РП Я, ты, он, она - вместе целая страна 5 класс

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«Я-ТЫ-ОН-ОНА —
ВМЕСТЕ ЦЕЛАЯ СТРАНА»
(5 класс)

Архангельск, 2024

1

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа внеурочной деятельности по активной социализации обучающихся 5-х
классов
«Я-ты-он-она — вместе целая страна» (далее — Программа) разработана с целью
приобщения

обучающихся

нравственным

и

классов

5

социокультурным

к

российским

ценностям.

традиционным

Данная

Программа

духовноявляется

преемственной по отношению к программе социальной активности для обучающихся
начальных классов «Орлята России».
Актуальность программы.
Воспитание в школе выстраивается с помощью различных механизмов, одним из
которых

является

деятельностью

внеурочная

понимается

деятельность

образовательная

обучающегося.

Под

внеурочной

деятельность,

направленная

на

достижение планируемых результатов освоения основных образовательных программ
(предметных, метапредметных и личностных), осуществляемая в формах, отличных
от урочной3.
Формы

внеурочной

деятельности

должны

предусматривать

активность

и

самостоятельность обучающихся, сочетать индивидуальную и групповую работы,
проектную и исследовательскую деятельность, экскурсии, походы, деловые игры и пр.
Внеурочная деятельность может реализовываться через цикл занятий, посвященных
актуальным социальным и нравственным проблемам современного мира. Данные
занятия должны быть направлены на удовлетворение социальных интересов и
потребностей обучающихся. Основная цель занятий — развитие важных для жизни
подрастающего человека социальных умений: заботиться о других и организовывать
свою собственную

деятельность,

лидировать

и

подчиняться,

брать

на

себя

инициативу и нести ответственность, отстаивать свою точку зрения и принимать
другие точки зрения.
Основная задача, решаемая с помощью занятий, — обеспечение психологического
благополучия

обучающихся

в

образовательном пространстве школы, создание

условий для развития ответственности за формирование макро и микрокоммуникаций,
складывающихся в образовательной организации, понимания обучающимися зон
личного влиянияна уклад школьной жизни.
В пятом классе происходит переход от младшего школьного возраста к подростковому,
поэтому

среди

пятиклассников

можно

увидеть

и

еще

«психологических

младшекласников», и одновременно младших подростков. Пятиклассника уже не

удовлетворяет позиция школьника, которую он занимал в начальных классах. У него
появляется возможность к построению обобщений в более сложной деятельности
по

усвоению

норм взаимоотношений, что выражается в активизации интимно-

личностного и стихийно-группового общения. Фактически в пятом классе происходит
переход ведущей деятельности ребенка от учения к общению.
Пятиклассники переживают образовательный кризис: полностью меняется характер
обучения по сравнению с начальной школой, поэтому особое внимание в Программе
уделено вопросам адаптации школьников к новым условиям. Происходит активное
формирование ценностной сферы личности, определяются жизненные перспективы.
Дети осознают себя и свои возможности, интересы, способности, у них формируются
взгляды на жизнь, на отношения между людьми, на свое будущее. В этом возрасте
актуализируются потребности в установлении доверительных отношений, признании и
самоутверждении, главным образом, в группе сверстников.
Активность пятиклассников направлена как на себя, так и на других людей. Они
начинают осознавать и нести ответственность за свои поступки, внешняя регуляция
активности смещается к внутренней регуляции. Деятельность с одной стороны должна
отвечать потребностям пятиклассника в самоутверждении, а с другой — создавать
условия для развертывания отношений с товарищами и признания его реальной
значимости

как полноправного члена общества5. Участие в такой деятельности

обеспечивает признание взрослых и в то же время создает возможности для
построения разнообразных отношений со сверстниками.
Таким типом деятельности могут выступать воспитательные события, под которыми
понимаются субъект-субъектные формы взаимодействия взрослого и

ребенка,

в

которых активность взрослого способствует овладению представлениями о какойлибо ценности, формированию отношения к ней и к приобретению
собственного

опыта

ее

переживания.

В

событиях

ребенок

ребенком

преобразовывает

персональный социальный опыт на личные установки и позиции, включается в
многообразные социальные связи, является исполнителем разных ролевых функций,
тем самым преобразует окружающее общество и себя. Участие ребенка в такого рода
событиях обеспечивает активную социализацию ребенка.
Программа внеурочной деятельности по активной социализации обучающихся 5-х
классов «Я-ты-он-она — вместе целая страна» разработана с учетом указанных выше
возрастных особенностей пятиклассников, социальной ситуации развития детей в
образовательной организации инаправлена на их активную социализацию.
Цель и задачи Программы

Цель

Программы:

приобщение

обучающихся

к

российским

традиционным

духовно-нравственным и социокультурным ценностям с учетом субъектной позиции
ребенка, его возрастных и психологических особенностей.
Задачи Программы:

●

создание условий для усвоения обучающимися социальных норм, духовно-

нравственных ценностей, традиций;

●

формирование и развитие личностных отношений к этим нормам, ценностям,

традициям (их освоение, принятие);

●

приобретение

традициям

соответствующего

социокультурного

опыта

социальным

поведения,

нормам,

общения,

ценностям,

межличностных

и

социальных отношений;

●

развитие у обучающихся инициативности, самостоятельности, самопознания,

ответственности, умения работать в коллективе;

●

обеспечение благоприятных условий для адаптации обучающихся 5-х

классов при переходе на следующий уровень образования.
МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ПРОГРАММЫ
Методологическими

основаниями

Программы

являются

аксиологический,

антропологический и системно-деятельностный подходы:

●

аксиологический подход предполагает, что воспитание представляет собой

социальную деятельность, направленную на передачу ценностей от
поколения

к

младшему.

Обучающиеся

старшего

присваивают ценности в событийных

общностях, приобретают социокультурный опыт; у них формируется моральная
рефлексия, нравственноесамосознание и нравственная культура;

●

антропологический подход предполагает становление и воспитание человека

во всей полноте его природных, социальных и духовных характеристик. Воспитание
человека осуществляется в системе реальных жизненных связей и отношений в
событийных общностях, в которых происходит зарождение нравственного сознания,
обретается опыт нравственного поведения, что в совокупности с личностными
особенностями составляет основу субъектности ребенка;

●

системно-деятельностный подход обуславливает системную реа- лизацию

воспитательного потенциала содержания образования, формирование и развитие у
обучающихся мотивации к учебной деятельности, развитие субъектной личностной
позиции на основе опыта нравственной рефлексии и нравственного выбора.
В основе Программы лежит понятие образовательного события, которое было введено в

педагогическую систему А. С. Макаренко и закреплено классической традиционной
педагогикой. Образовательное событие — это особая форма организации совместной
деятельности

детей

и

взрослых, которая предполагает инициативные формы

включения и создание «продукта совместной деятельности», позволяющая ребенку
приобретать

собственный

воспитательном
воспитательного

событии

опыт

переживания

осуществляется

процесса.

Оно

той

взаимное

способствует

или

иной

ценности.

В

обогащение всех субъектов

развитию

самостоятельности,

ответственности, инициативности пятиклассников6.
ТЕЗАУРУС ОСНОВНЫХ ПОНЯТИЙ
Активность — это деятельное отношение личности к миру, способность производить
общественно значимые преобразования материальной и духовной среды на основе
освоения исторического опыта человечества. Активность ребенка направлена

на

получение новых знаний, умений, навыков, на успешное вхождение в коллектив
сверстников.
Воспитание — социальная деятельность, направленная на передачу общественных
ценностей от старшего поколения к младшему. Обучающиеся присваивают ценности
в событийных общностях, приобретают социокультурный опыт, у них формируется
моральная рефлексия, нравственное самосознание и нравственная культура.
Общность — устойчивая система связей и отношений между людьми, имеющая
единые ценностно-смысловые основания и конкретные целевые ориентиры. Общность
— реальное объединение людей, объективно заданное способом их устойчивой
взаимосвязи, при котором они выступают (проявляют себя) как коллективный субъект
социального действия.
Событие (в контексте воспитания) — субъект-субъектная форма взаимодействия
взрослого и ребенка, в которой

активность

взрослого способствует овладению

представлениями о какой-либо ценности, формированию отношения к ней и к
приобретению ребенком собственного опыта ее переживания.
Социализация — это интегративный процесс вступления субъекта в структуру общества,
посредством

овладения

им

социальными

правилами,

ценностями,

ориентациями,

традициями, познание которых помогает стать эффективным индивидом общества.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ Классныесобытия
п/п
1

«Моя школа
— мои возможности»

Темы занятий
Занятие 1.
«Какие мы?»

Количество
часов
1

Занятия 2–3. «Маршруты нашей школы»

2

Занятие 4. «Школьные старты»(подготовка)

1

Занятие 5. «Школьные старты»

1

Занятия 6–7. «Мы — команда»

2

ИТОГО: 7
2

3

«Моя семья
опора»

—

«Мой выбор
— моя
ответственность»

моя Занятие 8.
«История моей семьи»
Занятие 9.
«Семья — начало всех начал»
Занятие 10.
«Правила счастливой семьи»
(подготовка)
Занятия 11–12.
«Правила счастливой семьи»
ИТОГО: 5
Занятие 13.
«Моя гражданская позиция: почему
важно выбирать»
Занятие 14.
«Свобода и ответственность»
Занятие 15.
«Цифровая грамотность и безопасность в
сети»
Занятие 16.
«Безопасное использование цифровых
ресурсов»
Занятие 17.
«Финансовая безопасность»
Занятие 18.
«Планируем бюджет»
Занятие 19.
«5 правил финансовой грамотности»
Занятия 20–21.
«Мы выбираем»

1
1
1

2

1

1
1

1

1
1
1
2

ИТОГО: 9
«Мои знания — моя Занятия 22–23.
сила»
«Чудеса науки»
Занятие 24.
«Правильные привычки: здоровое
питание»
Занятие 25.
«Правильные привычки: правила
безопасности»
Занятия 26–27.
«В здоровом теле — здоровый дух»
ИТОГО: 6
4

5

«Моя страна

Занятие 28.
«Аллея памяти»

2
1

1

2

1

— моя история»

Занятие 29.
«Живет герой на улице родной»
Занятие 30.
«Через года, через века помните…»
Занятия 31–32.
«Зарница»

1
1
2

ИТОГО: 5
Итоговое занятие

«Я-ТЫ-ОН-ОНА — ВМЕСТЕ ЦЕЛАЯСТРАНА»

2

ИТОГО: 34 часа
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Курс внеурочной деятельности состоит из пяти событий, в каждом из которых
отражаются

особенности

социализации.

личностного

Активная

представлениями

о

развития

социализация

ценностях,

нормах

ребенка,

осуществляется
и

правилах

его

воспитания

через

поведения

и

овладение
в

обществе;

формирование ценностного отношения к окружающему миру, другим людям, себе;
приобретение

опыта

деятельности и

поведения

в соответствии с ценностями,

нормами и правилами, принятыми в обществе.
Событие «Моя школа — мои возможности» направлено на развитие представлений
ребенка о школе как единой общности, помогающей развить его индивидуальные
способности, сформировать навыки активной социальной деятельности в коллективе
сверстников и взрослых. В основе события лежат такие

ценности,

как

жизнь,

дружба, сотрудничество, коллективизм и командная работа.
Событие «Моя семья — моя опора» направлено на сохранение семейных ценностей
и традиций, актуализирует у детей представления о семье как важнейшем социальном
институте. Событие актуализирует такие ценности, как крепкая семья, милосердие,
взаимопомощь и взаимоуважение.
Событие «Мой выбор — моя ответственность» направлено на развитие умения
ребенка делать осознанный выбор в разных сферах жизни. В основе данного события
лежат такие ценности, как справедливость, гуманизм, гражданственность, выбор и
ответственность, права и свободы человека, приоритет духовного над материальным,
высокие нравственные идеалы.
Событие «Мои знания — моя сила» способствует приобщению детей к миру
научного знания, формированию навыков познавательной деятельности. Данное
событие строится на таких ценностях, как знание, достоинство и созидательный труд.
Событие «Моя страна — моя история» направлено на развитие патриотических
чувств детей, формирование общероссийской гражданской идентичности. Данное
событие способствует актуализации у ребенка таких ценностей, как Родина, патриотизм,

историческая память и преемственность поколений, единство народов России, служение
Отечеству и ответственность за его судьбу.
События включают в себя несколько занятий, каждое из которых состоит из трех
частей.
Первая часть — «информирование»: ребенок получает информацию, формирующую у
него представления о какой-либо ценности (или группе ценностей), лежащей в основе
события.
Вторая часть — «практика»: в контексте полученной информации ребенку
предлагаются

практические

задания,

выполнение

которых

способствует

формированию отношения к транслируемой ценности.
Третья часть — «рефлексия». На основании полученной информации и проделанной
самостоятельной

работы

ребенок

при

поддержке

педагога

делает

выводы

о

полученных результатах.
Каждое событие завершается итоговым занятием, на котором дети демонстрируют
приобретенные ранее знания в совместной деятельности, делятся индивидуальным
опытом по каждому из занятий, формируют в итоге коллективный вывод о значимости
всего события для группы.
На итоговом занятии дети заполняют рефлексивные дневники, которые позволяют им
зафиксировать полученный в событии опыт. Таким образом, в конце учебного года у
каждого пятиклассника будет иметься собственная брошюра, иллюстрирующая его
путь в Программе.
По

окончании

всех

событий

проводится

итоговая

игра,

на

которой

дети

демонстрируют полученные в течение учебного года знания и умения, подводят
коллективные и индивидуальные итоги.
Таким образом, у пятиклассников происходит построение логической цепочки от
собственного опыта проживания каждого занятия к ознакомлению с опытом других
детей и к формированию общего от- ношения классного коллектива к прожитому ими
событию.
Эта логическая цепочка закреплена в названии программы «Я-ты-он-она» — вместе
целая

страна»

и

наглядно

демонстрирует

особенности

протекания

активной

социализации на практике, когда знания и опыт отдельного субъекта, с одной стороны,
интегрируются в общее социальное пространство, а с другой стороны, дополняют и
обогащают опыт самого субъекта новыми коллективными знаниями
Основными формами взаимодействия педагогов с обучающимися являются: классный
час, творческая мастерская хакатон, квест-игра, которые направлены на формирование

ценностных ориентаций в процессе активной деятельности.
Для проведения занятий по Программе желательно использовать не только учебный
кабинет, закрепленный за классом, но и другие помещения образовательной
организации (спортзал, библиотеку, рекреации и т. д.), а также пришкольную
территорию. Кроме того, Программа предусматривает организацию экскурсий, мастерклассов и других занятий за пределами школына территории социальных партнеров.
Приветствуется активное участие самих обучающихся в подготовке и проведении
занятий Программы, а также старшеклассников (наставников), других педагогов
школы, родителей и социальных партнёров школы.
ПЛАНИРУЕМЫЕ

РЕЗУЛЬТАТЫ

ОСВОЕНИЯ

КУРСА

ВНЕУРОЧНОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Занятия в рамках Программы направлены на обеспечение достижений школьниками
следующих личностных и метапредметных образовательных результатов с учетом
рабочей программы воспитания в общеобразовательных организациях.
Личностные результаты
В

сфере

гражданского

воспитания:

готовность

к

выполнению

обязанностей

гражданина и реализации его прав, уважение прав, свобод и законных интересов
других людей; понимание роли различных социальных институтов в жизни человека;
представление об основных правах, свободах и обязанностях гражданина, социальных
нормах

и

правилах

многоконессиональном

межличностных
обществе;

отношений

готовность

к

в

поликультурном

разнообразной

и

совместной

деятельности, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи.
В сфере патриотического воспитания: осознание российской гражданской идентичности
в

поликультурном

и

многоконфессиональном обществе, проявление интереса к

исследованию родного языка, истории, культуры Российской Федерации, своего края,
народов России, к истории и современному состоянию российских гуманитарных
наук.
В сфере духовно-нравственного воспитания: ориентация на моральные ценности и
нормы в ситуациях нравственного выбора, возникающих в процессе

реализации

проектов или исследований, осознание важности морально-этических принципов в
деятельности исследователя; свобода и ответственность личности в условиях
индивидуального и общественного пространства.
В сфере физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального
благополучия: осознание последствий и неприятие вредных привычек (употребления

алкоголя, наркотиков, курения) и иных форм вреда для физического и психического
здоровья, способность адаптироваться к стрессовым ситуациям и меняющимся
социальным, информационным и природным условиям, в том числе осмысляя
собственный опыт и выстраивая дальнейшие цели; умение принимать себя и других
без осуждения; умение осознавать эмоциональное со- стояние себя и других, умение
управлять

собственным

эмоциональным

состоянием;

сформированность навыка

рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же права другого человека.
В сфере трудового воспитания: осознанный выбор и построение индивидуальной
траектории образования и жизненных планов с учетом личных и общественных
интересов и потребностей.
В сфере адаптации к изменяющимся условиям социальной и природной среды:
освоение социального опыта, основных социальных ролей, соответствующих ведущей
деятельности возраста, норм и правил общественного поведения, форм социальной
жизни в группах и сообществах, включая семью, а также в рамках социального
взаимодействия с людьми из другой культурной среды; способность действовать в
условиях

неопределенности,

повышать

уровень

своей

компетентности

через

практическую деятельность, в том числе умение учиться у других людей, осознавать в
совместной деятельности новые знания, навыки и компетенции из опыта других;
навык выявления и связывания образов, способность формирования новых знаний,
в том числе способность формулировать свои идеи, понятия, гипотезы об объектах и
явлениях, в том числе ранее не известных, осознавать дефициты собственных знаний и
компетентностей, планировать свое развитие.
Метапредметные результаты
В сфере овладения универсальными учебными познавательными действиями: выявлять
и

характеризовать

существенные

признаки

объектов (явлений);

существенный признак классификации, основания для
критерии

проводимого

анализа;

выявлять

обобщения

дефициты

устанавливать
и

сравнения,

информации,

данных,

необходимых для решения поставленной задачи; выявлять причинно-следственные
связи при изучении явлений и процессов; делать выводы с использованием
дедуктивных

и

индуктивных

умозаключений,

умозаключений

по

аналогии,

формулировать гипотезы о взаимосвязях; самостоятельно выбирать способ решения
учебной задачи; формировать гипотезу об истинности собственных суждений и
суждений других, аргументировать свою позицию, мнение; прогнозировать возможное
дальнейшее развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных
ситуациях, выдвигать предположения об их развитии в новых условиях и контекстах;

применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе
информации или данных из источников с учетом задачи; выбирать, анализировать,
систематизировать

и интерпретировать информацию различных видов и форм

представления; находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие
одну и ту же идею, версию) в различных информационных источниках.
В

сфере овладения универсальными

учебными

коммуникативными действиями:

воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и
условиями общения; выражать свою точку зрения в устных и письменных текстах;
распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков,
знать и распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать конфликты,
вести переговоры; понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к
собеседнику; в ходе диалога и (или) дискуссии задавать вопросы по существу
обсуждаемой темы и высказывать идеи, нацеленные на решение задачи и поддержание
благожелательности общения; сопоставлять свои суждения с суждениями других
участников

диалога,

обнаруживать

различие

и

сходство

позиций;

публично

представлять результаты выполненного опыта (эксперимента, исследования, проекта);
самостоятельно выбирать формат выступления с учетом задач презентации и
особенностей аудитории и в соответствии с ним составлять устные и письменные
тексты с использованием иллюстративных материалов; понимать и использовать
преимущества командной и индивидуальной работы при решении конкретной
проблемы, обосновывать необходимость применения групповых форм взаимодействия
при

решении

поставленной

задачи; принимать цель совместной деятельности,

коллективно строить действия по ее достижению: распределять роли, договариваться,
обсуждать процесс и результат совместной работы; уметь обобщать мнения
нескольких людей, проявлять

готовность

руководить,

выполнять

поручения,

подчиняться, планировать организацию совместной работы, определять свою роль
(с

учетом

предпочтений

и

возможностей

всех

участников

распределять задачи между членами команды, участвовать в

взаимодействия),
групповых формах

работы (обсуждения, обмен мнений, «мозговые штурмы» и иные); выполнять свою
часть работы, достигать качественного результата по своему направлению и
координировать свои действия с другими членами команды; оценивать качество своего
вклада в

общий

продукт

по

критериям, самостоятельно сформулированным

участниками взаимодействия; сравнивать результаты с исходной зада- чей и вклад
каждого члена команды в достижение результатов, разделять сферу ответственности и
проявлять готовность к предоставлению отчета перед группой.

В сфере овладения универсальными учебными регулятивными действиями: выявлять
проблемы для решения в жизненных и учебных ситуациях; ориентироваться в
различных подходах принятия решений (индивидуальное, принятие решения в группе,
принятие решений группой); самостоятельно составлять алгоритм решения задачи
(или его часть), выбирать способ решения учебной задачи с учетом имеющихся
ресурсов и собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты
решений; составлять план действий (план реализации намеченного алгоритма
решения), корректировать предложенный алгоритм с учетом получения новых
знаний об изучаемом объекте; делать выбор и брать ответственность за решение;
владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии; давать адекватную
оценку ситуации и предлагать план ее изменения; учитывать контекст и предвидеть
трудности, которые могут возникнуть при решении учебной задачи, адаптировать
решение

к

меняющимся

обстоятельствам;

объяснять

причины

достижения

(недостижения) результатов деятельности, давать оценку приобретенному опыту,
уметь

находить

позитивное в произошедшей ситуации, вносить коррективы в

деятельность на основе новых обстоятельств, изменившихся ситуаций, установленных
ошибок, возникших трудностей; различать; выявлять и анализировать причины
эмоций; ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и намерения
другого, регулировать способ выражения эмоций; осознанно относиться к другому
человеку, его мнению; признавать свое право на ошибку и такое же право другого;
принимать себя и других без осуждения.
МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Для успешной реализации Программы и обеспечения единых подходов к ее реализации
разработан учебно-методический комплект,

состоящий из отдельных тетрадей по

каждому событию, в которых содержатся методические

рекомендации

педагогу,

помогающие ему грамотно организовать деятельность школьников.
Разработки занятий представлены в виде технологических карт. Технологическая карта
представляет

собой

документ,

регламентирующий

деятельность

педагога

по

планированию и организации образовательного процесса на занятии в соответствии с
требованиями ФОП ООО. Технологическая карта является обобщенно-графическим
выражением

сценария

урока,

основой

его

проектирования,

средством

представления индивидуальных методов работы педагога. В каждой технологической
карте представлено описание необходимого для проведения занятия материальнотехнического обеспечения, а также обозначено
условиям проведения занятия.

пространство, соответствующее

В приложениях к соответствующим технологическим картам размещены необходимые
для проведения занятий демонстрационные и раздаточные материалы.
При разработке методических материалов к занятиям использовался принцип
вариативности,

позволяющий

педагогу

самостоятельно

выбрать задания, формы

занятий в зависимости от имеющихся в образовательной организации материальнотехнических и кадровых ресурсов, а также уровня сформированности классного
коллектива.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».