Рабочая программа курса внеурочной деятельности
«Культурный рюкзак»
(5 класс)
2024-2025 учебный год
Пояснительная записка
Программа внеурочной деятельности «Культурный рюкзак» разработана в соответствии с:
−
Федеральным законом от 29.12.2012 № 273 «Об образовании в Российской Федерации»;
−
Приказа Минпросвещения от 31.05.2021 № 286 «Об утверждении федерального
государственного образовательного стандарта начального общего образования»;
−
Методических рекомендаций по уточнению понятия и содержания внеурочной
деятельности в рамках реализации основных общеобразовательных программ, в том числе в
части проектной деятельности, направленных письмом Минобрнауки от 18.08.2017 № 09-1672;
−
Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года,
утвержденной распоряжением Правительства от 29.05.2015 № 996-р; СП 2.4.3648-20;
−
на основе социально-образовательного проекта «Культурный рюкзак» (совместный
проект министерства культуры и министерства образования и науки Архангельской области).
Проект призван повысить роль культуры и искусства в сфере просвещения и образования детей
Архангельской области. Его основная задача – организация коллективного посещения
школьниками театров, музеев, концертных организаций и других учреждений культуры,
приобщение к культурному наследию региона, стимулирование младших школьников к чтению
книг.
Данный курс обеспечивает постепенное, поэтапное приобщение младших школьников к
культуре родного края, богатого самобытной культурой, историей, традициями, предполагает
организацию взаимодействия образовательной организации с учреждениями культуры,
усиление сотрудничества школы с семьёй обучающихся.
Программа реализуется в рамках общекультурного направления развития личности плана
внеурочной деятельности ОО.
Цель программы: развитие у учащихся интереса к культурным ценностям, расширение их
кругозора и формирование активной гражданской позиции через погружение в мир искусства,
истории и культуры.
Задачи:
1. Формирование знаний и представлений о родном крае, любви к своей малой Родине,
развитие познавательного интереса к изучению истории и культуры родного края, воспитание
чувства патриотизма.
2. Формирование основ нравственной, эстетической, духовной, экологической культуры
обучающегося.
3. Создавать и обеспечивать необходимые условия для личностного развития обучающихся;
4. Расширить кругозор обучающихся: познакомить с культурными объектами города, их
назначением;
5. Содействовать развитию интереса к различным видам театрального искусства;
6. Способствовать социализации и адаптации, обучающихся к жизни в обществе.
7. Вовлечение обучающихся в творческую, поисково-исследовательскую и краеведческую
деятельность.
Взаимодействие с рабочей программой воспитания:
Рабочая программа воспитания включает в себя различные направления деятельности, такие
как духовно-нравственное воспитание, гражданско-патриотическое воспитание, экологическое
воспитание и др. Программа «Культурный рюкзак» органично дополняет эти направления,
предоставляя учащимся практический опыт взаимодействия с культурой.
- Духовно-нравственное направление: посещение выставок религиозной живописи, концертов
духовной музыки, обсуждение нравственных вопросов, поднимаемых в произведениях
искусства.
- Гражданско-патриотическое направление: экскурсии по историческим местам, посещение
музеев военной славы, знакомство с творчеством классиков русской литературы и искусства.
- Экологическое направление: организация походов в природные заповедники, участие в
экологических акциях, связанных с сохранением культурного наследия.
Таким образом, программа «Культурный рюкзак» является важным инструментом реализации
целей рабочей программы воспитания, обеспечивая комплексное развитие личности ученика
через взаимодействие с культурным пространством.
Программа предназначена для занятий с детьми 11-12 лет.
Продолжительность занятий: занятия проходят 1 раз в неделю, общее количество занятий в год
– 34 часа.
Содержание программы
(5 класс).
Раздел 1 (9 часов).
«Не пора ли на урок?» литературный час.
«Угадай-ка» игровая программа.
«Оберегатель Севера» экскурсия.
«Мастер серебристых тонов».
«Цветочек на счастье»: литературная игра по творчеству С. Аксакова.
Посещение драматического театра, спектакль «Аленький цветочек».
«Путешествие к органу».
«Поморская быль».
«Экология Поморья» познавательный час.
Раздел 2 (7 часов).
Посещение драматического театра, спектакль «Рикки – Тикки – Тави».
«Великий сын России» игровая программа, посвящённая М.В. Ломоносову.
«Любимая мамина чашка»: литературная игра по книге А.Гайдара «Голубая чашка».
«Сказки в избе» (балканские сказки).
«Поморская быль».
«Новогодние истории» познавательная игра.
«Новый год в стране POPIT» развлекательная программа.
Раздел 3 (9 часов).
«Сказка о белом золоте».
«В гостях у бурундучка Полосатика».
«Поморская быль».
«Морское ориентирование» квест.
Детский
фестиваль-конкурс
художественного
слова
Международному дню родного языка.
Посещение театра драмы «Сказка о царе Салтане».
Познавательная программа «Арктика – Земли макушка».
«Арктика глазами художника» экскурсия.
Экскурсия по макету «Старая Соломбала».
4 раздел (9 часов).
«Сорока-Белобока»,
посвященный
«Тайна мыльных пузырей!
«Дорога в космос»: познавательный час.
«Поморская быль».
Интерактивная программа «Георгиевская лента: история и память».
«Дорогами войны» познавательная игра.
«Удивительный мир минералов».
«Поморская быль».
«Посещение театра драмы.
«Тайны закулисья» экскурсия.
Планируемые результаты
Личностные результаты
1.
Формирование уважительного отношения к культурному наследию России. Учащиеся
должны осознавать значимость культурного наследия для общества, проявлять уважение к
традициям и достижениям различных народов нашей страны.
2.
Развитие эмоциональной отзывчивости и эстетического вкуса. Ученики учатся
воспринимать произведения искусства, понимать их смысл и ценность, выражать свои
впечатления и эмоции.
3.
Воспитание патриотизма и чувства гордости за свою страну. Через знакомство с
культурными памятниками и произведениями искусства учащиеся начинают лучше понимать
историю своей Родины, её вклад в мировую культуру.
4.
Стремление к саморазвитию и самовыражению. Участие в программе стимулирует
желание учащихся самостоятельно изучать искусство, посещать музеи, театры, выставки и
делиться своими впечатлениями с окружающими.
Метапредметные результаты
1.
Умение работать с информацией. Учащимся предоставляется возможность развивать
навыки поиска, анализа и систематизации информации о культурных объектах и событиях, а
также умение использовать различные источники знаний.
2.
Развитее коммуникативных умений. В ходе участия в коллективных обсуждениях,
экскурсиях и других мероприятиях программы ученики учатся выражать своё мнение,
аргументированно отстаивать свою точку зрения, слушать и уважать мнения других.
3.
Навыки планирования и организации времени. Участвуя в подготовке мероприятий,
посещении музеев и театров, школьники учатся планировать свой день, рационально
распределять время между учебой и культурной деятельностью.
4.
Творческое
мышление
и
воображение.
Программа
способствует
развитию
креативного подхода к решению задач, стимулирует фантазию и нестандартный взгляд на
привычные вещи.
Предметные результаты
1.
Знание основных произведений искусства и культуры. Учащиеся знакомятся с
шедеврами мировой и отечественной литературы, живописи, музыки, архитектуры, театра и
кино. Они узнают имена выдающихся деятелей культуры, их биографии и вклад в развитие
искусства.
2.
Понимание исторических процессов и культурных связей. Школьники получают
представление об историческом контексте создания тех или иных произведений искусства, о
влиянии социальных, политических и экономических факторов на развитие культуры.
3.
Овладение навыками восприятия и интерпретации художественных произведений.
Учащиеся учатся анализировать художественные образы, понимать символику и аллегории,
видеть скрытые смыслы и идеи авторов.
4.
Практическое
участие
в
культурной
жизни
школы
и
города.
Программа
предусматривает активное вовлечение школьников в организацию и проведение культурномассовых мероприятий, выставок, концертов, фестивалей, что позволяет им применять
полученные знания на практике.
Тематическое планирование
5 класс
№
Тема
Количество
часов
1.
Раздел 1
«Не пора ли на урок?» литературный час
1
2.
«Угадай-ка» игровая программа
1
3.
«Оберегатель Севера» экскурсия
1
4.
«Мастер серебристых тонов»
1
5.
«Цветочек на счастье»: литературная игра по творчеству С. Аксакова
1
6.
Посещение драматического театра, спектакль «Аленький цветочек»
1
7.
«Путешествие к органу»
1
8.
«Поморская быль»
1
9.
«Экология Поморья» познавательный час
1
Раздел 2
10.
Посещение драматического театра, спектакль «Рикки – Тикки – Тави»
1
11.
«Великий сын России» игровая программа, посвящённая
1
М.В. Ломоносову
12.
«Любимая мамина чашка»: литературная игра по книге А.Гайдара
1
«Голубая чашка»
13.
«Сказки в избе» (балканские сказки)
1
14.
«Поморская быль»
1
15.
«Новогодние истории» познавательная игра
1
16.
«Новый год в стране POPIT» развлекательная программа
1
Раздел 3
17.
«Сказка о белом золоте»
1
18.
«В гостях у бурундучка Полосатика»
1
19.
«Поморская быль»
1
20.
«Морское ориентирование» квест
1
21.
Детский фестиваль-конкурс художественного слова «Сорока-Белобока»,
1
посвященный Международному дню родного языка
22.
Посещение театра драмы «Сказка о царе Салтане»
1
23.
Познавательная программа «Арктика – Земли макушка»
1
24.
«Арктика глазами художника» экскурсия
1
25.
Экскурсия по макету «Старая Соломбала»
1
Раздел 4
26.
«Тайна мыльных пузырей!
1
27.
«Дорога в космос»: познавательный час
1
28.
«Поморская быль»
1
29.
Интерактивная программа «Георгиевская лента: история и память»
1
30.
«Дорогами войны» познавательная игра
1
31.
«Удивительный мир минералов»
1
32.
«Поморская быль»
1
33.
«Посещение театра драмы
1
34.
«Тайны закулисья» экскурсия
1