РП Культурный рюкзак 5 кл.

Рабочая программа курса внеурочной деятельности
«Культурный рюкзак»
(5 класс)
2024-2025 учебный год
Пояснительная записка
Программа внеурочной деятельности «Культурный рюкзак» разработана в соответствии с:
−

Федеральным законом от 29.12.2012 № 273 «Об образовании в Российской Федерации»;

−

Приказа Минпросвещения от 31.05.2021 № 286 «Об утверждении федерального

государственного образовательного стандарта начального общего образования»;
−

Методических рекомендаций по уточнению понятия и содержания внеурочной

деятельности в рамках реализации основных общеобразовательных программ, в том числе в
части проектной деятельности, направленных письмом Минобрнауки от 18.08.2017 № 09-1672;
−

Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года,

утвержденной распоряжением Правительства от 29.05.2015 № 996-р; СП 2.4.3648-20;
−

на основе социально-образовательного проекта «Культурный рюкзак» (совместный

проект министерства культуры и министерства образования и науки Архангельской области).
Проект призван повысить роль культуры и искусства в сфере просвещения и образования детей
Архангельской области. Его основная задача – организация коллективного посещения
школьниками театров, музеев, концертных организаций и других учреждений культуры,
приобщение к культурному наследию региона, стимулирование младших школьников к чтению
книг.
Данный курс обеспечивает постепенное, поэтапное приобщение младших школьников к
культуре родного края, богатого самобытной культурой, историей, традициями, предполагает
организацию взаимодействия образовательной организации с учреждениями культуры,
усиление сотрудничества школы с семьёй обучающихся.
Программа реализуется в рамках общекультурного направления развития личности плана
внеурочной деятельности ОО.
Цель программы: развитие у учащихся интереса к культурным ценностям, расширение их
кругозора и формирование активной гражданской позиции через погружение в мир искусства,
истории и культуры.
Задачи:

1. Формирование знаний и представлений о родном крае, любви к своей малой Родине,
развитие познавательного интереса к изучению истории и культуры родного края, воспитание
чувства патриотизма.
2. Формирование основ нравственной, эстетической, духовной, экологической культуры
обучающегося.
3. Создавать и обеспечивать необходимые условия для личностного развития обучающихся;
4. Расширить кругозор обучающихся: познакомить с культурными объектами города, их
назначением;
5. Содействовать развитию интереса к различным видам театрального искусства;
6. Способствовать социализации и адаптации, обучающихся к жизни в обществе.
7. Вовлечение обучающихся в творческую, поисково-исследовательскую и краеведческую
деятельность.
Взаимодействие с рабочей программой воспитания:
Рабочая программа воспитания включает в себя различные направления деятельности, такие
как духовно-нравственное воспитание, гражданско-патриотическое воспитание, экологическое
воспитание и др. Программа «Культурный рюкзак» органично дополняет эти направления,
предоставляя учащимся практический опыт взаимодействия с культурой.
- Духовно-нравственное направление: посещение выставок религиозной живописи, концертов
духовной музыки, обсуждение нравственных вопросов, поднимаемых в произведениях
искусства.
- Гражданско-патриотическое направление: экскурсии по историческим местам, посещение
музеев военной славы, знакомство с творчеством классиков русской литературы и искусства.
- Экологическое направление: организация походов в природные заповедники, участие в
экологических акциях, связанных с сохранением культурного наследия.
Таким образом, программа «Культурный рюкзак» является важным инструментом реализации
целей рабочей программы воспитания, обеспечивая комплексное развитие личности ученика
через взаимодействие с культурным пространством.
Программа предназначена для занятий с детьми 11-12 лет.
Продолжительность занятий: занятия проходят 1 раз в неделю, общее количество занятий в год
– 34 часа.
Содержание программы
(5 класс).
Раздел 1 (9 часов).
«Не пора ли на урок?» литературный час.
«Угадай-ка» игровая программа.

«Оберегатель Севера» экскурсия.
«Мастер серебристых тонов».
«Цветочек на счастье»: литературная игра по творчеству С. Аксакова.
Посещение драматического театра, спектакль «Аленький цветочек».
«Путешествие к органу».
«Поморская быль».
«Экология Поморья» познавательный час.
Раздел 2 (7 часов).
Посещение драматического театра, спектакль «Рикки – Тикки – Тави».
«Великий сын России» игровая программа, посвящённая М.В. Ломоносову.
«Любимая мамина чашка»: литературная игра по книге А.Гайдара «Голубая чашка».
«Сказки в избе» (балканские сказки).
«Поморская быль».
«Новогодние истории» познавательная игра.
«Новый год в стране POPIT» развлекательная программа.
Раздел 3 (9 часов).
«Сказка о белом золоте».
«В гостях у бурундучка Полосатика».
«Поморская быль».
«Морское ориентирование» квест.
Детский

фестиваль-конкурс

художественного

слова

Международному дню родного языка.
Посещение театра драмы «Сказка о царе Салтане».
Познавательная программа «Арктика – Земли макушка».
«Арктика глазами художника» экскурсия.
Экскурсия по макету «Старая Соломбала».
4 раздел (9 часов).

«Сорока-Белобока»,

посвященный

«Тайна мыльных пузырей!
«Дорога в космос»: познавательный час.
«Поморская быль».
Интерактивная программа «Георгиевская лента: история и память».
«Дорогами войны» познавательная игра.
«Удивительный мир минералов».
«Поморская быль».
«Посещение театра драмы.
«Тайны закулисья» экскурсия.
Планируемые результаты
Личностные результаты
1.

Формирование уважительного отношения к культурному наследию России. Учащиеся

должны осознавать значимость культурного наследия для общества, проявлять уважение к
традициям и достижениям различных народов нашей страны.
2.

Развитие эмоциональной отзывчивости и эстетического вкуса. Ученики учатся

воспринимать произведения искусства, понимать их смысл и ценность, выражать свои
впечатления и эмоции.
3.

Воспитание патриотизма и чувства гордости за свою страну. Через знакомство с

культурными памятниками и произведениями искусства учащиеся начинают лучше понимать
историю своей Родины, её вклад в мировую культуру.
4.

Стремление к саморазвитию и самовыражению. Участие в программе стимулирует

желание учащихся самостоятельно изучать искусство, посещать музеи, театры, выставки и
делиться своими впечатлениями с окружающими.
Метапредметные результаты
1.

Умение работать с информацией. Учащимся предоставляется возможность развивать

навыки поиска, анализа и систематизации информации о культурных объектах и событиях, а
также умение использовать различные источники знаний.
2.

Развитее коммуникативных умений. В ходе участия в коллективных обсуждениях,

экскурсиях и других мероприятиях программы ученики учатся выражать своё мнение,
аргументированно отстаивать свою точку зрения, слушать и уважать мнения других.
3.

Навыки планирования и организации времени. Участвуя в подготовке мероприятий,

посещении музеев и театров, школьники учатся планировать свой день, рационально
распределять время между учебой и культурной деятельностью.
4.

Творческое

мышление

и

воображение.

Программа

способствует

развитию

креативного подхода к решению задач, стимулирует фантазию и нестандартный взгляд на

привычные вещи.
Предметные результаты
1.

Знание основных произведений искусства и культуры. Учащиеся знакомятся с

шедеврами мировой и отечественной литературы, живописи, музыки, архитектуры, театра и
кино. Они узнают имена выдающихся деятелей культуры, их биографии и вклад в развитие
искусства.
2.

Понимание исторических процессов и культурных связей. Школьники получают

представление об историческом контексте создания тех или иных произведений искусства, о
влиянии социальных, политических и экономических факторов на развитие культуры.
3.

Овладение навыками восприятия и интерпретации художественных произведений.

Учащиеся учатся анализировать художественные образы, понимать символику и аллегории,
видеть скрытые смыслы и идеи авторов.
4.

Практическое

участие

в

культурной

жизни

школы

и

города.

Программа

предусматривает активное вовлечение школьников в организацию и проведение культурномассовых мероприятий, выставок, концертов, фестивалей, что позволяет им применять
полученные знания на практике.
Тематическое планирование
5 класс
№

Тема

Количество
часов

1.

Раздел 1
«Не пора ли на урок?» литературный час

1

2.

«Угадай-ка» игровая программа

1

3.

«Оберегатель Севера» экскурсия

1

4.

«Мастер серебристых тонов»

1

5.

«Цветочек на счастье»: литературная игра по творчеству С. Аксакова

1

6.

Посещение драматического театра, спектакль «Аленький цветочек»

1

7.

«Путешествие к органу»

1

8.

«Поморская быль»

1

9.

«Экология Поморья» познавательный час

1

Раздел 2
10.

Посещение драматического театра, спектакль «Рикки – Тикки – Тави»

1

11.

«Великий сын России» игровая программа, посвящённая

1

М.В. Ломоносову
12.

«Любимая мамина чашка»: литературная игра по книге А.Гайдара

1

«Голубая чашка»
13.

«Сказки в избе» (балканские сказки)

1

14.

«Поморская быль»

1

15.

«Новогодние истории» познавательная игра

1

16.

«Новый год в стране POPIT» развлекательная программа

1

Раздел 3
17.

«Сказка о белом золоте»

1

18.

«В гостях у бурундучка Полосатика»

1

19.

«Поморская быль»

1

20.

«Морское ориентирование» квест

1

21.

Детский фестиваль-конкурс художественного слова «Сорока-Белобока»,

1

посвященный Международному дню родного языка
22.

Посещение театра драмы «Сказка о царе Салтане»

1

23.

Познавательная программа «Арктика – Земли макушка»

1

24.

«Арктика глазами художника» экскурсия

1

25.

Экскурсия по макету «Старая Соломбала»

1

Раздел 4
26.

«Тайна мыльных пузырей!

1

27.

«Дорога в космос»: познавательный час

1

28.

«Поморская быль»

1

29.

Интерактивная программа «Георгиевская лента: история и память»

1

30.

«Дорогами войны» познавательная игра

1

31.

«Удивительный мир минералов»

1

32.

«Поморская быль»

1

33.

«Посещение театра драмы

1

34.

«Тайны закулисья» экскурсия

1


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».