РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«Я-ТЫ-ОН-ОНА —
ВМЕСТЕ ЦЕЛАЯ СТРАНА»
(5 класс)
Архангельск, 2024
1
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа внеурочной деятельности по активной социализации обучающихся 5-х
классов
«Я-ты-он-она — вместе целая страна» (далее — Программа) разработана с целью
приобщения
обучающихся
нравственным
и
классов
5
социокультурным
к
российским
ценностям.
традиционным
Данная
Программа
духовноявляется
преемственной по отношению к программе социальной активности для обучающихся
начальных классов «Орлята России».
Актуальность программы.
Воспитание в школе выстраивается с помощью различных механизмов, одним из
которых
является
деятельностью
внеурочная
понимается
деятельность
образовательная
обучающегося.
Под
внеурочной
деятельность,
направленная
на
достижение планируемых результатов освоения основных образовательных программ
(предметных, метапредметных и личностных), осуществляемая в формах, отличных
от урочной3.
Формы
внеурочной
деятельности
должны
предусматривать
активность
и
самостоятельность обучающихся, сочетать индивидуальную и групповую работы,
проектную и исследовательскую деятельность, экскурсии, походы, деловые игры и пр.
Внеурочная деятельность может реализовываться через цикл занятий, посвященных
актуальным социальным и нравственным проблемам современного мира. Данные
занятия должны быть направлены на удовлетворение социальных интересов и
потребностей обучающихся. Основная цель занятий — развитие важных для жизни
подрастающего человека социальных умений: заботиться о других и организовывать
свою собственную
деятельность,
лидировать
и
подчиняться,
брать
на
себя
инициативу и нести ответственность, отстаивать свою точку зрения и принимать
другие точки зрения.
Основная задача, решаемая с помощью занятий, — обеспечение психологического
благополучия
обучающихся
в
образовательном пространстве школы, создание
условий для развития ответственности за формирование макро и микрокоммуникаций,
складывающихся в образовательной организации, понимания обучающимися зон
личного влиянияна уклад школьной жизни.
В пятом классе происходит переход от младшего школьного возраста к подростковому,
поэтому
среди
пятиклассников
можно
увидеть
и
еще
«психологических
младшекласников», и одновременно младших подростков. Пятиклассника уже не
удовлетворяет позиция школьника, которую он занимал в начальных классах. У него
появляется возможность к построению обобщений в более сложной деятельности
по
усвоению
норм взаимоотношений, что выражается в активизации интимно-
личностного и стихийно-группового общения. Фактически в пятом классе происходит
переход ведущей деятельности ребенка от учения к общению.
Пятиклассники переживают образовательный кризис: полностью меняется характер
обучения по сравнению с начальной школой, поэтому особое внимание в Программе
уделено вопросам адаптации школьников к новым условиям. Происходит активное
формирование ценностной сферы личности, определяются жизненные перспективы.
Дети осознают себя и свои возможности, интересы, способности, у них формируются
взгляды на жизнь, на отношения между людьми, на свое будущее. В этом возрасте
актуализируются потребности в установлении доверительных отношений, признании и
самоутверждении, главным образом, в группе сверстников.
Активность пятиклассников направлена как на себя, так и на других людей. Они
начинают осознавать и нести ответственность за свои поступки, внешняя регуляция
активности смещается к внутренней регуляции. Деятельность с одной стороны должна
отвечать потребностям пятиклассника в самоутверждении, а с другой — создавать
условия для развертывания отношений с товарищами и признания его реальной
значимости
как полноправного члена общества5. Участие в такой деятельности
обеспечивает признание взрослых и в то же время создает возможности для
построения разнообразных отношений со сверстниками.
Таким типом деятельности могут выступать воспитательные события, под которыми
понимаются субъект-субъектные формы взаимодействия взрослого и
ребенка,
в
которых активность взрослого способствует овладению представлениями о какойлибо ценности, формированию отношения к ней и к приобретению
собственного
опыта
ее
переживания.
В
событиях
ребенок
ребенком
преобразовывает
персональный социальный опыт на личные установки и позиции, включается в
многообразные социальные связи, является исполнителем разных ролевых функций,
тем самым преобразует окружающее общество и себя. Участие ребенка в такого рода
событиях обеспечивает активную социализацию ребенка.
Программа внеурочной деятельности по активной социализации обучающихся 5-х
классов «Я-ты-он-она — вместе целая страна» разработана с учетом указанных выше
возрастных особенностей пятиклассников, социальной ситуации развития детей в
образовательной организации инаправлена на их активную социализацию.
Цель и задачи Программы
Цель
Программы:
приобщение
обучающихся
к
российским
традиционным
духовно-нравственным и социокультурным ценностям с учетом субъектной позиции
ребенка, его возрастных и психологических особенностей.
Задачи Программы:
●
создание условий для усвоения обучающимися социальных норм, духовно-
нравственных ценностей, традиций;
●
формирование и развитие личностных отношений к этим нормам, ценностям,
традициям (их освоение, принятие);
●
приобретение
традициям
соответствующего
социокультурного
опыта
социальным
поведения,
нормам,
общения,
ценностям,
межличностных
и
социальных отношений;
●
развитие у обучающихся инициативности, самостоятельности, самопознания,
ответственности, умения работать в коллективе;
●
обеспечение благоприятных условий для адаптации обучающихся 5-х
классов при переходе на следующий уровень образования.
МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ПРОГРАММЫ
Методологическими
основаниями
Программы
являются
аксиологический,
антропологический и системно-деятельностный подходы:
●
аксиологический подход предполагает, что воспитание представляет собой
социальную деятельность, направленную на передачу ценностей от
поколения
к
младшему.
Обучающиеся
старшего
присваивают ценности в событийных
общностях, приобретают социокультурный опыт; у них формируется моральная
рефлексия, нравственноесамосознание и нравственная культура;
●
антропологический подход предполагает становление и воспитание человека
во всей полноте его природных, социальных и духовных характеристик. Воспитание
человека осуществляется в системе реальных жизненных связей и отношений в
событийных общностях, в которых происходит зарождение нравственного сознания,
обретается опыт нравственного поведения, что в совокупности с личностными
особенностями составляет основу субъектности ребенка;
●
системно-деятельностный подход обуславливает системную реа- лизацию
воспитательного потенциала содержания образования, формирование и развитие у
обучающихся мотивации к учебной деятельности, развитие субъектной личностной
позиции на основе опыта нравственной рефлексии и нравственного выбора.
В основе Программы лежит понятие образовательного события, которое было введено в
педагогическую систему А. С. Макаренко и закреплено классической традиционной
педагогикой. Образовательное событие — это особая форма организации совместной
деятельности
детей
и
взрослых, которая предполагает инициативные формы
включения и создание «продукта совместной деятельности», позволяющая ребенку
приобретать
собственный
воспитательном
воспитательного
событии
опыт
переживания
осуществляется
процесса.
Оно
той
взаимное
способствует
или
иной
ценности.
В
обогащение всех субъектов
развитию
самостоятельности,
ответственности, инициативности пятиклассников6.
ТЕЗАУРУС ОСНОВНЫХ ПОНЯТИЙ
Активность — это деятельное отношение личности к миру, способность производить
общественно значимые преобразования материальной и духовной среды на основе
освоения исторического опыта человечества. Активность ребенка направлена
на
получение новых знаний, умений, навыков, на успешное вхождение в коллектив
сверстников.
Воспитание — социальная деятельность, направленная на передачу общественных
ценностей от старшего поколения к младшему. Обучающиеся присваивают ценности
в событийных общностях, приобретают социокультурный опыт, у них формируется
моральная рефлексия, нравственное самосознание и нравственная культура.
Общность — устойчивая система связей и отношений между людьми, имеющая
единые ценностно-смысловые основания и конкретные целевые ориентиры. Общность
— реальное объединение людей, объективно заданное способом их устойчивой
взаимосвязи, при котором они выступают (проявляют себя) как коллективный субъект
социального действия.
Событие (в контексте воспитания) — субъект-субъектная форма взаимодействия
взрослого и ребенка, в которой
активность
взрослого способствует овладению
представлениями о какой-либо ценности, формированию отношения к ней и к
приобретению ребенком собственного опыта ее переживания.
Социализация — это интегративный процесс вступления субъекта в структуру общества,
посредством
овладения
им
социальными
правилами,
ценностями,
ориентациями,
традициями, познание которых помогает стать эффективным индивидом общества.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ Классныесобытия
п/п
1
«Моя школа
— мои возможности»
Темы занятий
Занятие 1.
«Какие мы?»
Количество
часов
1
Занятия 2–3. «Маршруты нашей школы»
2
Занятие 4. «Школьные старты»(подготовка)
1
Занятие 5. «Школьные старты»
1
Занятия 6–7. «Мы — команда»
2
ИТОГО: 7
2
3
«Моя семья
опора»
—
«Мой выбор
— моя
ответственность»
моя Занятие 8.
«История моей семьи»
Занятие 9.
«Семья — начало всех начал»
Занятие 10.
«Правила счастливой семьи»
(подготовка)
Занятия 11–12.
«Правила счастливой семьи»
ИТОГО: 5
Занятие 13.
«Моя гражданская позиция: почему
важно выбирать»
Занятие 14.
«Свобода и ответственность»
Занятие 15.
«Цифровая грамотность и безопасность в
сети»
Занятие 16.
«Безопасное использование цифровых
ресурсов»
Занятие 17.
«Финансовая безопасность»
Занятие 18.
«Планируем бюджет»
Занятие 19.
«5 правил финансовой грамотности»
Занятия 20–21.
«Мы выбираем»
1
1
1
2
1
1
1
1
1
1
1
2
ИТОГО: 9
«Мои знания — моя Занятия 22–23.
сила»
«Чудеса науки»
Занятие 24.
«Правильные привычки: здоровое
питание»
Занятие 25.
«Правильные привычки: правила
безопасности»
Занятия 26–27.
«В здоровом теле — здоровый дух»
ИТОГО: 6
4
5
«Моя страна
Занятие 28.
«Аллея памяти»
2
1
1
2
1
— моя история»
Занятие 29.
«Живет герой на улице родной»
Занятие 30.
«Через года, через века помните…»
Занятия 31–32.
«Зарница»
1
1
2
ИТОГО: 5
Итоговое занятие
«Я-ТЫ-ОН-ОНА — ВМЕСТЕ ЦЕЛАЯСТРАНА»
2
ИТОГО: 34 часа
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Курс внеурочной деятельности состоит из пяти событий, в каждом из которых
отражаются
особенности
социализации.
личностного
Активная
представлениями
о
развития
социализация
ценностях,
нормах
ребенка,
осуществляется
и
правилах
его
воспитания
через
поведения
и
овладение
в
обществе;
формирование ценностного отношения к окружающему миру, другим людям, себе;
приобретение
опыта
деятельности и
поведения
в соответствии с ценностями,
нормами и правилами, принятыми в обществе.
Событие «Моя школа — мои возможности» направлено на развитие представлений
ребенка о школе как единой общности, помогающей развить его индивидуальные
способности, сформировать навыки активной социальной деятельности в коллективе
сверстников и взрослых. В основе события лежат такие
ценности,
как
жизнь,
дружба, сотрудничество, коллективизм и командная работа.
Событие «Моя семья — моя опора» направлено на сохранение семейных ценностей
и традиций, актуализирует у детей представления о семье как важнейшем социальном
институте. Событие актуализирует такие ценности, как крепкая семья, милосердие,
взаимопомощь и взаимоуважение.
Событие «Мой выбор — моя ответственность» направлено на развитие умения
ребенка делать осознанный выбор в разных сферах жизни. В основе данного события
лежат такие ценности, как справедливость, гуманизм, гражданственность, выбор и
ответственность, права и свободы человека, приоритет духовного над материальным,
высокие нравственные идеалы.
Событие «Мои знания — моя сила» способствует приобщению детей к миру
научного знания, формированию навыков познавательной деятельности. Данное
событие строится на таких ценностях, как знание, достоинство и созидательный труд.
Событие «Моя страна — моя история» направлено на развитие патриотических
чувств детей, формирование общероссийской гражданской идентичности. Данное
событие способствует актуализации у ребенка таких ценностей, как Родина, патриотизм,
историческая память и преемственность поколений, единство народов России, служение
Отечеству и ответственность за его судьбу.
События включают в себя несколько занятий, каждое из которых состоит из трех
частей.
Первая часть — «информирование»: ребенок получает информацию, формирующую у
него представления о какой-либо ценности (или группе ценностей), лежащей в основе
события.
Вторая часть — «практика»: в контексте полученной информации ребенку
предлагаются
практические
задания,
выполнение
которых
способствует
формированию отношения к транслируемой ценности.
Третья часть — «рефлексия». На основании полученной информации и проделанной
самостоятельной
работы
ребенок
при
поддержке
педагога
делает
выводы
о
полученных результатах.
Каждое событие завершается итоговым занятием, на котором дети демонстрируют
приобретенные ранее знания в совместной деятельности, делятся индивидуальным
опытом по каждому из занятий, формируют в итоге коллективный вывод о значимости
всего события для группы.
На итоговом занятии дети заполняют рефлексивные дневники, которые позволяют им
зафиксировать полученный в событии опыт. Таким образом, в конце учебного года у
каждого пятиклассника будет иметься собственная брошюра, иллюстрирующая его
путь в Программе.
По
окончании
всех
событий
проводится
итоговая
игра,
на
которой
дети
демонстрируют полученные в течение учебного года знания и умения, подводят
коллективные и индивидуальные итоги.
Таким образом, у пятиклассников происходит построение логической цепочки от
собственного опыта проживания каждого занятия к ознакомлению с опытом других
детей и к формированию общего от- ношения классного коллектива к прожитому ими
событию.
Эта логическая цепочка закреплена в названии программы «Я-ты-он-она» — вместе
целая
страна»
и
наглядно
демонстрирует
особенности
протекания
активной
социализации на практике, когда знания и опыт отдельного субъекта, с одной стороны,
интегрируются в общее социальное пространство, а с другой стороны, дополняют и
обогащают опыт самого субъекта новыми коллективными знаниями
Основными формами взаимодействия педагогов с обучающимися являются: классный
час, творческая мастерская хакатон, квест-игра, которые направлены на формирование
ценностных ориентаций в процессе активной деятельности.
Для проведения занятий по Программе желательно использовать не только учебный
кабинет, закрепленный за классом, но и другие помещения образовательной
организации (спортзал, библиотеку, рекреации и т. д.), а также пришкольную
территорию. Кроме того, Программа предусматривает организацию экскурсий, мастерклассов и других занятий за пределами школына территории социальных партнеров.
Приветствуется активное участие самих обучающихся в подготовке и проведении
занятий Программы, а также старшеклассников (наставников), других педагогов
школы, родителей и социальных партнёров школы.
ПЛАНИРУЕМЫЕ
РЕЗУЛЬТАТЫ
ОСВОЕНИЯ
КУРСА
ВНЕУРОЧНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Занятия в рамках Программы направлены на обеспечение достижений школьниками
следующих личностных и метапредметных образовательных результатов с учетом
рабочей программы воспитания в общеобразовательных организациях.
Личностные результаты
В
сфере
гражданского
воспитания:
готовность
к
выполнению
обязанностей
гражданина и реализации его прав, уважение прав, свобод и законных интересов
других людей; понимание роли различных социальных институтов в жизни человека;
представление об основных правах, свободах и обязанностях гражданина, социальных
нормах
и
правилах
многоконессиональном
межличностных
обществе;
отношений
готовность
к
в
поликультурном
разнообразной
и
совместной
деятельности, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи.
В сфере патриотического воспитания: осознание российской гражданской идентичности
в
поликультурном
и
многоконфессиональном обществе, проявление интереса к
исследованию родного языка, истории, культуры Российской Федерации, своего края,
народов России, к истории и современному состоянию российских гуманитарных
наук.
В сфере духовно-нравственного воспитания: ориентация на моральные ценности и
нормы в ситуациях нравственного выбора, возникающих в процессе
реализации
проектов или исследований, осознание важности морально-этических принципов в
деятельности исследователя; свобода и ответственность личности в условиях
индивидуального и общественного пространства.
В сфере физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального
благополучия: осознание последствий и неприятие вредных привычек (употребления
алкоголя, наркотиков, курения) и иных форм вреда для физического и психического
здоровья, способность адаптироваться к стрессовым ситуациям и меняющимся
социальным, информационным и природным условиям, в том числе осмысляя
собственный опыт и выстраивая дальнейшие цели; умение принимать себя и других
без осуждения; умение осознавать эмоциональное со- стояние себя и других, умение
управлять
собственным
эмоциональным
состоянием;
сформированность навыка
рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же права другого человека.
В сфере трудового воспитания: осознанный выбор и построение индивидуальной
траектории образования и жизненных планов с учетом личных и общественных
интересов и потребностей.
В сфере адаптации к изменяющимся условиям социальной и природной среды:
освоение социального опыта, основных социальных ролей, соответствующих ведущей
деятельности возраста, норм и правил общественного поведения, форм социальной
жизни в группах и сообществах, включая семью, а также в рамках социального
взаимодействия с людьми из другой культурной среды; способность действовать в
условиях
неопределенности,
повышать
уровень
своей
компетентности
через
практическую деятельность, в том числе умение учиться у других людей, осознавать в
совместной деятельности новые знания, навыки и компетенции из опыта других;
навык выявления и связывания образов, способность формирования новых знаний,
в том числе способность формулировать свои идеи, понятия, гипотезы об объектах и
явлениях, в том числе ранее не известных, осознавать дефициты собственных знаний и
компетентностей, планировать свое развитие.
Метапредметные результаты
В сфере овладения универсальными учебными познавательными действиями: выявлять
и
характеризовать
существенные
признаки
объектов (явлений);
существенный признак классификации, основания для
критерии
проводимого
анализа;
выявлять
обобщения
дефициты
устанавливать
и
сравнения,
информации,
данных,
необходимых для решения поставленной задачи; выявлять причинно-следственные
связи при изучении явлений и процессов; делать выводы с использованием
дедуктивных
и
индуктивных
умозаключений,
умозаключений
по
аналогии,
формулировать гипотезы о взаимосвязях; самостоятельно выбирать способ решения
учебной задачи; формировать гипотезу об истинности собственных суждений и
суждений других, аргументировать свою позицию, мнение; прогнозировать возможное
дальнейшее развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных
ситуациях, выдвигать предположения об их развитии в новых условиях и контекстах;
применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе
информации или данных из источников с учетом задачи; выбирать, анализировать,
систематизировать
и интерпретировать информацию различных видов и форм
представления; находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие
одну и ту же идею, версию) в различных информационных источниках.
В
сфере овладения универсальными
учебными
коммуникативными действиями:
воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и
условиями общения; выражать свою точку зрения в устных и письменных текстах;
распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков,
знать и распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать конфликты,
вести переговоры; понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к
собеседнику; в ходе диалога и (или) дискуссии задавать вопросы по существу
обсуждаемой темы и высказывать идеи, нацеленные на решение задачи и поддержание
благожелательности общения; сопоставлять свои суждения с суждениями других
участников
диалога,
обнаруживать
различие
и
сходство
позиций;
публично
представлять результаты выполненного опыта (эксперимента, исследования, проекта);
самостоятельно выбирать формат выступления с учетом задач презентации и
особенностей аудитории и в соответствии с ним составлять устные и письменные
тексты с использованием иллюстративных материалов; понимать и использовать
преимущества командной и индивидуальной работы при решении конкретной
проблемы, обосновывать необходимость применения групповых форм взаимодействия
при
решении
поставленной
задачи; принимать цель совместной деятельности,
коллективно строить действия по ее достижению: распределять роли, договариваться,
обсуждать процесс и результат совместной работы; уметь обобщать мнения
нескольких людей, проявлять
готовность
руководить,
выполнять
поручения,
подчиняться, планировать организацию совместной работы, определять свою роль
(с
учетом
предпочтений
и
возможностей
всех
участников
распределять задачи между членами команды, участвовать в
взаимодействия),
групповых формах
работы (обсуждения, обмен мнений, «мозговые штурмы» и иные); выполнять свою
часть работы, достигать качественного результата по своему направлению и
координировать свои действия с другими членами команды; оценивать качество своего
вклада в
общий
продукт
по
критериям, самостоятельно сформулированным
участниками взаимодействия; сравнивать результаты с исходной зада- чей и вклад
каждого члена команды в достижение результатов, разделять сферу ответственности и
проявлять готовность к предоставлению отчета перед группой.
В сфере овладения универсальными учебными регулятивными действиями: выявлять
проблемы для решения в жизненных и учебных ситуациях; ориентироваться в
различных подходах принятия решений (индивидуальное, принятие решения в группе,
принятие решений группой); самостоятельно составлять алгоритм решения задачи
(или его часть), выбирать способ решения учебной задачи с учетом имеющихся
ресурсов и собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты
решений; составлять план действий (план реализации намеченного алгоритма
решения), корректировать предложенный алгоритм с учетом получения новых
знаний об изучаемом объекте; делать выбор и брать ответственность за решение;
владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии; давать адекватную
оценку ситуации и предлагать план ее изменения; учитывать контекст и предвидеть
трудности, которые могут возникнуть при решении учебной задачи, адаптировать
решение
к
меняющимся
обстоятельствам;
объяснять
причины
достижения
(недостижения) результатов деятельности, давать оценку приобретенному опыту,
уметь
находить
позитивное в произошедшей ситуации, вносить коррективы в
деятельность на основе новых обстоятельств, изменившихся ситуаций, установленных
ошибок, возникших трудностей; различать; выявлять и анализировать причины
эмоций; ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и намерения
другого, регулировать способ выражения эмоций; осознанно относиться к другому
человеку, его мнению; признавать свое право на ошибку и такое же право другого;
принимать себя и других без осуждения.
МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Для успешной реализации Программы и обеспечения единых подходов к ее реализации
разработан учебно-методический комплект,
состоящий из отдельных тетрадей по
каждому событию, в которых содержатся методические
рекомендации
педагогу,
помогающие ему грамотно организовать деятельность школьников.
Разработки занятий представлены в виде технологических карт. Технологическая карта
представляет
собой
документ,
регламентирующий
деятельность
педагога
по
планированию и организации образовательного процесса на занятии в соответствии с
требованиями ФОП ООО. Технологическая карта является обобщенно-графическим
выражением
сценария
урока,
основой
его
проектирования,
средством
представления индивидуальных методов работы педагога. В каждой технологической
карте представлено описание необходимого для проведения занятия материальнотехнического обеспечения, а также обозначено
условиям проведения занятия.
пространство, соответствующее
В приложениях к соответствующим технологическим картам размещены необходимые
для проведения занятий демонстрационные и раздаточные материалы.
При разработке методических материалов к занятиям использовался принцип
вариативности,
позволяющий
педагогу
самостоятельно
выбрать задания, формы
занятий в зависимости от имеющихся в образовательной организации материальнотехнических и кадровых ресурсов, а также уровня сформированности классного
коллектива.