обучающимся предстоит предложить проектные решения по тематическим направлениями
виртуального города профессий «Профиград»: выбрать проблему для решения, сформировать
проектную задачу, сформировать команду профессионалов из разных профессий, предложить и
презентовать решение.
В 8 классе: занятие знакомит обучающихся с разнообразием направлений профессионального
развития, возможностями прогнозирования результатов профессионального самоопределения. На
7

занятии

раскрываются

существующие

профессиональные

направления,

варианты

получения

профессионального образования (уровни образования).
Актуализация

процессов

школьников

о

видах

профессионального

профессионального

профессиональное образование). Помощь
качеств

и

интересов

с

самоопределения. Информирование

образования

(высшее

образование

школьникам в соотнесении
направлениями

/

среднее

личных

профессиональной деятельности.

В 9 классе: формирование представлений о преимуществах обучения как в организациях высшего
образования (ВО, вузы), так и в организациях среднего профессионального образования (СПО).
Актуализация представлений о возможных профессиональных направлениях для учащихся.
Повышение познавательного интереса к философии выбора и построению своей персональной
карьерной траектории развития.
Тема 3. Профориентационная диагностика № 1 «Мой профиль» и разбор результатов
(1 час)
Для

обучающихся,

не

принимающих

участие

в

проекте

«Билет

в

будущее»,

доступна

профориентационная диагностика № 1 «Мой профиль»
Профориентационная диагностика обучающихся на интернет-платформе profmin.bvbinfo.ru (для
незарегистрированных участников) позволяет определить требуемый объем профориентационной
помощи

и

сформировать

дальнейшую

индивидуальную

траекторию

участия

в

программе

профориентационной работы.
Методика «Мой профиль» – диагностика интересов, которая позволяет рекомендовать профиль
обучения и направления развития. Методика предусматривает 2 версии: для 6-7, 8-9 классов. Тест
реализуется в форме кейсов, время прохождения – около 15 минут. По итогам диагностики
рекомендуется проведение консультации по полученным результатам (в индивидуальном или
групповом формате).
Тема 3. Профориентационная диагностика № 1 «Мои профсреды» и разбор
результатов (1 час)
Для обучающихся-участников проекта «Билет в будущее» доступна профориентационная диагностика
№ 1 «Мои профсреды» (обязательна для проведения)2.
Профориентационная диагностика обучающихся на интернет-платформе https://bvbinfo.ru/ (для
зарегистрированных

участников

проекта)

позволяет

определить

требуемый

объем

профориентационной помощи и сформировать дальнейшую индивидуальную траекторию участия в
программе профориентационной работы.
Методика «Мои профсреды» – онлайн-диагностика профессиональных склонностей и направленности
обучающихся. В результатах обучающийся получает рекомендации по построению трека внутри
8

проекта «Билет в будущее» («Профессиональных сред»). Методика предусматривает 3 версии – для 67, 8-9 и 1011 классов. Методика реализуется в форме кейсов, время прохождения – около 15 минут.
По итогам диагностики рекомендуется проведение консультации по полученным результатам (в
индивидуальном или групповом формате). Возможно проведение консультации с помощью
видеозаписи готовой консультации (доступной участникам проекта «Билет в будущее» на интернетплатформе https://bvbinfo.ru/).
Тема 4. Профориентационное занятие «Система образования России» (дополнительное образование,
уровни профессионального образования, стратегии поступления) (1 час)
В 6-7 классе: обучающиеся знакомятся с системой общего образования РФ и понятием
«дополнительное образование для школьников», обсуждают значение и возможности, которые дает
образование каждому человеку, учатся подбирать дополнительное образование для решения разных
задач, в том числе для подготовки к будущему профессиональному выбору.
В 8-9 классе: обучающиеся знакомятся с понятием «профессиональное образование» и его уровнями,
учатся соотносить профессии и уровень образования, который требуется для их освоения, узнают об
условиях поступления, длительности обучения, результатах образования в учреждениях среднего и
высшего профессионального образования.
Тема 5. Профориентационное занятие «Пробую профессию в сфере науки и образования»
(моделирующая онлайн-проба на платформе проекта «Билет в будущее» по профессии учителя,
приуроченная к Году педагога и наставника) (1 час)
Профессиональная

проба

как

средство

актуализации

профессионального

самоопределения

обучающихся.
Знакомство с ключевыми отраслевыми направлениями экономики Российской Федерации и решение
онлайн-проб (моделирующая профессиональная проба) как практико-ориентированных задач с
помощью цифровых интерактивных технологий (приложений-симуляторов на платформе проекта
«Билет в будущее»:https://bvbinfo.ru/).
Формирование представлений о компетенциях и особенностях профессий, необходимых для
осуществления конкретной профессиональной деятельности.
Профессиональная проба по профессии учителя, приуроченная к Году педагога и наставника, в рамках
которой обучающимся необходимо пройти последовательность этапов:

-

Знакомство с профессией и профессиональной областью.

-

Постановка задачи и подготовительно-обучающий этап.

-

Практическое выполнение задания.

-Завершающий этап (закрепление полученных знаний, получение цифрового артефакта).
Тема 6. Профориентационное занятие «Россия в деле» (часть 1) (на выбор:
9

импортозамещение, авиастроение, судовождение, судостроение, лесная промышленность)
(1 час)
Для обучающихся, не принимающих участие в проекте «Билет в будущее», рекомендуется
Профориентационное занятие «Россия в деле» (часть 1).
Просвещение обучающихся и формирование познавательного интереса к выбору профессий в
современной экономике нашей страны. Демонстрация перечня технологических ниш, в котором
российские научно-технические достижения активно внедряются в технологические отрасли реального
сектора экономики, и со временем результат этой работы займет достойное место не только на
российском, но и мировом рынке, формируя устойчивый тренд: российские технологии – это качество
– безопасность –эффективность. В рамках занятия предложены следующие отрасли и тематики на
выбор:
импортозамещение, авиастроение, судовождение, судостроение, лесная промышленность.
Тема 6. Профориентационная диагностика № 2 «Мои ориентиры» и разбор
результатов (1 час)
Для обучающихся-участников проекта «Билет в будущее» доступна профориентационная диагностика
№ 2 «Мои ориентиры» (обязательна для проведения)3.
Профориентационная диагностика обучающихся на интернет-платформе https://bvbinfo.ru/ (для
зарегистрированных

участников

проекта)

позволяет

определить

требуемый

объем

профориентационной помощи и сформировать дальнейшую индивидуальную траекторию участия в
программе профориентационной работы.
Методика «Мои ориентиры» – онлайн-диагностика особенностей построения образовательнопрофессиональной траектории. В 8-9 классах методика направлена на оценку ценностных ориентиров
в сфере самоопределения обучающихся и уровня готовности к профессиональному самоопределению.
Версия 6-7 классов включает только диагностику готовности к профессиональному самоопределению
и не включает диагностику ценностных ориентиров.
По итогам диагностики рекомендуется проведение консультации по полученным результатам (в
индивидуальном или групповом формате). Возможно проведение консультации с помощью
видеозаписи готовой консультации (доступной участникам проекта «Билет в будущее» на интернетплатформе https://bvbinfo.ru/).
Тема 7. Профориентационное занятие «Россия промышленная: узнаю достижения страны в сфере
промышленности и производства» (тяжелая промышленность, добыча и переработка сырья) (1 час)
Популяризация и просвещение обучающихся на основе знакомства с достижениями страны в сфере
промышленности и производственных технологий. Знакомство на основе видеосюжетов и интервью с
экспертами и специалистами в области промышленной и смежных технологий. Повышение
10

информированности о достижениях и перспективах развития промышленности, направленное на
решение важнейших задач развития общества и страны. Информирование о профессиях и
современном рынке труда в области промышленности и смежных отраслей.
Тема 8. Профориентационное занятие «Пробую профессию в сфере промышленности» (моделирующая
онлайн-проба на платформе проекта «Билет в будущее» по профессиям на выбор: металлург,
специалист по аддитивным технологиям и др.) (1 час)
Профессиональная

проба

как

средство

актуализации

профессионального

самоопределения

обучающихся. Знакомство с ключевыми отраслевыми направлениями экономики Российской
Федерации и решение онлайн-проб (моделирующая профессиональная проба) как практикоориентированных задач с помощью цифровых интерактивных технологий (приложений-симуляторов
на платформе проекта «Билет в будущее»: https://bvbinfo.ru/). Формирование представлений о
компетенциях

и

особенностях

профессий,

необходимых

для

осуществления

конкретной

профессиональной деятельности.
Профессиональная проба по профессии в сфере промышленности, в рамках которой обучающимся
необходимо пройти последовательность этапов:

–

знакомство с профессией и профессиональной областью.

–

Постановка задачи и подготовительно-обучающий этап.

–

Практическое выполнение задания.

–

Завершающий этап (закрепление полученных знаний, получение цифрового артефакта).

Тема 9. Профориентационное занятие «Россия цифровая: узнаю достижения страны в области
цифровых технологий» (информационные технологии, искусственный
интеллект, робототехника) (1 час)
Популяризация и просвещение обучающихся на основе знакомства с достижениями страны в сфере
цифровых технологий. Знакомство на основе видеосюжетов и интервью с экспертами и специалистами
в области сквозных цифровых технологий. Повышение информированности о достижениях и
перспективах развития цифровизации, направленной на решение важнейших задач развития общества
и страны. Информирование о профессиях и современном рынке труда в области цифровой экономики и
смежных отраслей.
Тема 10. Профориентационное занятие «Пробую профессию в области цифровых технологий»
(моделирующая онлайн-проба на платформе проекта «Билет в будущее» по профессиям на выбор:
программист, робототехник и др.) (1 час)
Профессиональная

проба

как

средство

актуализации

профессионального

самоопределения

обучающихся. Знакомство с ключевыми отраслевыми направлениями экономики Российской
Федерации и решение онлайн-проб (моделирующая профессиональная проба) как практико11

ориентированных задач с помощью цифровых интерактивных технологий (приложений-симуляторов
на платформе проекта «Билет в будущее»: https://bvbinfo.ru/). Формирование представлений о
компетенциях

и

особенностях

профессий,

необходимых

для

осуществления

конкретной

профессиональной деятельности.
Профессиональная проба по профессии в сфере цифровых технологий, в рамках которой обучающимся
необходимо пройти последовательность этапов:

–

Знакомство с профессией и профессиональной областью.

–

Постановка задачи и подготовительно-обучающий этап.

–

Практическое выполнение задания.

–

Завершающий этап (закрепление полученных знаний, получение цифрового артефакта).

Тема 11. Профориентационное занятие «Россия в деле» (часть 2) (на выбор: медицина, реабилитация,
генетика) (1 час)
Просвещение обучающихся и формирование познавательного интереса к выбору профессий в
современной экономике нашей страны. Демонстрация перечня технологических ниш, в котором
российские научно-технические достижения активно внедряются в технологические отрасли реального
сектора экономики и со временем результат этой работы займет достойное место не только на
российском, но и мировом рынке, формируя устойчивый тренд: российские технологии – это качество
– безопасность –эффективность. В рамках занятия предложены следующие отрасли и тематики на
выбор: медицина, реабилитация, генетика.
Тема 11. Профориентационная диагностика № 3 «Мои таланты» и разбор
результатов (1 час)
Для

обучающихся-участников

проекта

«Билет

в

будущее»

доступна профориентационная

диагностика № 3 «Мои таланты» (обязательна для проведения)4.
Комплексная методика «Мои таланты» определяет профессиональные интересы и сильные стороны
обучающихся с подсвечиванием «зон потенциала» (талантов), рекомендуемых отраслей и профессий.
Методика предусматривает версии для 6-7, 8-9 классов, в силу особенностей образовательных
возможностей для данной нозологии.
Тема 12. Профориентационное занятие «Россия инженерная: узнаю достижения страны в области
инженерного дела» (машиностроение, транспорт, строительство) (1 час)
Популяризация и просвещение обучающихся на основе знакомства с достижениями страны в сфере
инженерного дела. Знакомство на основе видеосюжетов и интервью с экспертами и специалистами в
области

инженерной

и

инжиниринговой

деятельности.

Повышение

информированности

о

достижениях и перспективах развития инженерного дела, направленного на решение важнейших задач
12

развития общества и страны. Информирование о профессиях и современном рынке труда в области
инженерной деятельности и смежных отраслей.
Тема 13. Профориентационное занятие «Пробую профессию в инженерной сфере» (моделирующая
онлайн-проба на платформе проекта «Билет в будущее» по профессиям на выбор: инженерконструктор, электромонтер и др.) (1 час)
Профессиональная

проба

как

средство

актуализации

профессионального

самоопределения

обучающихся. Знакомство с ключевыми отраслевыми направлениями экономики Российской
Федерации и решение онлайн-проб (моделирующая профессиональная проба) как практикоориентированных задач с помощью цифровых интерактивных технологий (приложений-симуляторов
на платформе проекта «Билет в будущее»: https://bvbinfo.ru/). Формирование представлений о
компетенциях

и

особенностях

профессий,

необходимых

для

осуществления

конкретной

профессиональной деятельности.
Профессиональная проба по профессии в сфере инженерного дела (инженерии), в рамках которой
обучающимся необходимо пройти последовательность этапов:

–

Знакомство с профессией и профессиональной областью.

–

Постановка задачи и подготовительно-обучающий этап.

–

Практическое выполнение задания.

–

Завершающий этап (закрепление полученных знаний, получение цифрового артефакта).

Тема 14. Профориентационное занятие «Государственное управление и общественная безопасность»
(федеральная государственная, военная и правоохранительная службы, особенности работы и
профессии в этих службах) (1 час)
В 6-7 классе: обучающиеся знакомятся с основными функциями государства и государственными
органами,

которые

ответственны

за

реализацию

этих

функций;

знакомятся

с

понятием

«военнослужащий», видами войск РФ и примерами профессий, имеющих отношение к военному делу;
узнают о возможностях и ограничениях работы в госструктурах, в частности, об особенностях военной
службы: наличие рисков для жизни и здоровья, льгот при поступлении в учебные заведения,
возможностей предоставления служебного жилья и др.
В 8-9 классе: обучающиеся актуализируют знания об основных функциях и обязанностях государства в
отношении своих граждан, а также о государственных органах, которые ответственны за реализацию
этих функций; знакомятся с понятием «правоохранительные органы» и с основными профессиями в
сфере, соотнося различные ведомства с занятыми в них сотрудниками; актуализируют знания о
возможностях и ограничениях работы в госструктурах, в частности, об особенностях работы в
правоохранительных органах.
13

Тема 15. Профориентационное занятие «Пробую профессию в сфере управления и безопасности»
(моделирующая онлайн-проба на платформе проекта «Билет в будущее» по профессиям на выбор:
специалист по кибербезопасности, юрист и др.) (1 час)
Профессиональная

проба

как

средство

актуализации

профессионального

самоопределения

обучающихся. Знакомство с ключевыми отраслевыми направлениями экономики Российской
Федерации и решение онлайн-проб (моделирующая профессиональная проба) как практикоориентированных задач с помощью цифровых интерактивных технологий (приложений-симуляторов
на платформе проекта «Билет в будущее»: https://bvbinfo.ru/). Формирование представлений о
компетенциях

и

особенностях

профессий,

необходимых

для

осуществления

конкретной

профессиональной деятельности.
Профессиональная проба по профессии в сфере управления и безопасности, в рамках которой
обучающимся необходимо пройти последовательность этапов:

–

Знакомство с профессией и профессиональной областью.

–

Постановка задачи и подготовительно-обучающий этап.

–

Практическое выполнение задания.

–

Завершающий этап (закрепление полученных знаний, получение цифрового артефакта).

Тема 16. Профориентационное занятие-рефлексия «Моѐ будущее – моя страна» (1
час)
Разбор и обсуждение полученного опыта в рамках серии профориентационных занятий. Постановка
образовательных и карьерных целей. Формирование планов образовательных шагов и формулирование
карьерной

траектории

обучающихся,

развития.

осмысление

Развитие

значимости

проектного
собственных

мышления,
усилий

рефлексивного

для

достижения

сознания
успеха,

совершенствование субъектной позиции, развитие социально-психологических качеств личности.
Тема

17.

Профориентационное

занятие

«Россия

плодородная:

узнаю

о

достижениях

агропромышленного комплекса страны» (агропромышленный комплекс) (1 час)
Популяризация и просвещение обучающихся на основе знакомства с достижениями страны в сфере
агропромышленного комплекса (АПК) и сельского хозяйства. Знакомство на основе видеосюжетов и
интервью с экспертами и специалистами в области сельского хозяйства и смежных технологий.
Повышение информированности о достижениях и перспективах развития АПК, направленного на
решение важнейших задач развития общества и страны. Информирование о профессиях и
современном рынке труда в области экономики сельского хозяйства и смежных отраслей.
Тема 18. Профориентационное занятие «Пробую профессию в аграрной сфере» (моделирующая
онлайн-проба на платформе проекта «Билет в будущее» по профессиям на выбор: агроном, зоотехник и
др.) (1 час)
14

Профессиональная

проба

как

средство

актуализации

профессионального самоопределения

обучающихся. Знакомство с ключевыми отраслевыми направлениями экономики Российской
Федерации и решение онлайн-проб (моделирующая профессиональная проба) как практикоориентированных задач с помощью цифровых интерактивных технологий (приложений-симуляторов
на платформе проекта «Билет в будущее»: https://bvbinfo.ru/). Формирование представлений о
компетенциях

и

особенностях

профессий,

необходимых

для

осуществления

конкретной

профессиональной деятельности.
Профессиональная проба по профессии в аграрной сфере, в рамках которой обучающимся необходимо
пройти последовательность этапов:

–

Знакомство с профессией и профессиональной областью.

–

Постановка задачи и подготовительно-обучающий этап.

–

Практическое выполнение задания.

Тема 19. Профориентационное занятие «Россия здоровая: узнаю достижения страны в области
медицины и здравоохранения» (сфера здравоохранения, фармацевтика и биотехнологии) (1 час)
Популяризация и просвещение обучающихся на основе знакомства с достижениями страны в сфере
медицины и здравоохранения. Знакомство на основе видеосюжетов и интервью с экспертами и
специалистами

в

области

современной

медицины

и

смежных

технологий.

Повышение

информированности о достижениях и перспективах развития здравоохранения, направленного на
решение важнейших задач развития общества и страны. Информирование о профессиях и
современном рынке труда в области медицины и смежных отраслей.
Тема 20. Профориентационное занятие «Пробую профессию в области медицины» (моделирующая
онлайн-проба на платформе проекта «Билет в будущее» по профессиям на выбор: врач телемедицины,
биотехнолог и др.) (1 час)
Профессиональная

проба

как

средство

актуализации

профессионального

самоопределения

обучающихся. Знакомство с ключевыми отраслевыми направлениями экономики Российской
Федерации и решение онлайн-проб (моделирующая профессиональная проба) как практикоориентированных задач с помощью цифровых интерактивных технологий (приложений-симуляторов
на платформе проекта «Билет в будущее»: https://bvbinfo.ru/). Формирование представлений о
компетенциях

и

особенностях

профессий,

необходимых

для

осуществления

конкретной

профессиональной деятельности.
Тема 21. Профориентационное занятие «Россия добрая: узнаю о профессиях на благо общества»
(сфера социального развития, туризма и гостеприимства) (1 час)
Популяризация и просвещение обучающихся на основе знакомства с достижениями страны в сфере
социального развития, туризма и гостеприимства. Знакомство на основе видеосюжетов и интервью с
15

экспертами и

специалистами

в области социально- экономического развития. Повышение

информированности о достижениях и перспективах развития социальной сферы, направленной на
решение важнейших задач развития общества и страны. Информирование о профессиях и
современном рынке труда в области социальной сферы и смежных отраслей.
Тема 22. Профориентационное занятие «Пробую профессию на благо общества» (моделирующая
онлайн-проба на платформе проекта «Билет в будущее» по профессиям на выбор: менеджер по
туризму, организатор благотворительных мероприятий и др.) (1 час) Профессиональная проба как
средство актуализации профессионального самоопределения обучающихся. Знакомство с ключевыми
отраслевыми

направлениями

экономики

Российской

Федерации

и

решение

онлайн-проб

(моделирующая профессиональная проба) как практико-ориентированных задач с помощью цифровых
интерактивных технологий (приложений-симуляторов на платформе проекта «Билет в будущее»:
https://bvbinfo.ru/). Формирование представлений о компетенциях и особенностях профессий,
необходимых для осуществления конкретной профессиональной деятельности.
Профессиональная проба в социальной сфере, в рамках которой обучающимся необходимо пройти
последовательность этапов:

–

Знакомство с профессией и профессиональной областью.

–

Постановка задачи и подготовительно-обучающий этап.

–

Практическое выполнение задания.

Завершающий этап (закрепление полученных знаний, получение цифрового доступа)
Тема 23. Профориентационное занятие «Россия креативная: узнаю творческие профессии» (сфера
культуры и искусства) (1 час)
Популяризация и просвещение обучающихся на основе знакомства с достижениями страны в сфере
культуры и искусства. Знакомство на основе видеосюжетов и интервью с экспертами и специалистами
в области креативной экономике и творческих индустрий. Повышение информированности о
достижениях и перспективах развития креативного сектора экономики, направленных на решение
важнейших задач развития общества и страны. Информирование о творческих профессиях,
современном рынке труда в данной области и смежных отраслей.
Тема 24. Профориентационное занятие «Пробую творческую профессию» (моделирующая онлайнпроба на платформе проекта «Билет в будущее» по профессиям на выбор: дизайнер, продюсер и др.) (1
час)
Профессиональная

проба

как

средство

актуализации

профессионального

самоопределения

обучающихся. Знакомство с ключевыми отраслевыми направлениями экономики Российской
Федерации и решение онлайн-проб (моделирующая профессиональная проба) как практикоориентированных задач с помощью цифровых интерактивных технологий (приложений-симуляторов
16

на платформе проекта «Билет в будущее»: https://bvbinfo.ru/). Формирование представлений о
компетенциях

и

особенностях

профессий,

необходимых

для

осуществления

конкретной

профессиональной деятельности.
Профессиональная проба по профессии в сфере творчества, в рамках которой обучающимся
необходимо пройти последовательность этапов:

–

Знакомство с профессией и профессиональной областью.

–

Постановка задачи и подготовительно-обучающий этап.

–

Практическое выполнение задания.

Завершающий этап (закрепление полученных знаний, получение цифрового доступа)
Тема 25. Профориентационное занятие «Один день в профессии» (часть 1) (учитель, актер, эколог) (1
час)
Формирование познавательного интереса у обучающихся к вопросам

профессионального

самоопределения на основе видеосюжетов с известными для молодежи медийными личностями –
популярными блогерами, артистами, ведущими, которые решили воплотить свои детские мечты. В
формате реалити-шоу на занятии рассматриваются следующие профессии (на выбор): учитель, актер,
эколог.
Тема 26. Профориентационное занятие «Один день в профессии» (часть 2)
(пожарный, ветеринар, повар) (1 час)
Формирование

познавательного

интереса

у

обучающихся

к

вопросам

профессионального

самоопределения на основе видеосюжетов с известными для молодежи медийными личностями –
популярными блогерами, артистами, ведущими, которые решили воплотить свои детские мечты. В
формате реалити-шоу на занятии рассматриваются следующие профессии (на выбор): пожарный,
ветеринар, повар.
Тема 27. Профориентационный сериал проекта «Билет в будущее» (часть 1) (1 час)
Знакомство с профессиями из разных профессиональных отраслей через интервью с реальными
представителями профессий – героями первого профориентационного сериала для школьников.
Формирование познавательного интереса к вопросам профориентации на основе знакомства с личной
историей труда и успеха героев сериала, мотивация и практическая значимость на основе жизненных
историй. Каждая серия знакомит с представителями разных сфер: медицина, IT, медиа, бизнес,
инженерное дело, различные производства, наука и искусство.
В рамках занятия рекомендовано к просмотру и обсуждению 1-4 серии (на выбор), посвященные
следующим профессиям:

1

серия: начальник конструкторского отдела компании «ОДК- Авиадвигатели», владелец

семейной фермы «Российские альпаки», шеф-повар ресторана «Peshi».
17

2

серия: мастер-пожарный специализированной пожарно-спасательной части по тушению

крупных пожаров, второй пилот авиакомпании «Аэрофлот – Российские авиалинии», полицейскийкинолог Отдельного батальона патрульно- постовой службы полиции на метрополитене.

3

серия: инженер-технолог отдела анализа эффективности и сборки автомобилей компании

«Камаз», архитектор и руководитель «Архитектурного бюро Маликова», нейробиолог, начальник
лаборатории нейронаук Курчатовского комплекса НБИКС-природоподобных технологий (НИЦ
«Курчатовский институт»).

4

серия: мастер участка компании «ОДК-Авиадвигатели», скульптор, руководитель Курчатовского

комплекса синхротронно-нейтринных исследований (НИЦ «Курчатовский институт»).
Тема 28. Профориентационный сериал проекта «Билет в будущее» (часть 2)
(1 час)
Знакомство с профессиями из разных профессиональных отраслей через интервью с реальными
представителями профессий – героями первого профориентационного сериала для школьников.
Каждая серия знакомит обучающихся с личной историей труда и успеха, мотивирует и несет в себе
практическую значимость. Каждая серия знакомит с представителями разных сфер: медицина, IT,
медиа, бизнес, инженерное дело, различные производства, наука и искусство.
В рамках занятия рекомендовано к просмотру и обсуждению 5-8 серии (на выбор), посвященные
следующим профессиям:

5

серия: сварщик, методист в Музее оптики, врач ЛФК и спортивной медицины, реабилитолог.

6

серия: врач-педиатр Псковской областной инфекционной больницы, основательница концепт-

стора «Палаты», основатель дома-музея «Этнодом».

7

серия: сыровар на семейном предприятии, оператор ЧПУ в компании «ЛобаевАрмс», учитель

физики, замдиректора школы «Экотех +».

8

серия: краевед, технолог, начальник бюро окончательной сборки изделий машиностроительного

завода «Тонар», травматолог-ортопед, клинический ординатор.
Тема 29. Профориентационное занятие «Пробую профессию в инженерной сфере» (моделирующая
онлайн-проба на платформе проекта «Билет в будущее») (1 час)
Темы 29-33 – серия профориентационных занятий в формате марафона по профессиональным пробам:
решение онлайн-проб (моделирующая профессиональная проба) как практико-ориентированных задач
с помощью цифровых интерактивных технологий (приложений-симуляторов на платформе проекта
«Билет в будущее» https://bvbinfo.ru/), направленных на погружение обучающихся в практикоориентированную среду и знакомство с решением профессиональных задач специалистов из
различных профессиональных сред.
18

Профессиональная проба по профессии в сфере инженерного дела
(инженерии), в рамках которой обучающимся необходимо пройти последовательность этапов:

–

Знакомство с профессией и профессиональной областью.

–

Постановка задачи и подготовительно-обучающий этап.

–

Практическое выполнение задания.

–

Завершающий этап (закрепление полученных знаний, получение цифрового артефакта).

Тема 30. Профориентационное занятие «Пробую профессию в цифровой сфере» (моделирующая
онлайн-проба на платформе проекта «Билет в будущее») (1 час)
Погружение

обучающихся

в

практико-ориентированную

среду

и

знакомство

с

решением

профессиональных задач специалистов из различных профессиональных сред. Профессиональная
проба по профессии в цифровой сфере, в рамках которой обучающимся необходимо пройти
последовательность этапов:

–

Знакомство с профессией и профессиональной областью.

–

Постановка задачи и подготовительно-обучающий этап.

–

Практическое выполнение задания.

–

Завершающий этап (закрепление полученных знаний, получение цифрового артефакта).

Тема

31.

Профориентационное

занятие

«Пробую

профессию

в

сфере

промышленности»

(моделирующая онлайн-проба на платформе проекта «Билет в будущее») (1 час)
Профессиональная

проба

как

средство

актуализации

профессионального

самоопределения

обучающихся. Знакомство с ключевыми отраслевыми направлениями экономики Российской
Федерации и решение онлайн-проб (моделирующая профессиональная проба) как практикоориентированных задач с помощью цифровых интерактивных технологий (приложений-симуляторов
на платформе проекта «Билет в будущее»: https://bvbinfo.ru/). Формирование представлений о
компетенциях

и

особенностях

профессий,

необходимых

для

осуществления

конкретной

профессиональной деятельности.
Профессиональная проба по профессии в сфере промышленности, в рамках которой обучающимся
необходимо пройти последовательность этапов:

–

Знакомство с профессией и профессиональной областью.

–

Постановка задачи и подготовительно-обучающий этап.

–

Практическое выполнение задания.

–

Завершающий этап (закрепление полученных знаний, получение цифрового артефакта).

Тема 32. Профориентационное занятие «Пробую профессию в сфере медицины» (моделирующая
онлайн-проба на платформе проекта «Билет в
19

будущее») (1 час)
Погружение

обучающихся

в

практико-ориентированную

среду

и

знакомство

с

решением

профессиональных задач специалистов из различных профессиональных сред. Профессиональная
проба по профессии в сфере медицины, в рамках которой обучающимся необходимо пройти
последовательность этапов:

–

Знакомство с профессией и профессиональной областью.

–

Постановка задачи и подготовительно-обучающий этап.

–

Практическое выполнение задания.

–

Завершающий этап (закрепление полученных знаний, получение цифрового артефакта).

Тема 33. Профориентационное занятие «Пробую профессию в креативной сфере» (моделирующая
онлайн-проба на платформе проекта «Билет в будущее») (1 час)
Погружение

обучающихся

в

практико-ориентированную

среду

и

знакомство

с

решением

профессиональных задач специалистов из различных профессиональных сред. Профессиональная
проба по профессии в креативной сфере, в рамках которой обучающимся необходимо пройти
последовательность этапов:

–

Знакомство с профессией и профессиональной областью.

–

Постановка задачи и подготовительно-обучающий этап.

–

Практическое выполнение задания.

–

Завершающий этап (закрепление полученных знаний, получение цифрового артефакта).

Тема 34. Профориентационное занятие «Моѐ будущее – Моя страна» (1 час)
Подведение итогов занятий по профориентации с учетом приобретенного опыта по профессиональным
средам, знакомству с рынком труда и отраслями экономики, профессиями и требованиями к ним.
Развитие у обучающихся личностного смысла в приобретении познавательного опыта и интереса к
профессиональной деятельности. Формирование представления о собственных интересах и
возможностях, образа «Я» в будущем. Построение дальнейших шагов
в области профессионального самоопределения.
Тематическое планирование
№

Дата

Классы
участники
Профминимума
(не зарегистрированные в
проекте «Билет в
будущее»)

Классы - участники
Профминимума
(зарегистрированные в проекте
«Билет в будущее»)

Кол-во часов

20

1

2

3

4

5

Тема 1. Вводный урок «Моя Россия — мои горизонты»
(обзор отраслей экономического развития РФ — счастье в
труде)
Тема 2. Тематический профориентационный урок «Открой
своѐ будущее»
(введение в профориентацию)
Тема
3. Тема
3.
Профориентационная
Профориентационная
диагностика № 1
диагностика
№
1
«Мои
«Мой профиль» и разбор
профсреды»
и
разбор
результатов
результатов

1

Тема 4. Профориентационное занятие «Система образования
России»
(дополнительное
образование,
уровни
профессионального
образования, стратегии поступления)
Тема 5. Профориентационное занятие «Пробую профессию в
сфере науки и образования» (моделирующая онлайн-проба на
платформе проекта «Билетв будущее» по профессии учителя,
приуроченная к Году педагога и наставника)

1

6

Тема
6.
Профориентационное занятие
«Россия в деле»
(часть 1)
(на
выбор:
импортозамещение,
авиастроение, судовождение,
судостроение, лесная
промышленность)

Тема
6.
Профориентационная
диагностика №
2
«Мои ориентиры» и разбор
результатов

7

Тема 7. Профориентационное занятие «Россия промышленная:
узнаю достижения страны в сфере
промышленности и производства»
(тяжелая промышленность, добыча и переработка сырья)

1

1

1

1

1

21

8

Тема 8. Профориентационное занятие «Пробую профессию в
сфере промышленности»
(моделирующая онлайн-проба на платформе проекта «Билет в
будущее» по профессиям на выбор: металлург, специалист по
аддитивным технологиям и др.)

14

Тема 14.
Профориентационное
занятие
1
«Государственное управление и общественная безопасность»
(федеральная
государственная,
военная
и
правоохранительная службы, особенности работы и профессии в
этих службах)
Тема 15. Профориентационное занятие «Пробую профессию в
сфере управления и безопасности» (моделирующая онлайнпроба на платформе проекта «Билет в будущее» по профессиям
на выбор: специалист по кибербезопасности, юрист и др.)

15

1

1

16

Тема 16. Профориентационное занятие-рефлексия «Моѐ будущее
— моя страна»

1

17

Тема 17. Профориентационное занятие «Россия
плодородная:узнаю о достижениях агропромышленного
комплекса страны»
(агропромышленный комплекс)

1

18

Тема 18. Профориентационное занятие «Пробую профессию в
аграрной сфере»
(моделирующая
онлайн-проба
на
платформе
проекта «Билет в будущее» по профессиям на выбор: агроном,
зоотехник и др.)

1

19

Тема 19. Профориентационное занятие «Россия здоровая: узнаю
достижения страны в области медицины и здравоохранения»
(сфера
здравоохранения, фармацевтика и
биотехнологии)

1

22

20

Тема 20. Профориентационное занятие «Пробую профессию в
области медицины»
(моделирующая онлайн-проба на платформе проекта «Билет в
будущее» по профессиям на выбор: врач телемедицины,
биотехнолог и др.)

1

21

Тема 21. Профориентационное занятие «Россия добрая: узнаю о
профессиях на благо общества» (сфера социального развития,
туризма и
гостеприимства)

1

22

Тема 22. Профориентационное занятие «Пробую профессию на
благо общества»
(моделирующая онлайн-проба на платформе проекта «Билет в
будущее» по профессиям на выбор: менеджер по
туризму,
организатор благотворительных мероприятий и др.)
Тема 23. Профориентационное занятие «Россия креативная:
узнаю творческие профессии»
(сфера культуры и искусства)

1

24

Тема 24. Профориентационное занятие «Пробую творческую
профессию»
(моделирующая
онлайн-проба на платформе проекта «Билет
в будущее» по профессиям на выбор: дизайнер, продюсер и др.)

1

25

Тема 25. Профориентационное занятие «Одиндень в профессии»
(часть 1)
(учитель, актер, эколог)
Тема 26. Профориентационное занятие «Один день в профессии»
(часть 2)
(пожарный, ветеринар, повар)

1

27

Тема 27. Профориентационный сериал проекта
«Билет в будущее» (часть 1)

1

28

Тема 28. Профориентационный сериал проекта
«Билет в будущее» (часть 2)

1

29

Тема 29. Профориентационное занятие «Пробую профессию в
инженерной сфере»
(моделирующая
онлайн-проба на
платформе
проекта «Билет в будущее»)

1

23

26

1

1

23

30

Тема 30. Профориентационное занятие «Пробую профессию в
цифровой сфере»
(моделирующая
онлайн-проба на
платформе
проекта «Билет в будущее»)

1

31

Тема 31. Профориентационное занятие «Пробую профессию в
сфере промышленности»
(моделирующая
онлайн-проба на
платформе
проекта «Билет в будущее»)

1

32

Тема 32. Профориентационное занятие «Пробую профессию в
сфере медицины»
(моделирующая
онлайн-проба на
платформе
проекта «Билет в будущее»)

1

33

Тема 33. Профориентационное занятие «Пробую профессию в
креативной сфере»
(моделирующая
онлайн-проба на
платформе
проекта «Билет в будущее»)

1

34

Тема 34. Профориентационное занятие «Моѐ будущее — моя
страна»

1

24


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».