РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«Я забочусь о планете»
(3 класс)
2024-2025 учебный год
Программа «Я забочусь о планете» предназначена для организации
внеурочной деятельности экологического содержания в начальной школе (3
класс). Программа рассчитана на 34 часа (1 ч. в неделю). Данная программа
направлена на формирование у детей третьего класса знаний об окружающем
их мире, ценностного отношения к природе, её целостного восприятия, для
воспитания
основ
экологической
ответственности
как
важнейшего
компонента экологической культуры. Программа позволяет сформировать
первоначальные знания о том, как лучше вести себя в природе, как
заботиться о планете и стать другом всему живому.
Особенность программы заключается в создании условий для
формирования экологических знаний. Самое главное для КАЖДОГО из НАС
– постигать основы Экологии, жить и действовать «по экологической
совести», вовлекая в такой образ жизни своих родных и близких, находя и
увеличивая число единомышленников.
Работа проводится в форме теоретических и практических занятий.
Содержание занятий, объем и интенсивность нагрузок зависят от возраста и
физического состояния здоровья обучающихся.
Программа обучения
построена по принципу от «простого к сложному» и углубления
теоретических знаний и практических умений на каждом последующем этапе
обучения.
Актуальность программы обусловлена тем, что наша планета Земля
очень велика в сравнении с каждым человеком, а он так мал в сравнении с
ней. И когда человек превращается в могущественного огромного великана,
то забывает о том, что он только гость на этой Земле и забывает беречь
природу.
Цель программы – научить детей простым способам сделать каждый
свой день экологичным.
Задачи программы:
1.
сформировать у обучающихся потребность в изучении способов
сделать каждый свой день экологичным
2.
сформировать
устойчивые
навыки
соблюдения
и
выполнения
экологическихправил.
3.
обучить основам правил поведения в природе.
4.
выработать у учащихся культуру поведения на природе.
Программный
материал
взаимосвязан
с
учебным
предметом
«Окружающий мир» и может быть рекомендован как дополнение к
реализации данного курса. Преемственность обучения, интегрированный
подход, взаимосвязь обучения Экологии с другими учебными предметами,
вот
то,
что
поможет
(индивидуальную),
любому
педагогу,
групповую,
используя
самостоятельную
коллективную
деятельность
обучающихся, в соответствии с возрастными и психофизиологическими
особенностями детей младшего школьного возраста обучать детей основам
экологического
воспитания.
Грамотное
использование
современных
образовательных технологий, разнообразных форм и методов обучения будет
способствовать качественному усвоению детьми учебного материала.
Методы и средства обучения:
1.
Словесные – рассказ, объяснение, беседа.
2.
Наглядные – показ иллюстраций, плакатов, схем, зарисовок на доске,
стендов, видеофильмов, презентаций.
3.
Практические – кроссворды, тестирование, зарисовывание схем,
создание экокопилок (способов сделать день экологичным), «Красной» и
«Чёрной» книги, акции.
Формы и методы контроля:
2
1.
организация тестирования;
2.
беседа, видеофильм, презентация;
3.
практическая работа, совместная акция;
4.
анализ результатов деятельности, экокопилка, рисунки.
Планируемые результаты освоения обучающимися программы
внеурочной деятельности
ЛИЧНОСТНЫМИ
результатами
изучения
курса
является
формирование следующих умений:
1.
оценивать жизненные ситуации (поступки, явления, события в
природе) с точки зрения экологической этики;
2.
объяснять своё отношение к поступкам с позиции общечеловеческих
нравственных ценностей;
3.
в предложенных ситуациях, опираясь на знания экологической этики,
делать выбор, как поступить;
4.
осознавать ответственное отношение к всему живому;
5. самостоятельное определение самых простых общих для всех людей
правил поведения; 6.
развитие чувства прекрасного через приобщение к
красоте родной природы;
ПРЕДМЕТНЫЕ:
1. интерес к познанию мира природы;
2. потребность к осуществлению экологически сообразных поступков;
3. осознание места и роли человека в биосфере;
4.преобладание мотивации гармоничного взаимодействия с природой с точки
зрения экологической допустимости;
5 овладение начальными формами исследовательской деятельности.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ: РЕГУЛЯТИВНЫЕ УУД:
1. планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей;
2. умение вносить необходимые коррективы в действие, учитывая характер
сделанных ошибок;
3
3.подготовка и презентация выставок, сообщений, подготовка и проведение
викторин, конкурсов, мини-проектов, мини-исследований;
4. умение совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную
оценку своей деятельности.
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ УУД: - ориентирование в своей системе знаний:
отличать новое от уже известного; - получение знаний экологического
содержания; - поиск необходимых информационных образовательных
ресурсов; - проведение простейших наблюдений и опытов; - анализ и
интерпретация результатов своих наблюдений, выявление закономерностей.
КОММУНИКАТИВНЫЕ УУД: - организация учебного сотрудничества
с учителем и сверстниками; - отработка умения слушать и вступать в диалог;
- обучение постановки вопросов; - участие в коллективных творческих делах;
- обучение владению диалогической и монологической речью; - ролевые
игры и драматизации; - обсуждение проблем в группах; - обсуждение
различных экологических проблем; - опыт ролевого взаимодействия и
реализации гражданской позиции.
ПРОГНОЗИРУЕМЫЕ результаты:
обучающиеся
будут
ЗНАТЬ:
связь
между
человеком
и
природой;
экологическую ситуацию в своем городе; исчезающие растения и животные
своей местности; правила поведения в природе.
Обучающиеся будут УМЕТЬ: работать со справочной литературой;
выполнять правила поведения в природе; оформлять результаты своей
деятельности. Обучающиеся будут воспитывать в себе: любознательность,
усидчивость, коммуникабельность, организованность, ответственность.
Формирование экологической культуры у младших школьников на
этапе обучения в начальной школе будет характеризоваться следующими
показателями: - повышение уровня информированности; - повышение
интереса к природе родного края; - потребность выразить свой интерес в
творческих работах; - соблюдение правил поведения в окружающей среде
вошло в привычку; ребенок контролирует свои действия, соотнося их с
4
окружающей обстановкой и возможными последствиями для тех или иных
объектов окружающей среды; - выражена потребность в заботе о тех или
иных представителях животного и растительного мира; - ребенок способен
самостоятельно выбирать объекты своей экологической деятельности; доброта, отзывчивость и внимание к окружающим (людям, природе).
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 3 КЛАСС (34 ЧАСА)
1
Как одолели одолень-траву.
1
2
Венерин башмачок. Ещё немного о редких растениях
1
3
Разговор в лесу. Пожалейте берёзы.
1
4
Большой старый дуб. В лес по ягоды и орехи.
1
5
Если тебе нужны лекарственные растения.
1
6
Кому нужен мухомор? Горит трава.
1
7
Свой мусор всегда с собой.
1
8,9
Бутылочная почта. Невидимое сокровище.
2
10
Дороже жемчуга и злата – под ногами. В пещере.
1
11,12 И камень достоин уважения. Золотое правило.
13-
Новый день. Простые способы сделать каждый свой
18
день экологичным.
19-
Работа и учёба. Простые способы сделать каждый свой
25
день экологичным.
26-
Делаем покупки. Простые способы сделать каждый
30
свой день экологичным.
31-
Домашнее хозяйство. Простые способы сделать
33
каждый свой день экологичным.
34
Конец дня. Простые способы сделать каждый свой день
5
2
6
7
5
3
1
экологичным.
6
СОДЕРЖАНИЕ 3 класс (34 часа)
№
Тема
Содержание
1
Как одолели
Знакомство с текстом рассказа.
одолень-траву.
Экологическая этика при встрече с
Форма занятия
Беседа. Задание на эковоспитание.
кувшинкой.
2
Венерин
Знакомство с текстом рассказа.
башмачок. Ещё
Экологическая этика при встрече с
немного о редких
краснокнижными растениями.
Чтение рассказа, беседа, видеофильм.
растениях
3
Разговор в лесу.
Знакомство с текстом рассказа.
Пожалейте берёзы.
Экологическая этика по отношению к
Чтение рассказа, беседа
берёзам, к деревьям.
4
Большой старый
Знакомство с текстом рассказа.
дуб. В лес по ягоды Экологическая этика к дубу.
и орехи.
Знакомство с текстом рассказа.
Экологическая этика в лесу при сборе ягод и
орехов.
Чтение рассказа, беседа.
5
6
Если тебе нужны
Знакомство с текстом рассказа.
лекарственные
Экологическая этика при сборе
растения.
лекарственных растений.
Кому нужен
Знакомство с текстом рассказа.
мухомор? Горит
Экологическая этика и мухомор.
трава.
Знакомство с текстом рассказа.
Чтение рассказа, беседа, практическая работа.
Чтение рассказа, беседа, презентация.
Экологическая этика в лесу.
7
8
Свой мусор всегда
Знакомство с текстом рассказа.
Беседа, практическая часть.
с собой.
Экологическая этика во время похода.
Бутылочная почта.
Знакомство с текстом рассказа.
Невидимое
Экологическая этика рек.
сокровище.
Знакомство с текстом рассказа.
Беседа , иллюстрации.
Экологическая этика по отношению к
загрязнениям воздуха.
9
Дороже жемчуга и
Знакомство с текстом рассказа.
Презентация. Беседа.
злата – под ногами. Экологическая этика по отношению к почве.
В пещере.
Знакомство с текстом рассказа.
Экологическая этика по отношению к
8
пещерам.
10
11
12
И камень достоин
Знакомство с текстом рассказа.
Беседа. Презентация.
уважения. Золотое
Экологическая этика по отношению к
правило.
обрывам, валунам, скалам.
Новый день.
Знакомство с простыми способами сделать
Простые способы
свой день экологичным во время чая, душа,
сделать каждый
утреннего умывания, завтрака, выбора
свой день
одежды, пользования транспортом, во время
экологичным.
обеда.
Работа и учёба.
Знакомство с простыми способами сделать
Простые способы
свой день экологичным во время учёбы,
сделать каждый
перекусов.
Беседа
Беседа
свой день
экологичным.
13
Делаем покупки.
Знакомство с простыми способами сделать
Простые способы
свой день экологичным во время покупок в
сделать каждый
магазине,
свой день
экологичным.
9
Беседа, практическая работа.
14
Домашнее
Знакомство с простыми способами сделать
хозяйство.
свой день экологичным во время уборки
Простые способы
дома, стирки и др.
Беседа, практическая работа.
сделать каждый
свой день
экологичным.
15
Конец дня.
Знакомство с простыми способами сделать
Простые способы
свой день экологичным во время ужина,
сделать каждый
отдыха.
Беседа, практическая работа.
свой день
экологичным.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Программа по изучению – «Я забочусь о планете» помогает открыть для себя простые способы сделать каждый
свой день экологичным, понять, как вести себя в природе, как стать другом всему живому. Указывает на наше место и
роль в этом мире.
При умелом изучении курса можно вырастить думающих и берегущих Землю детей.
10
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1.Жукова И.С. Я забочусь о планете: простые способы сделать
каждый свой день экологичным. – Москва: Эксмо, 2020. – 128 с.
1. Плешаков А.А., Румянцев А.А. Великан на поляне, или первые уроки
экологической этики. – Москва: Просвещение, 2020. – 159 с.
2. Плешаков А.А. Зеленые страницы. – Москва: Просвещение, 2017. –
224 с.
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Дополнительные материалы размещены в электронном каталоге
издательства «Просвещение» на интернет - ресурсе www.prosv.ru