Рабочая программа курса внеурочной деятельности
«Финансовая грамотность» (5-7 класс)
2024-2025 учебный год
Пояснительная записка.
Общая характеристика, актуальность.
Программа курса внеурочной деятельности «Финансовая грамотность» соответствует
современным принципам обучения: доступности, преемственности, индивидуальности,
результативности. Курс «Финансовая грамотность» пропедевтический и является частью
школьной программы сквозного экономического образования. Преподавание курса
основывается на интерактивных формах работы учеников, моделировании различных
простейших экономических ситуаций и выполнении творческих заданий. Поэтому, имея
социально-экономическую направленность, данная программа создает условия для
развития не только экономического мышления, но и творческих способностей детей с
учетом их возможностей и мотивации. Полученные детьми знания позволят включиться в
экономическую жизнь семьи и школы. На начальной стадии обучения важно с помощью
игр, решения простейших задач с экономическим содержанием, разбора социальноэкономических ситуаций, экскурсий по городу, на предприятия, магазины, торговые
центры вводить детей в мир экономических понятий и категорий. Это позволит
сформировать представление о богатстве, воплощенном не только в денежном
выражении, но и в сокровищах природы, искусства, результатах труда людей. Школьники
начинают осознавать зависимость благосостояния общества и человека от качества труда.
Актуальность и ценность данной программы в том, что она направлена на развитие
способностей обучающихся в области финансов, повышает мотивацию к учебному
процессу, расширяет круг интересов обучающихся и их кругозор. Обучение финансовой
грамотности целесообразно начинать на начальных ступенях образовательной системы.
Чем раньше дети узнают о роли денег в частной, семейной и общественной жизни, тем
раньше могут быть сформированы полезные финансовые привычки. Формирование
полезных привычек в сфере финансов, начиная с раннего возраста, поможет избежать
многих ошибок по мере взросления, направлено на приобретение финансовой
самостоятельности, а также заложит основу финансовой безопасности и благополучия на
протяжении жизни.
Цель, задачи курса.
− развитие основ экономического образа мышления;
− воспитание ответственного и грамотного финансового поведения;
− развитие учебно-познавательного интереса в области экономических отношений в
семье;
− формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения
элементарных вопросов в сфере финансовых отношений в семье, а также при выполнении
учебно-исследовательской и проектной деятельности.
Взаимосвязь с федеральной рабочей программой воспитания
Программа курса разработана с учетом рекомендаций федеральной рабочей программы
воспитания,
предполагает
объединение
учебной
и
воспитательной
деятельности
педагогов, нацелена на достижение всех основных групп образовательных результатов –
личностных, метапредметных, предметных.
Это проявляется:
− в выделении в цели программы ценностных приоритетов;
− в приоритете личностных результатов реализации программы внеурочной деятельности,
нашедших своё отражение и конкретизацию;
− в рабочей программе воспитания;
− в интерактивных формах занятий, обеспечивающих вовлеченность обучающихся в
совместную с педагогом и сверстниками деятельность.
Внеурочные занятия входят в общую систему воспитательной работы образовательной
организации, поэтому тематика и содержание должны обеспечить реализацию их
назначения: стремиться узнавать что-то новое, проявлять любознательность, ценить
знания.
Содержание учебного курса
5 класс
Раздел 1. Деньги.
Люди обмениваются товарами и услугами. Прямой обмен неудобен из-за несовпадения
интересов и определения ценности. Товарные деньги обслуживают обмен, но имеют
собственную ценность. Драгоценные металлы и монеты из них являются товарными
деньгами. Металлические монеты сложно изготавливать и опасно перевозить. Бумажные
деньги являются символическими деньгами. Безналичные деньги представляют собой
информацию. Денежной системой страны управляет центральный банк. Основные
понятия Деньги. Обмен. Товарные деньги. Символические деньги. Драгоценные металлы.
Монеты. Купюры. Наличные деньги. Безналичные деньги. Гознак. Центральный банк.
Банки. Фальшивые деньги.
Раздел 2. Семейный бюджет
Доходами семьи являются: заработная плата, доходы от владения собственностью,
социальные выплаты и заѐмные средства. Размер заработной платы зависит от
образования, профессии, квалификации. Владение недвижимостью (квартирой, домом,
гаражом, участком земли) может приносить арендную плату. Деньги, положенные в банк,
приносят проценты. Владельцы акций могут получать дивиденды. Предприниматель
получает прибыль. Государство выплачивает пенсии, стипендии, пособия. Банки
предоставляют кредиты. Семьи тратят деньги на товары и услуги. Расходы можно
разделить на три группы: обязательные, желательные и лишние. Коммунальные услуги
должны оплачиваться ежемесячно. На крупные покупки деньги можно накопить или
занять. Долги надо отдавать в назначенный срок. В разных магазинах цены на одни и те
же товары различаются. Расходы можно сократить, выбрав магазин с более низкими
ценами или воспользовавшись скидками. Доходы и расходы следует планировать. План
доходов и расходов называется бюджетом. Превышение доходов над расходами позволяет
делать сбережения. Сбережения обычно хранятся в банке. Превышение расходов над
доходами сокращает сбережения или приводит к образованию долгов. Основные понятия
Кредит. Проценты по кредиту. Долги. Сбережения. Вклады. Проценты по вкладам.
Особые жизненные ситуации и как с ними справиться Экономические последствия
непредвиденных событий: болезней, аварий, природных катаклизмов. Расходы, связанные
с рождением детей. Страхование имущества, здоровья, жизни. Принципы работы
страховой компании.
Раздел 3. Риски потери денег и имущества и как человек может от этого защититься
Решение практических задач «Особые жизненные ситуации и как с ними справиться».
Дискуссия «Экономические последствия непредвиденных событий: болезней, аварий,
природных катаклизмов». Решение логических задач «Страхование». Познавательная
беседа «Страховая компания. Страховой полис». Творческая работа «Страхование
имущества, здоровья, жизни». Практическая работа «Принципы работы страховой
компании».
Раздел 4. Семья и государство: как они взаимодействуют
Мини-исследование «Налоги». Аналитическая работа «Виды налогов». Познавательная
беседа «Социальные пособия». Решение экономических задач «Социальные выплаты».
Проект «Государство – это мы».
Раздел 5. Финансовый бизнес: чем он может помочь семье
Решение проблемной ситуации «Как спасти деньги от инфляции». Творческое задание
«Банковские услуги». Практическая работа «Вклады (депозиты)». Деловая игра «Кредит.
Залог». Составление бизнес-плана «Собственный бизнес». Ролевая игра «Возможности
работы по найму и собственного бизнеса». Сюжетно-ролевая игра «Примеры бизнеса,
которым занимаются подростки». Разработка бизнес-плана. Решение логических задач
«Валюта в современном мире». Познавательная беседа «Валюта разных стран». Минипроект «Благотворительность». Проект «Личный финансовый план». Раздел 6. Обобщение
и закрепление изученного материала Конференция по курсу «Финансовая грамотность».
6 класс
Раздел 1. Основная проблема экономики
Понятие и параметры выбора. Решение экономических задач «Альтернативная
стоимость». Раздел 2. Без чего не может обойтись рынок
Частная собственность. Конкуренция.
Раздел 3. Формы организации бизнеса Единоличное владение.
Товарищество (ТО и ТОО). Акционерное общество. Организация фирмы.
Раздел 4. Знакомство с бизнес-планом
Знакомство с бизнес-планом. Решение практических задач «Организация фирмы».
Решение экономических задач «Составление бизнес-плана». Реклама. Работа фирмы.
Решение экономических задач «Распродажа продукции. Подсчет прибыли».
Раздел 5. Ты – потребитель
Права потребителя. Как и где потребитель может защитить свои права. Знакомство со
штрих – кодами.
Раздел 6. Законы спроса и предложения
Закон спроса. Кривая спроса. Закон предложения. Кривая предложения.
Раздел 7. Рыночное равновесие
Рыночное равновесие. Дефицит и избыток на рынке.
Раздел 8. Возникновение банков
Банковские услуги: кредит, депозит. Заем, виды займов.
Раздел 9. Потребитель финансовых услуг
Работа банка. Я хочу взять кредит.
Раздел 10. Профессии банковской сферы
Знакомство с профессиями банковской сферы. Значение работы банков для потребителей.
Раздел 11. Практическая деятельность
Деловая игра. Практическая работа по курсу «Финансовая грамотность».
7 класс
1. Доходы и расходы семьи
Семейный бюджет. Доходы семейного бюджета. Виды доходов семейного бюджета.
Источники доходов семейного бюджета. Расходы семейного бюджета. Виды расходов
семейного бюджета. Сбережения. Дорогие покупки. Контроль расходов. Личное
финансовое планирование. Личный бюджет.
2. Риски потери денег и имущества
Особые жизненные ситуации и как с ними справиться. Экономические последствия
непредвиденных событий: болезней, аварий, природных катаклизмов. Расходы, связанные
с рождением детей. Страхование имущества, здоровья, жизни. Принципы работы
страховой компании. Вклады, сбережения, инвестиции.
3. Семья и государство: как они взаимодействуют
Познавательная беседа «Налоги. Виды налогов»; Мини-исследование «Налоги в моей
семье». Познавательная беседа «Социальные выплаты». Мини-исследование «Социальные
пособия в моей семье». Проект «Государство – это мы».
4. Финансовый бизнес: чем он может помочь семье
Познавательная беседа «Банки. Виды банков. Банковские услуги»; Практикум «Вклады
(депозиты)». Практикум «Кредит». Деловая игра «Сохранение вашего богатства»; Миниисследование «Профессии банковской сферы». Мини-исследование «Банковская карта:
плюсы
и
минусы»;
Дискуссия
«Значение
работы
банков
для
потребителей»;
Интерактивная беседа «Собственный бизнес»; Мозговой штурм «Примеры бизнеса,
которым занимаются подростки». Практикум «Разработка бизнес-плана». Познавательная
беседа «Валюта разных стран». Дискуссия «Благотворительность. Кому нужна
благотворительность». Проект «Личный финансовый план».
5. Что такое финансовая грамотность
Защита проектов по курсу «Финансовая грамотность».
Планируемые результаты освоения учебного курса
Личностные результаты отражают:
1) российскую гражданскую идентичность, патриотизм, уважение к своему народу,
чувства ответственности перед Родиной;
2) гражданскую позицию как активного и ответственного члена российского общества,
осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и
правопорядок;
3) сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с
общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества;
4) толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность
вести диалог с другими людьми, достигать в нѐм взаимопонимания, находить общие цели
и сотрудничать для их достижения;
5) навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в
образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других
видах деятельности;
6) готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении
всей жизни;
7) бюджетная грамотность позволит человеку не зависеть от обстоятельств, от воли
других людей, системы.
Метапредметные результаты:
Познавательные:
- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
- использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа, организации,
передачи и интерпретации информации; поиск информации в газетах, журналах, на
интернет-сайтах и проведение простых опросов и интервью;
- формирование умений представлять информацию в зависимости от поставленных задач
в виде таблицы, схемы, графика, диаграммы;
- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения,
классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения
рассуждений, отнесения к известным понятиям;
- овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями.
Регулятивные:
- понимание цели своих действий;
- планирование действия с помощью учителя и самостоятельно;
- проявление познавательной и творческой инициативы;
- оценка правильности выполнения действий; самооценка и взаимооценка;
- адекватное восприятие предложений товарищей, учителей, родителей.
Коммуникативные:
- составление текстов в устной и письменной формах;
- готовность слушать собеседника и вести диалог;
- готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права
каждого иметь свою;
- умение излагать своѐ мнение, аргументировать свою точку зрения и давать оценку
событий;
- определение общей цели и путей еѐ достижения; умение договариваться о
распределении функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный
контроль в совместной деятельности,
- адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Предметные результаты:
- понимание основных принципов экономической жизни общества: представление о роли
денег в семье и обществе, о причинах и последствиях изменения доходов и расходов
семьи, о роли государства в экономике семьи;
- понимание и правильное использование экономических терминов;
- освоение приѐмов работы с экономической информацией, еѐ осмысление; проведение
простых финансовых расчѐтов;
- приобретение знаний и опыта применения полученных знаний и умений для решения
типичных задач в области семейной экономики: знание источников доходов и
направлений расходов семьи и умение составлять простой семейный бюджет; знание
направлений инвестирования и способов сравнения результатов на простых примерах;
- развитие способностей учащихся делать необходимые выводы и давать обоснованные
оценки экономических ситуаций, определение элементарных проблем в области семейных
финансов и нахождение путей их решения;
- развитие кругозора в области экономической жизни общества и формирование
познавательного интереса к изучению общественных дисциплин.
Тематическое планирование
№
Название раздела
п/п
Кол-во
Контроль
Электронные
часов
реализации
ресурсы
образовательные
программы
5 класс
1
Деньги
5
Практическое
http://www.7budget.ru
занятие - 1
2
Семейный бюджет
9
Практическое
http://www.dostatok.ru
занятие - 1
3
Риски потери денег 5
Практическое
и имущества и как
занятие - 1
http://финграмотностьвшколе.рф/
человек может от
этого защититься
4
Семья
государство:
и 7
как
Практическое
занятие - 1
они
взаимодействуют
5
Финансовый
6
Практическое
http://www.dostatok.ru
бизнес:
чем
может
он
занятие - 1
помочь
семье
6
Обобщение
и 2
закрепление
Практическое
занятие - 1
изученного
материала
Итого
34
6 класс
1
2
Основная проблема 3
Практическая
экономики
работа
Без чего не может 2
-
http://финграмотностьвшколе.рф/
4
Мини- проект
http://финграмотностьвшколе.рф/
с 6
Мини- проект
http://www.dostatok.ru
4
Практическая
http://www.7budget.ru
http://www.7budget.ru
обойтись рынок
3
Формы
организации
бизнеса
4
Знакомство
бизнес-планом
5
Ты – потребитель
работа
6
Законы
спроса
и 4
предложения
7
Рыночное
Возникновение
http://финграмотностьвшколе.рф/
работа
2
равновесие
8
Практическая
Практическая
http://www.7budget.ru
работа
2
-
http://www.dostatok.ru
2
-
http://финграмотностьвшколе.рф/
2
-
- http://www.dostatok.ru
3
Практическая
банков
9
Потребитель
финансовых услуг
10
Профессии
банковской сферы
11
Проектная
деятельность
Итого
7 класс
работа
34
1
2
3
Доходы и расходы 9
Практическое
семьи
занятие -1
Риски потери денег 6
Практическое
и имущества
занятие -1
Семья
и 6
государство:
как
Практическое
http://финграмотностьвшколе.рф/
http://www.dostatok.ru
Практhttp://www.7budget.ru
занятие -1
они
взаимодействуют
4
Финансовый
бизнес:
12
чем
может
он
Практическое
занятие -1
помочь
семье
5
Что
такое 1
финансовая
грамотность
Итого
34
Тест
http://www.dostatok.ru