РП Тропинка в мир профессий 4 кл.

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Мир профессий»
для обучающихся 4-х классов
Общая характеристика, актуальность.
Программа курса внеурочной деятельности для 4 классов «Мир профессий» разработана в
соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта
начального общего образования, на основе программы авторского курса внеурочной
деятельности «Мир профессий» для 4 классов (авторы-составители Е.В.Прилипская,
Е.Ю.Сухаревская). Программа рассчитана на 17 часов (1 ч. в неделю).
Данный курс является первой ступенькой в профориентационной работе. В жизни каждого
человека профессиональная деятельность занимает важное место. С первых шагов ребенка
родители задумываются о его будущем, внимательно следят за интересами и склонностями
своего ребенка, стараясь предопределить его профессиональную судьбу. Учеба в школе
выявляет избирательное отношение школьника к разным учебным предметам. У отдельных
детей очень рано обнаруживается интерес к некоторым из них, склонность к определенному
виду деятельности: изобразительной, музыкальной, конструктивной. Перед младшими
школьниками не стоит проблема выбора профессии. Но поскольку профессиональное
самоопределение взаимосвязано с развитием личности на всех возрастных этапах, то младший
школьный возраст можно рассматривать как подготовительный, закладывающий основы для
профессионального самоопределения в будущем. Представления о профессиях у ребенка 10-11
лет ограничены его пока небогатым жизненным опытом – работа мамы и папы, воспитателя в
детском саду и учителя в школе, профессии летчика, милиционера, разведчика, но об этих так
или иначе знакомых профессиях дети знают, как правило, мало и весьма поверхностно.
Актуальность. Мир профессий огромен. Найти свое место в нем, обрести уверенность в себе,
стать профессионалом – процесс длительный. Проблема профессиональной ориентации с
учётом личностных факторов становится в наши дни, как никогда актуальна. Данной
программой определяется, что обучающиеся понимают роль и место психологической
компетентности в построении правильной жизненной стратегии и успешного достижения
поставленных целей. Успешность профессионального самоопределения тесно связана с общим
развитием личности, показателем психического развития, способностью к самоанализу,
уровнем мотивации.
Цель: формирование у обучающихся знаний о мире профессий и создание условий для
успешной профориентации младших подростков в будущем.
Задачи:
Образовательные:
- расширять у детей представления о разнообразии профессий на основе характерных трудовых
процессов и результатов труда, представлении о структуре труда (цель, мотив, материал,
трудовые действия, результат);
- расширять знания детей о родных людях, их профессиях, значимости их труда в семье и
обществе;
- активизировать в речи слова, родовые понятия и видовые обобщения, связанные с темой,
учить выражать свое отношение к той или иной профессии.
Воспитательные:
- воспитывать в детях чувство уважения к труду взрослых;
- расширение кругозора, уточнение представлений об окружающем мире, создание
положительной основы для воспитания социально-личностных чувств;
- воспитание физических, психологических, социальных качеств, необходимых для
полноценного развития личности
Условия эффективной реализации данной программы:
− изменятся методологические основания построения педагогического процесса в начальной
школе;
− педагогическое сопровождение процессов формирования основ целостного образа
человеческой деятельности в начальной школе;

− создание пропедевтическая профориентационной педагогической системы начальной школы;
− использование в работе исследовательских проектных видов деятельности;
− использование потенциалов микросоциума (семьи) в построении единого интегрального
образовательного пространства ребёнка;
− сопровождение технологиями оценивания качества проектной деятельности в начальной
школе.
Особенностью данной программы является:
- формирование на ранних стадиях социальной сферы интересов личности ребёнка;
- ознакомление младших школьников с профессиями взрослых, в том числе родителей,
- обеспечение пропедевтики профориентационной подготовки.
В основе курса лежит идея раннего знакомства с различными сферами человеческой
деятельности через организацию учебно-исследовательской деятельности обучающихся. При
определении этих сфер использовалась типология, предложенная доктором психологических
наук Е.А.Климовым. Данная типология позволяет все многообразие человеческих профессий
соотнести с основными видами деятельности в зависимости от объекта, на который она
направлена: «человек - человек», «человек - техника», «человек – художественный образ»,
«человек - природа».
Межпредметная интеграция способствует: формированию целостного представления о
различных сферах человеческой деятельности; развитию знаний, умений и навыков,
необходимых для создания этой целостности в смысловых новообразованиях у младших
школьников; освоению элементарных знаний о профессиях людей; в-четвёртых, включению
обучающихся в исследовательскую деятельность.
Профориентационное воспитание в начальной школе – это создание среды, которая будет
способствовать воспитанию у ребёнка личностных качеств, определяющих способность делать
осознанный выбор в ситуациях самоопределения. Однако профессиональное самоопределение
– это не просто выбор профессии, а своеобразный творческий процесс развития личности,
начинающийся с раннего возраста.
Каждое занятие имеет тематическое наполнение, связанное с рассмотрением определённой
профессии. Обучающиеся имеют возможность расширить свой кругозор, представление о мире
профессий, а также исследовать свои способности применительно к рассматриваемой
профессии.
Занятия проводятся в активной форме: игры, дискуссии, конкурсы, экскурсии, конференции,
элементы тренинга, викторины с элементами творчества и самостоятельного поиска знаний.
Важна смена различных видов деятельности на протяжении всего занятия. Это способствует
формированию учебно-познавательных мотивов, потребности в творческой деятельности,
развитию кругозора у учащихся. Это рисунок, аппликация, сообщение, а также сочинение
рассказов, стихов, сценариев, проигрывание сценок, спектаклей, миниатюр, выпуск
тематических газет, плакатов, выставка работ по ИЗО и трудовой деятельности.
Взаимосвязь с федеральной рабочей программой воспитания
Программа курса разработана с учетом рекомендаций федеральной рабочей программы
воспитания, предполагает объединение учебной и воспитательной деятельности педагогов,
нацелена на достижение всех основных групп образовательных результатов – личностных,
метапредметных, предметных.
Это проявляется:
- в выделении в цели программы ценностных приоритетов;
- в приоритете личностных результатов реализации программы внеурочной деятельности,
нашедших своё отражение и конкретизацию;
- в рабочей программе воспитания;
- в интерактивных формах занятий, обеспечивающих вовлеченность обучающихся в
совместную с педагогом и сверстниками деятельность.

Внеурочные занятия входят в общую систему воспитательной работы образовательной
организации, поэтому тематика и содержание должны обеспечить реализацию их назначения:
стремиться узнавать что-то новое, проявлять любознательность, ценить знания.
Содержание курса внеурочной деятельности «Мир профессий»
4 класс
№
Название раздела
Содержание
1
В гостях у своего «Я» Великая
Великая радость – работа. «Быть нужным
радость
людям…». Сочинение-рассуждение «Самая
нужная профессия». Характер и выбор профессии.
2 Правила выбора профессии
Правила выбора профессии. Творческий проект
«Моя будущая профессия». Представление о себе
и проблема выбора профессии. «Секреты» выбора
профессии («хочу», «могу», «надо»). Как готовить
себя к будущей профессии. Оформление странички
портфолио «Кем быть?», «Каким быть?».
Сочинение «… - это призвание!».
3 Профессии, без которых не
Профессии, без которых не обойтись. Исследование
обойтись
«Необычная творческая профессия». Исследование
«Профессии знаменитых земляков». Встречи с
представителями профессий. Экскурсии на
производство
4 В мире профессий
Праздник «Все профессии важны, все профессии
нужны!»
Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности «Мир профессий»
В ходе освоения курса внеурочной деятельности достигаются следующие личностные,
метапредметные и предметные результаты.
Личностные результаты:
- положительное отношение к процессу учения, к приобретению знаний и умений, стремление
преодолевать возникающие затруднения;
- осознание себя как индивидуальности и одновременно как члена общества с ориентацией на
проявление доброго отношения к людям, уважения к их труду, на участие в совместных делах,
на помощь людям, в том числе сверстникам;
- умение выделять нравственный аспект поведения, соотносить поступки и события с
принятыми в обществе морально-этическими принципами;
- стремление к саморазвитию, желание открывать новое знание, новые способы действия,
готовность преодолевать учебные затруднения и адекватно оценивать свои успехи и неудачи,
умение сотрудничать;
- стремление к соблюдению морально-этических норм общения с людьми другой
национальности, с нарушениями здоровья.
Метапредметные результаты:
Регулятивные:
- организовывать свою деятельность, готовить рабочее место для выполнения разных видов
работ;
- принимать (ставить) учебно-познавательную задачу и сохранять её до конца учебных
действий;
- планировать (в сотрудничестве с учителем, с одноклассниками или самостоятельно) свои
действия в соответствии с решаемыми учебно-познавательными, учебно-практическими,
экспериментальными задачами;
- действовать согласно составленному плану, а также по инструкциям учителя;
- контролировать выполнение действий, вносить необходимые коррективы (свои и учителя);

- оценивать результаты решения поставленных задач, находить ошибки и способы их
устранения.
- оценивать своё знание и незнание, умение и неумение, продвижение в овладении тем или
иным знанием и умением по изучаемой теме;
- ставить учебно-познавательные задачи перед выполнением разных заданий;
- проявлять инициативу в постановке новых задач, предлагать собственныеспособы решения;
- адекватно оценивать результаты учебной деятельности, осознавать причины неуспеха и
обдумывать план восполнения пробелов в знаниях и умениях.
Познавательные:
- осознавать учебно-познавательную, учебно-практическую, экспериментальную задачи;
- осуществлять поиск информации, необходимой для решения учебных задач, собственных
наблюдений объектов природы и культуры, личного опыта общения с людьми;
- понимать информацию, представленную в вербальной форме, изобразительной,
схематической, модельной и др., определять основную и второстепенную информацию;
- применять для решения задач (под руководством учителя) логические действия анализа,
сравнения, обобщения, классификации, установления причинно-следственных связей,
построения рассуждений и выводов;
- наблюдать и сопоставлять, выявлять взаимосвязи и зависимости, отражать полученную при
наблюдении информацию в виде рисунка, схемы, таблицы;
- использовать готовые модели для изучения строения природных объектов и объяснения
природных явлений;
- осуществлять кодирование и декодирование информации в знаково-символической форме.
- сопоставлять информацию из разных источников, осуществлять выбор дополнительных
источников информации для решения исследовательских задач, включая Интернет;
- обобщать и систематизировать информацию, переводить её из одной формы в другую
(принятую в словесной форме, переводить в изобразительную, схематическую, табличную);
- дополнять готовые информационные объекты (тексты, таблицы, схемы, диаграммы),
создавать собственные;
- осуществлять исследовательскую деятельность, участвовать в проектах, выполняемых в
рамках урока или внеурочных занятиях.
Коммуникативные:
- осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;
- аргументировано отвечать на вопросы, обосновывать свою точку зрения, строить понятные
для партнёра высказывания, задавать вопросы, адекватно использовать речевые средства для
решения задач общения;
- вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, осуществлять совместную
деятельность в малых и больших группах, осваивая различные способы взаимной помощи
партнёрам по общению;
- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, проявлять
терпимость по отношению к высказываниям других, проявлять доброжелательное отношение к
партнёрам;
- оперировать в речи предметным языком – правильно (адекватно) использовать понятия, полно
и точно излагать свои мысли, строить монологическую речь, вести диалог;
- планировать, сотрудничая с взрослыми (учитель, родитель) и сверстниками, общие дела,
распределять функции участников и определять способы их взаимодействия;
- проявлять инициативу в поиске и сборе информации для выполнения коллективной работы,
желая помочь взрослым и сверстникам;
- уважать позицию партнёра, предотвращать конфликтную ситуацию при сотрудничестве,
стараясь найти варианты её разрешения ради общего дела.
- участвовать в проектной деятельности, создавать творческие работы на заданную тему
(рисунки, аппликации, модели, небольшие сообщения, презентации).
Предметные результаты:

- рациональное использование распространённых технических средств информационных
технологий для решения общепользовательских задач и задач учебного процесса,
усовершенствование навыков полученных в начальной школе;
- выбор средств информационных технологий для решения поставленной задачи;
- отвечающей данной задаче диалоговой или автоматической обработки информации (таблицы,
схемы, графы, диаграммы);
- преобразование информации из одной формы представления в другую без потери её смысла и
полноты;
- решение задач из разных сфер человеческой деятельности с применением средств
информационных технологий.
Тематическое планирование курса внеурочной деятельности «Мир профессий»
4 класс
Раздел 1. Введение в курс (2 ч.)
1
Великая радость – работа.
1 Викторина. Конкурс рисунков
2
Сочинение-рассуждение «Самая нужная
1 Беседа. Практикум
профессия»
Раздел 2. Правила выбора профессии (4 ч.)
3
Творческий проект «Моя будущая
1 Проектная деятельность
профессия»
4
«Секреты» выбора профессии («хочу»,
1 Интерактивное занятие
«могу», «надо»)
5
Как готовить себя к будущей профессии.
1 Мини-исследование
6
Оформление странички портфолио «Кем
1 Творческая работа
быть?», «Каким быть?»
Раздел 3. Профессии без которых не обойтись (9 ч.)
7
Профессии, без которых не обойтись.
1 Экскурсия в пожарную часть..
Профессия-спасатель
8
Профессии, без которых не обойтись.
1 Встреча с представителем профессии.
Профессия- врач.
9
Профессии, которые нас кормят
1
Виртуальная экскурсия на хлебозавод
10 Исследование «Необычная творческая
1 Игра
профессия». Профессия - парикмахер
11 Исследование «Необычная творческая
1 Виртуальное путешествие
профессия». Профессия – художник.
12 Исследование «Профессии, которые нас
1 Практическая работа
одевают»
13 Исследование «Профессии, которые
1 Презентация
помогают путешествовать»
14 «Есть такая профессия защищать Родину»
1 Встреча с представителем профессии.
15 Исследование «Профессии знаменитых
1 Исследовательский проект
земляков» 1
Раздел 4. Мир профессий (2 ч.)
16 Экскурсия на производство
1 Экскурсия
17 Обобщение по теме «Мир профессий»
1 Игра-викторина
Праздник «Все профессии важны, все
профессии нужны!»


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».