РАССМОТРЕНЫ на педагогическом совете МБОУ СШ № 68 г. Архангельска «29» августа 2024 г. Протокол № 01 УТВЕРЖДАЮ Директор МБОУ СШ № 68 г. Архангельска ____________ М.Н. Подшивалова «29» августа 2024 г. ИЗМЕНЕНИЯ, внесенные в Основную образовательную программу основного общего образования муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения городского округа «Город Архангельск» «Средняя школа № 68» на 2024-2025 учебный год Учебный план на уровень основного общего образования (9 классы) МБОУ СШ № 68 г. Архангельска 2024-2025 учебный год Предметные области Учебные предметы Количество часов в неделю Классы Русский язык и литература Родной язык и родная литература Иностранные языки Математика и информатика Основы духовнонравственной культуры народов России Общественно-научные предметы Естественно-научные предметы Искусство Технология Физическая культура и Основы безопасности и защиты Родины Русский язык Литература Родной язык (русский) Родная литература (русская) Иностранный язык (английский) Второй иностранный язык (немецкий) Математика Алгебра Геометрия Информатика Основы духовно-нравственной культуры народов России История России. Всеобщая история Обществознание География Физика Химия Биология Музыка Изобразительное искусство Труд (технология) Основы безопасности и защиты Родины Физическая культура Итого 9А 9Б 9В Всего Обязательная часть 3/102 3/102 3/102 3/102 3/102 3/102 9/306 9/306 0,5/17 0,5/17 0,5/17 1,5/51 0,5/17 0,5/17 0,5/17 1,5/51 3/102 3/102 3/102 9/306 - - - - 3/102 2/68 1/34 3/102 2/68 1/34 3/102 2/68 1/34 9/306 6/204 3/102 - - - - 3/102 3/102 3/102 9/306 1/34 2/68 2/68 2/68 2/68 1/34 1/34 2/68 2/68 2/68 2/68 1/34 1/34 2/68 2/68 2/68 2/68 1/34 3/102 6/204 6/204 6/204 6/204 3/102 1/34 1/34 1/34 3/102 2/68 2/68 32/1088 2/68 6/204 96/3264 32/1088 32/1088 Часть, формируемая участниками образовательных отношений Учебные курсы «Психология и выбор профессии» Максимально допустимая недельная нагрузка 1/34 1/34 1/34 3/102 33/1122 33/1122 33/1122 99/3366 Пояснительная записка к учебному плану на уровень основного общего образования (9 классы) МБОУ СШ № 68 г. Архангельска 2024-2025 учебный год Пояснительная записка отражает соответствие обязательной части учебного плана требованиям федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (далее – ФГОС ООО), утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897, включая требования к личностным образовательным результатам учащихся. Пояснительная записка включает: краткую характеристику обязательной части учебного плана и части, формируемой участниками образовательных отношений; формы промежуточной аттестации. Учебный план 9-х классов является одним из организационных механизмов реализации Основной образовательной программы основного общего образования МБОУ СШ № 68. Учебный план основного общего образования МБОУ СШ № 68 является документом, определяющим распределение учебного времени, отводимого на изучение различных учебных предметов обязательной части и части, формируемой участниками образовательного процесса, максимальный объем обязательной нагрузки учащихся, формы промежуточной аттестации учащихся. Учебный план 9 классов разработан в соответствии со следующими нормативными документами: − Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (в действующей редакции); − «Федеральный государственный стандарт основного общего образования», утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. №1897 (в действующей редакции); − Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 22.03.2021 № 115 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» (в действующей редакции); − Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 г. N 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»; − Приказ Минпросвещения РФ № 254 от 20 мая 2020 г. «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного среднего, среднего общего образования (в действующей редакции). При разработке учебного плана учитывались следующие материалы: − Примерная основная образовательная программа основного общего образования (одобрена Федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию, Протокол заседания от 8 апреля 2015 г. № 1/15, в редакции протокола № 1/20 от 04.02.2020 федерального учебно-методического объединения по общему образованию). − Письмо Министерства образования и науки Архангельской области «О разъяснении вопросов» от 24.06.2014 №209/02-01-13/3988, п.1 «Об изучении предметной области «Основы религиозных культур и светской этики». Учебный план основного общего образования обеспечивает преподавание и изучение русского языка как государственного языка РФ и родного в соответствии с положением «О языке образования» и с учетом мнения обучающихся, их родителей (законных представителей). В основной школе целью образования является формирование умений организации и программирования эффективной индивидуальной и коллективной деятельности, как учебной, так и социально-творческой; организована подготовка к осознанному выбору будущей образовательной траектории. Учебный план ориентирован на разностороннее базовое образование по государственным программам с использованием здоровьесберегающих и информационных технологий. Реализация учебного плана основного общего образования направлена на формирование базовых основ и фундамента всего последующего образования, в том числе: - учебной деятельности как системы учебных и познавательных мотивов, умения принимать, сохранять, реализовывать учебные цели, умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия и их результат; -универсальных учебных действий; -познавательной мотивации и интересов обучающихся, их способности к сотрудничеству и совместной деятельности с учителем и одноклассниками, -основ нравственного поведения, определяющего отношения личности с обществом и окружающими людьми. На основании Устава школы, с учетом мнения участников образовательных отношений, требований Санитарных правил установлен следующий режим работы: 5-дневная учебная неделя и продолжительность учебного года 34 учебные недели для 7-9 классов, продолжительность урока – 45 минут (Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 г. N 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»). Учебный год в МБОУ СШ № 68 начинается 01.09.2024 и заканчивается 29.05.2025. Продолжительность учебного года в 9-х классах составляет 34 учебные недели. Учебные занятия для учащихся 9-х классов проводятся по 5-ти дневной учебной неделе. Учебный план 9 классов состоит из обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений. Особенности обязательной части учебного плана Обязательная часть учебного плана включает в себя состав и структуру обязательных предметных областей: Предметные области и учебные предметы Русский язык и литература русский язык, литература Иностранные языки иностранный язык (английский), второй иностранный язык (немецкий) Родной язык и родная литература родной язык (русский), родная литература (русская) Основные задачи реализации содержания Получение доступа к литературному наследию и через него – к сокровищам отечественной и мировой культуры и достижениям цивилизации; формирование основы для понимания особенностей разных культур и воспитание уважения к ним; осознание взаимосвязи между своим интеллектуальным и социальным ростом, способствующим духовному, нравственному, эмоциональному, творческому, этническому и познавательному развитию; формирование базовых умений, обеспечивающих возможность дальнейшего изучения языков, с установкой на билингвизм; обогащение активного и потенциального словарного запаса для достижения более высоких результатов при изучении других учебных предметов Воспитание ценностного отношения к родному языку и родной литературе как хранителю культуры, включение в культурно-языковое поле своего народа; приобщение к литературному наследию своего народа; формирование причастности к свершениям и традициям своего народа, осознание исторической преемственности поколений, своей ответственности за сохранение культуры народа; Общественно-научные предметы история России, всеобщая история, обществознание, география Математика и информатика математика, алгебра, геометрия, информатика Основы духовнонравственной культуры народов России Основы духовнонравственной культуры народов России обогащение активного и потенциального словарного запаса, развитие у обучающихся культуры владения родным языком во всей полноте его функциональных возможностей в соответствии с нормами устной и письменной речи, правилами речевого этикета; получение знаний о родном языке как системе и как развивающемся явлении, о его уровнях и единицах, о закономерностях его функционирования, освоение базовых понятий лингвистики, формирование аналитических умений в отношении языковых единиц и текстов разных функционально-смысловых типов и жанров. Формирование мировоззренческой, ценностносмысловой сферы обучающихся, личностных основ российской гражданской идентичности, социальной ответственности, правового самосознания, поликультурности, толерантности, приверженности ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации; понимание основных принципов жизни общества, роли окружающей среды как важного фактора формирования качеств личности, ее социализации; владение экологическим мышлением, обеспечивающим понимание взаимосвязи между природными, социальными, экономическими и политическими явлениями, их влияния на качество жизни человека и качество окружающей среды; осознание своей роли в целостном, многообразном и быстро изменяющемся глобальном мире; приобретение теоретических знаний и опыта их применения для адекватной ориентации в окружающем мире, выработки способов адаптации в нем, формирования собственной активной позиции в общественной жизни при решении задач в области социальных отношений Осознание значения математики и информатики в повседневной жизни человека; формирование представлений о социальных, культурных и исторических факторах становления математической науки; понимание роли информационных процессов в современном мире; формирование представлений о математике как части общечеловеческой культуры, универсальном языке науки, позволяющем описывать и изучать реальные процессы и явления Воспитание способности к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию; воспитание веротерпимости, уважительного отношения к религиозным чувствам, взглядам людей или их отсутствию; знание основных норм морали, нравственных, духовных идеалов, хранимых в культурных традициях народов России, готовность на их основе к сознательному самоограничению в поступках, поведении, расточительном потребительстве; формирование представлений об основах светской этики, культуры традиционных религий, их роли в развитии культуры и истории России и человечества, в становлении Естественнонаучные предметы биология, физика, химия Искусство изобразительное искусство, музыка Технология Труд (технология) гражданского общества и российской государственности; понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека, семьи и общества; формирование представлений об исторической роли традиционных религий и гражданского общества в становлении российской государственности Формирование целостной научной картины мира; понимание возрастающей роли естественных наук и научных исследований в современном мире, постоянного процесса эволюции научного знания, значимости международного научного сотрудничества; овладение научным подходом к решению различных задач; овладение умениями формулировать гипотезы, конструировать, проводить эксперименты, оценивать полученные результаты; овладение умением сопоставлять экспериментальные и теоретические знания с объективными реалиями жизни; воспитание ответственного и бережного отношения к окружающей среде; овладение экосистемной познавательной моделью и ее применение в целях прогноза экологических рисков для здоровья людей, безопасности жизни, качества окружающей среды; осознание значимости концепции устойчивого развития; формирование умений безопасного и эффективного использования лабораторного оборудования, проведения точных измерений и адекватной оценки полученных результатов, представления научно обоснованных аргументов своих действий, основанных на межпредметном анализе учебных задач Осознание значения искусства и творчества в личной и культурной самоидентификации личности; развитие эстетического вкуса, художественного мышления обучающихся, способности воспринимать эстетику природных объектов, сопереживать им, чувственно эмоционально оценивать гармоничность взаимоотношений человека с природой и выражать свое отношение художественными средствами; развитие индивидуальных творческих способностей обучающихся, формирование устойчивого интереса к творческой деятельности; формирование интереса и уважительного отношения к культурному наследию и ценностям народов России, сокровищам мировой цивилизации, их сохранению и приумножению Развитие инновационной творческой деятельности обучающихся в процессе решения прикладных учебных задач; активное использование знаний, полученных при изучении других учебных предметов, и сформированных универсальных учебных действий; совершенствование умений выполнения учебноисследовательской и проектной деятельности; формирование представлений о социальных и этических аспектах научно-технического прогресса; формирование способности придавать экологическую направленность любой деятельности, проекту; демонстрировать экологическое мышление в разных формах деятельности Физическая культура и Физическое, эмоциональное, интеллектуальное и социальное Основы безопасности и развитие личности обучающихся с учетом исторической, защиты Родины общекультурной и ценностной составляющей предметной физическая культура, области; основы безопасности и формирование и развитие установок активного, экологически защиты Родины целесообразного, здорового и безопасного образа жизни; понимание личной и общественной значимости современной культуры безопасности жизнедеятельности; овладение основами современной культуры безопасности жизнедеятельности, понимание ценности экологического качества окружающей среды как естественной основы безопасности жизни; понимание роли государства и действующего законодательства в обеспечении национальной безопасности и защиты населения; развитие двигательной активности обучающихся, достижение положительной динамики в развитии основных физических качеств и показателях физической подготовленности, формирование потребности в систематическом участии в физкультурно-спортивных и оздоровительных мероприятиях; установление связей между жизненным опытом обучающихся и знаниями из разных предметных областей Содержание образования, определенное обязательной частью учебного плана, обеспечивает приобщение учащихся к общекультурным и национально-значимым ценностям, формирует систему предметных навыков и личностных качеств, соответствующих требованиям ФГОС. В предметную область «Русский язык и литература» в 9-х классах входят учебные предметы: «Русский язык» (реализуется в 9-х классах - в объёме 3 часов в неделю, 102 часа в год). «Литература» (реализуется в 9-х классах - в объёме 3 часов в неделю, 102 часа в год). Для учащихся МБОУ СШ № 68 русский язык является родным языком. Предметная область «Родной язык и родная литература» в 9 классах представлена учебными предметами «Родной язык (русский)» и «Родная (русская) литература». На изучение учебного предмета «Родной язык (русский)» предусмотрено по 17 часов в год в 9 классе. На изучение учебного предмета «Родная литература (русская) предусмотрено по 17 часов в год в 9 классе. Предметная область «Иностранные языки» представлена учебным предметом: «Иностранный язык (английский)» - реализуется в 9-х классах - 3 часа в неделю, 102 часа в год. Предметная область «Общественно-научные предметы» представлены учебными предметами «История России», Всеобщая история» реализуется в объёме 9-х классах – 3 часа в целом (количество часов на изучение каждого предмета определено в рабочей программе учителя), учебный предмет «Обществознание» реализуется в 9 классах в объёме 1 час в неделю, 34 часа в год; «География» изучается в 9 классах в объёме 2 часа в неделю, 68 часов в год. Предметная область «Математика и информатика» представлена учебным предметом «Математика», который реализуется в 9 классах представлена учебными предметами «Алгебра» в объёме 3 часов в неделю, 102 часа в год, «Геометрия» в объёме 2 часов в неделю, 68 часов в год, «Информатика» в 9 классах в объёме 1 часа в неделю, 34 часа в год. Предметная область «Естественно-научные предметы» представлена учебными предметами «Биология», «Физика», «Химия». Учебный предмет «Биология» изучается в 9 классах изучается в объёме 2 часа в неделю, 68 часов в год. Учебный предмет «Физика» реализуется в 9 классах в объёме 2 часов неделю, 68 часа в год. Учебный предмет «Химия» реализуется в 9 классах в объёме 2 часов неделю, 68 часов в год. Предметная область «Технология» представлена учебным предметом «Труд (технология)», который изучается, в 9 классах в объёме 1 часа в неделю, 34 часа в год. Предметная область «Физическая культура и основы безопасности и защиты Родины» представлена учебными предметами «Физическая культура» изучается в 9 классах в объёме 2 часов в неделю, 68 часов в год и «Основы безопасности и защиты Родины» реализуется в 9 классах в объёме 1 часа в неделю, 34 часа в год. Региональное содержание основного общего образования реализуется в программах учебных предметов: иностранный язык, история, обществознание, география, биология, физика, химия, изобразительное искусство, технология, музыка, физическая культура, отражено в рабочих программах учителей. Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений, определяет время, отводимое на изучение содержания образования, обеспечивающего реализацию интересов и потребностей учащихся, их родителей (законных представителей), педагогического коллектива МБОУ СШ № 68. Данная часть в 9 классах состоит из 1 часа и представлена учебным курсом: «Проектная и исследовательская деятельность» - 0,5 часа в неделю, 17 часов в год, «Профессиональное самоопределение» - 0,5 часа в неделю, 17 часов в год. При проведении занятий по иностранному языку (при наполняемости 25 человек и более), информатике (9 классы) происходит деление класса на подгруппы. Максимальная аудиторная нагрузка обучающихся не превышает предельно допустимую аудиторную учебную нагрузку и соответствует требованиям СП. Максимально допустимая нагрузка учащихся 9 классов соответствует требованиям ФГОС ООО, где определено, что количество учебных занятий за пять лет не может составлять менее 5267 и более 6020, в 9 классах – 1122 часа (33 часа в неделю). Внеурочная деятельность учащихся организуется согласно Плану внеурочной деятельности учащихся МБОУ СШ № 68.