Я забочусь о планете 3 кл. 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«Я забочусь о планете»
(3 класс)
2024-2025 учебный год
Программа «Я забочусь о планете» предназначена для организации
внеурочной деятельности экологического содержания в начальной школе (3
класс). Программа рассчитана на 34 часа (1 ч. в неделю). Данная программа
направлена на формирование у детей третьего класса знаний об окружающем
их мире, ценностного отношения к природе, её целостного восприятия, для
воспитания

основ

экологической

ответственности

как

важнейшего

компонента экологической культуры. Программа позволяет сформировать
первоначальные знания о том, как лучше вести себя в природе, как
заботиться о планете и стать другом всему живому.
Особенность программы заключается в создании условий для
формирования экологических знаний. Самое главное для КАЖДОГО из НАС
– постигать основы Экологии, жить и действовать «по экологической
совести», вовлекая в такой образ жизни своих родных и близких, находя и
увеличивая число единомышленников.
Работа проводится в форме теоретических и практических занятий.
Содержание занятий, объем и интенсивность нагрузок зависят от возраста и
физического состояния здоровья обучающихся.

Программа обучения

построена по принципу от «простого к сложному» и углубления
теоретических знаний и практических умений на каждом последующем этапе
обучения.
Актуальность программы обусловлена тем, что наша планета Земля
очень велика в сравнении с каждым человеком, а он так мал в сравнении с
ней. И когда человек превращается в могущественного огромного великана,

то забывает о том, что он только гость на этой Земле и забывает беречь
природу.
Цель программы – научить детей простым способам сделать каждый
свой день экологичным.
Задачи программы:
1.

сформировать у обучающихся потребность в изучении способов

сделать каждый свой день экологичным
2.

сформировать

устойчивые

навыки

соблюдения

и

выполнения

экологическихправил.
3.

обучить основам правил поведения в природе.

4.

выработать у учащихся культуру поведения на природе.
Программный

материал

взаимосвязан

с

учебным

предметом

«Окружающий мир» и может быть рекомендован как дополнение к
реализации данного курса. Преемственность обучения, интегрированный
подход, взаимосвязь обучения Экологии с другими учебными предметами,
вот

то,

что

поможет

(индивидуальную),

любому

педагогу,

групповую,

используя

самостоятельную

коллективную
деятельность

обучающихся, в соответствии с возрастными и психофизиологическими
особенностями детей младшего школьного возраста обучать детей основам
экологического

воспитания.

Грамотное

использование

современных

образовательных технологий, разнообразных форм и методов обучения будет
способствовать качественному усвоению детьми учебного материала.
Методы и средства обучения:
1.

Словесные – рассказ, объяснение, беседа.

2.

Наглядные – показ иллюстраций, плакатов, схем, зарисовок на доске,

стендов, видеофильмов, презентаций.
3.

Практические – кроссворды, тестирование, зарисовывание схем,

создание экокопилок (способов сделать день экологичным), «Красной» и
«Чёрной» книги, акции.
Формы и методы контроля:
2

1.

организация тестирования;

2.

беседа, видеофильм, презентация;

3.

практическая работа, совместная акция;

4.

анализ результатов деятельности, экокопилка, рисунки.
Планируемые результаты освоения обучающимися программы

внеурочной деятельности
ЛИЧНОСТНЫМИ

результатами

изучения

курса

является

формирование следующих умений:
1.

оценивать жизненные ситуации (поступки, явления, события в

природе) с точки зрения экологической этики;
2.

объяснять своё отношение к поступкам с позиции общечеловеческих

нравственных ценностей;
3.

в предложенных ситуациях, опираясь на знания экологической этики,

делать выбор, как поступить;
4.

осознавать ответственное отношение к всему живому;

5. самостоятельное определение самых простых общих для всех людей
правил поведения; 6.

развитие чувства прекрасного через приобщение к

красоте родной природы;
ПРЕДМЕТНЫЕ:
1. интерес к познанию мира природы;
2. потребность к осуществлению экологически сообразных поступков;
3. осознание места и роли человека в биосфере;
4.преобладание мотивации гармоничного взаимодействия с природой с точки
зрения экологической допустимости;
5 овладение начальными формами исследовательской деятельности.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ: РЕГУЛЯТИВНЫЕ УУД:
1. планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей;
2. умение вносить необходимые коррективы в действие, учитывая характер
сделанных ошибок;
3

3.подготовка и презентация выставок, сообщений, подготовка и проведение
викторин, конкурсов, мини-проектов, мини-исследований;
4. умение совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную
оценку своей деятельности.
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ УУД: - ориентирование в своей системе знаний:
отличать новое от уже известного; - получение знаний экологического
содержания; - поиск необходимых информационных образовательных
ресурсов; - проведение простейших наблюдений и опытов; - анализ и
интерпретация результатов своих наблюдений, выявление закономерностей.
КОММУНИКАТИВНЫЕ УУД: - организация учебного сотрудничества
с учителем и сверстниками; - отработка умения слушать и вступать в диалог;
- обучение постановки вопросов; - участие в коллективных творческих делах;
- обучение владению диалогической и монологической речью; - ролевые
игры и драматизации; - обсуждение проблем в группах; - обсуждение
различных экологических проблем; - опыт ролевого взаимодействия и
реализации гражданской позиции.
ПРОГНОЗИРУЕМЫЕ результаты:
обучающиеся

будут

ЗНАТЬ:

связь

между

человеком

и

природой;

экологическую ситуацию в своем городе; исчезающие растения и животные
своей местности; правила поведения в природе.
Обучающиеся будут УМЕТЬ: работать со справочной литературой;
выполнять правила поведения в природе; оформлять результаты своей
деятельности. Обучающиеся будут воспитывать в себе: любознательность,
усидчивость, коммуникабельность, организованность, ответственность.
Формирование экологической культуры у младших школьников на
этапе обучения в начальной школе будет характеризоваться следующими
показателями: - повышение уровня информированности; - повышение
интереса к природе родного края; - потребность выразить свой интерес в
творческих работах; - соблюдение правил поведения в окружающей среде
вошло в привычку; ребенок контролирует свои действия, соотнося их с
4

окружающей обстановкой и возможными последствиями для тех или иных
объектов окружающей среды; - выражена потребность в заботе о тех или
иных представителях животного и растительного мира; - ребенок способен
самостоятельно выбирать объекты своей экологической деятельности; доброта, отзывчивость и внимание к окружающим (людям, природе).

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 3 КЛАСС (34 ЧАСА)

1

Как одолели одолень-траву.

1

2

Венерин башмачок. Ещё немного о редких растениях

1

3

Разговор в лесу. Пожалейте берёзы.

1

4

Большой старый дуб. В лес по ягоды и орехи.

1

5

Если тебе нужны лекарственные растения.

1

6

Кому нужен мухомор? Горит трава.

1

7

Свой мусор всегда с собой.

1

8,9

Бутылочная почта. Невидимое сокровище.

2

10

Дороже жемчуга и злата – под ногами. В пещере.

1

11,12 И камень достоин уважения. Золотое правило.
13-

Новый день. Простые способы сделать каждый свой

18

день экологичным.

19-

Работа и учёба. Простые способы сделать каждый свой

25

день экологичным.

26-

Делаем покупки. Простые способы сделать каждый

30

свой день экологичным.

31-

Домашнее хозяйство. Простые способы сделать

33

каждый свой день экологичным.

34

Конец дня. Простые способы сделать каждый свой день
5

2
6

7

5

3

1

экологичным.

6

СОДЕРЖАНИЕ 3 класс (34 часа)
№

Тема

Содержание

1

Как одолели

Знакомство с текстом рассказа.

одолень-траву.

Экологическая этика при встрече с

Форма занятия
Беседа. Задание на эковоспитание.

кувшинкой.
2

Венерин

Знакомство с текстом рассказа.

башмачок. Ещё

Экологическая этика при встрече с

немного о редких

краснокнижными растениями.

Чтение рассказа, беседа, видеофильм.

растениях
3

Разговор в лесу.

Знакомство с текстом рассказа.

Пожалейте берёзы.

Экологическая этика по отношению к

Чтение рассказа, беседа

берёзам, к деревьям.

4

Большой старый

Знакомство с текстом рассказа.

дуб. В лес по ягоды Экологическая этика к дубу.
и орехи.

Знакомство с текстом рассказа.
Экологическая этика в лесу при сборе ягод и
орехов.

Чтение рассказа, беседа.

5

6

Если тебе нужны

Знакомство с текстом рассказа.

лекарственные

Экологическая этика при сборе

растения.

лекарственных растений.

Кому нужен

Знакомство с текстом рассказа.

мухомор? Горит

Экологическая этика и мухомор.

трава.

Знакомство с текстом рассказа.

Чтение рассказа, беседа, практическая работа.

Чтение рассказа, беседа, презентация.

Экологическая этика в лесу.
7

8

Свой мусор всегда

Знакомство с текстом рассказа.

Беседа, практическая часть.

с собой.

Экологическая этика во время похода.

Бутылочная почта.

Знакомство с текстом рассказа.

Невидимое

Экологическая этика рек.

сокровище.

Знакомство с текстом рассказа.

Беседа , иллюстрации.

Экологическая этика по отношению к
загрязнениям воздуха.
9

Дороже жемчуга и

Знакомство с текстом рассказа.

Презентация. Беседа.

злата – под ногами. Экологическая этика по отношению к почве.
В пещере.

Знакомство с текстом рассказа.
Экологическая этика по отношению к
8

пещерам.
10

11

12

И камень достоин

Знакомство с текстом рассказа.

Беседа. Презентация.

уважения. Золотое

Экологическая этика по отношению к

правило.

обрывам, валунам, скалам.

Новый день.

Знакомство с простыми способами сделать

Простые способы

свой день экологичным во время чая, душа,

сделать каждый

утреннего умывания, завтрака, выбора

свой день

одежды, пользования транспортом, во время

экологичным.

обеда.

Работа и учёба.

Знакомство с простыми способами сделать

Простые способы

свой день экологичным во время учёбы,

сделать каждый

перекусов.

Беседа

Беседа

свой день
экологичным.
13

Делаем покупки.

Знакомство с простыми способами сделать

Простые способы

свой день экологичным во время покупок в

сделать каждый

магазине,

свой день
экологичным.
9

Беседа, практическая работа.

14

Домашнее

Знакомство с простыми способами сделать

хозяйство.

свой день экологичным во время уборки

Простые способы

дома, стирки и др.

Беседа, практическая работа.

сделать каждый
свой день
экологичным.
15

Конец дня.

Знакомство с простыми способами сделать

Простые способы

свой день экологичным во время ужина,

сделать каждый

отдыха.

Беседа, практическая работа.

свой день
экологичным.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Программа по изучению – «Я забочусь о планете» помогает открыть для себя простые способы сделать каждый
свой день экологичным, понять, как вести себя в природе, как стать другом всему живому. Указывает на наше место и
роль в этом мире.

При умелом изучении курса можно вырастить думающих и берегущих Землю детей.

10

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1.Жукова И.С. Я забочусь о планете: простые способы сделать
каждый свой день экологичным. – Москва: Эксмо, 2020. – 128 с.
1. Плешаков А.А., Румянцев А.А. Великан на поляне, или первые уроки
экологической этики. – Москва: Просвещение, 2020. – 159 с.
2. Плешаков А.А. Зеленые страницы. – Москва: Просвещение, 2017. –
224 с.
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Дополнительные материалы размещены в электронном каталоге
издательства «Просвещение» на интернет - ресурсе www.prosv.ru


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».