План внеурочной деятельности
на уровень среднего общего образования
в муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении городского округа «Город
Архангельск»
«Средняя школа № 68»
на 2024 – 2025 учебный год
1. Пояснительная записка
1.1. Под внеурочной деятельностью следует понимать образовательную деятельность,
направленную
на
образовательной
достижение
программы
планируемых
(личностных,
результатов
освоения
метапредметных
и
основной
предметных),
осуществляемую в формах, отличных от урочной с учетом выбора участниками
образовательных отношений курсов внеурочной деятельности из перечня, предлагаемого
школой, а также с учётом ресурсов школы.
1.2. Внеурочная деятельность является неотъемлемой и обязательной частью основной
общеобразовательной программы.
Внеурочная деятельность СОО в МБОУ СШ № 68 г. Архангельска организуется в
соответствии со следующими нормативно-правовыми документами и методическими
рекомендациями:
1.3. Внеурочная деятельность на уровне основного общего образования осуществляется в
соответствии с рабочей программой воспитания школы.
1.4. Внеурочная деятельность СОО в МБОУ СШ № 68 г. Архангельска организуется в
соответствии со следующими нормативно-правовыми документами и методическими
рекомендациями:
•
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации».
•
Приказ Министерства просвещения России от 31.05.2021 № 287 «Об утверждении
федерального
государственного
образовательного
стандарта
основного
общего
образования»
•
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 16 ноября 2022 г.
№993 «Об утверждении федеральной образовательной̆ программы основного общего
образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 22.12.2022, №71764).
•
Письмо
Министерства
просвещения
РФ
от
05.07.2022
№ТВ1290/03
«О
направлении методических рекомендаций по организации внеурочной деятельности в
рамках
реализации
обновленных
федеральных
государственных
стандартов начального общего и основного общего образования».
образовательных
•
Письмо Министерства просвещения РФ от 15.08.2022 № 03- 1190 «О направлении
методических рекомендаций» (по реализации цикла внеурочных занятий «Разговоры о
важном»).
•
Письмо Министерства просвещения РФ от 03.04.2023 №ДГ-617/05 «О направлении
информации
(вместе
с
Методическими
рекомендациями
профориентационного минимума
по
реализации
в общеобразовательных
организациях РФ)
•
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020
№28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения,
отдыха и оздоровления детей̆ и молодежи».
•
Санитарные правила и нормы СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и
требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов
среды обитания», утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного
врача РФ от 28.01.2021 № 2 (далее - СанПин 1.2.3685-21).
•
Основная образовательная программа основного общего образования МБОУ СШ
№ 68 г. Архангельска
•
Положение МБОУ СШ №68 «Об организации внеурочной деятельности в школе»
(протокол заседания общешкольного родительского комитета; протокол заседания Совета
старшеклассников).
1.5. План внеурочной деятельности является частью организационного раздела ООП СОО
и представляет собой описание целостной системы функционирования образовательной
организации в сфере внеурочной деятельности и включает:
-
план
организации
деятельности
ученических
сообществ
(групп
старшеклассников), в том числе ученических классов, разновозрастных объединений по
интересам, клубов; юношеских общественных объединений, организаций (в том числе и в
рамках РДДМ);
- план реализации курсов внеурочной деятельности по выбору обучающихся
(предметные
кружки,
факультативы,
ученические
научные
общества,
школьные
олимпиады по предметам программы среднего общего образования).
1.6. Согласно
ФГОС
СОО
через
внеурочную
деятельность
организацией,
осуществляющей образовательную деятельность, реализуется основная образовательная
программа
(цели,
задачи,
планируемые
результаты,
содержание
и
организация
образовательной деятельности при получении среднего общего образования). В
соответствии с планом внеурочной деятельности создаются условия для получения
образования всеми обучающимися, в том числе одаренными детьми, детьми с
ограниченными возможностями здоровья и инвалидами.
1.7. Количество часов, выделяемых на внеурочную деятельность,
за два года обучения на уровне среднего общего образования составляет не более 700
часов. Величину недельной образовательной нагрузки, реализуемой через внеурочную
деятельность, определяют за пределами количества часов, отведенных на освоение
обучающимися учебного плана. Для недопущения перегрузки обучающихся допускается
перенос образовательной нагрузки, реализуемой через внеурочную деятельность, на
периоды каникул. Внеурочная деятельность в каникулярное время может реализовываться
в рамках тематических образовательных программ (лагерь с дневным пребыванием на
базе общеобразовательной организации или на базе загородных детских центров,
в туристских походах, экспедициях, поездках и другие).
1.8. Реализация плана внеурочной деятельности предусматривает в течение года
неравномерное распределение нагрузки. Так, при подготовке коллективных дел (в рамках
инициативы ученических сообществ) и воспитательных мероприятий за 1–2 недели
используется значительно больший объем времени, чем в иные периоды (между
образовательными событиями).
1.9. Общий объем внеурочной деятельности не должен превышать 10 часов в неделю.
1.10. Один час в неделю рекомендуется отводить на внеурочное занятие «Разговоры о
важном».
1.11. На курсы внеурочной деятельности по выбору обучающихся еженедельно
расходуется до 4 часов, на организационное обеспечение учебной деятельности, на
обеспечение благополучия обучающегося еженедельно до 1 часа.
1.12. В зависимости от задач на каждом этапе реализации образовательной программы
количество часов, отводимых на внеурочную деятельность, может изменяться. В 10 классе
для обеспечения адаптации обучающихся к изменившейся образовательной ситуации
выделено больше часов, чем в 11 классе.
1.13. Организация жизни ученических сообществ является важной составляющей
внеурочной
деятельности,
направлена
на
формирование
у обучающихся российской гражданской идентичности и таких компетенций, как:
-
компетенция
конструктивного,
успешного
и
ответственного
поведения
в обществе с учетом правовых норм, установленных российским законодательством;
- социальная самоидентификация обучающихся посредством личностно значимой
и
общественно
приемлемой
деятельности,
приобретение
знаний
о социальных ролях человека;
- компетенция в сфере общественной самоорганизации, участия в общественно
значимой совместной деятельности.
Организация жизни ученических сообществ происходит:
- в рамках внеурочной деятельности в ученическом классе, общешкольной
внеурочной деятельности, в сфере школьного ученического самоуправления, участия в
детско-юношеских
общественных
объединениях,
созданных
в
образовательной
организации и за ее пределами;
- через приобщение обучающихся к общественной деятельности и школьным
традициям, участие обучающихся в деятельности производственных, творческих
объединений, благотворительных организаций;
- через участие в экологическом просвещении сверстников, родителей, населения, в
благоустройстве школы, класса, города, в ходе партнерства
с общественными организациями и объединениями.
- отношение обучающихся к закону, государству и к гражданскому обществу
(включает подготовку личности к общественной жизни);
-
отношение
художественной
обучающихся
культуре
к
окружающему
миру,
(включает
формирование
у
к
живой
природе,
обучающихся
научного
мировоззрения);
- трудовые и социально-экономические отношения (включает подготовку личности
к трудовой деятельности).
1.14. По решению педагогического коллектива, родительской общественности, интересов
и запросов обучающихся и родителей (законных представителей) несовершеннолетних
обучающихся план внеурочной деятельности в школе модифицируется в соответствии с
тремя профилями: гуманитарным, социально-экономическим, технологическим.
Определена модель плана внеурочной деятельности с преобладанием учебнопознавательной деятельности.
1.15. Инвариантный компонент плана внеурочной деятельности (вне зависимости от
профиля) предполагает:
- организацию жизни ученических сообществ в форме клубных встреч
(организованного тематического и свободного общения старшеклассников), участие
обучающихся в делах классного ученического коллектива и в общих коллективных делах
образовательной организации;
- проведение ежемесячного учебного собрания по проблемам организации
учебного
процесса,
индивидуальных
и
групповых
консультаций
по
вопросам
организационного обеспечения обучения и обеспечения благополучия обучающихся в
жизни образовательной организации.
В весенние каникулы 10 класса организуются поездки в организации профессионального
и высшего образования для уточнения индивидуальных планов обучающихся в сфере
продолжения образования. После поездок в рамках часов, отведенных на организацию
жизни ученических сообществ, проводятся коллективные обсуждения, в ходе которых
педагогами обеспечиваются анализ и рефлексия обучающимися собственных впечатлений
о посещении образовательных организаций.
1.16. Инвариантный компонент внеурочной деятельности.
Компонент
Цель
1.Информационно-просветительские занятия
патриотической, нравственной и
экологической направленности "Разговоры о
важном "
Развитие
ценностного
отношения
обучающихся к своей Родине России, населяющим ее людям, ее
уникальной истории, богатой природе
ивеликой культуре.
Развитие способности обучающихся
применять приобретенные знания,
умения и навыки для решения задач в
различных сферах жизнедеятельности
(обеспечение связи обучения с жизнью)
2.Занятия по формированию
функциональной грамотности обучающихся
3.Занятия, направленные на удовлетворение
профориентационных интересов и
потребностей обучающихся
4. Организация жизни ученических
сообществ в форме клубных встреч
(организованного тематического и
свободного общения старшеклассников),
участие обучающихся в делах классного
ученического коллектива и в общих
коллективных делах образовательной
организации;
Формирование готовности
школьников к осознанному выбор
направления продолжения своего
образования и будущей профессии,
осознание важности получаемых в
школе знаний для дальнейшей
профессиональной
и в непрофессиональной деятельности
Воспитание лидерских качеств, развитие
организаторских
способностей,
повышения уровня ответственности за
свои поступки, формирование навыков
жить и работать в коллективе.
1.17. Вариативный компонент плана внеурочной деятельности по ФОП СОО для
универсального, гуманитарного профилей
Профиль
Формы
Универсальный Экскурсии на производства, индивидуальные,
групповые и коллективные учебно(10 класс)
исследовательские проекты обучающихся.
Время проведения
Осенние (зимние)
каникулы
Профпробы в музеях, библиотеках, учреждениях
образования и культуры.
Первое полугодие
Исследовательские экспедиции, например,
краеведческой направленности, фольклорные,
археологические
Подготовка к профпробам на производстве и к
участию в исследовательских экспедициях.
Второе полугодие
Подготовка и защита индивидуальных или
групповых проектов
Профессиональные пробы обучающихся в
социально-экономической, технологической,
гуманитарной сферах, организуются социальные
практики (обеспечивающие пробу себя
обучающимися в сфере профессиональной
коммуникации с широким кругом партнеров)
Летние (весенние)
каникулы
Подготовка и защита групповых социальных и
экономических проекты (например,
предпринимательской направленности).
Универсальный Активный отдых, оздоровление учащихся.
(11 класс)
Поддержка инициатив старшеклассников –
выезды на природу, туристические походы,
поездки по России и др.- выезды на природу,
- туристские походы,
- поездки по территории России ,
- организация «зрительского марафона»
(коллективное посещение кинопоказов,
театральных спектаклей, концертов, просмотр
видеофильмов, посещение выставок,
художественных музеев с обязательным
коллективным обсуждением),
- социальные практики, в том числе в качестве
организаторов деятельности обучающихся 5–9
классов.
Профпробы в музеях, библиотеках, учреждениях
образования и культуры.
Осенние (весенние)
каникулы
Первое полугодие
Исследовательские экспедиции, например,
краеведческой направленности, фольклорные,
археологические
Активный отдых, оздоровление учащихся.
Зимние каникулы
Поддержка инициатив старшеклассников –
выезды на природу, туристические походы,
поездки по России и др.
Подготовка и защита индивидуальных или
Второе полугодие
групповых проектов – «проект профессиональных
проб» и «проект участия в исследовательской
экспедиции».
1.18 Планируемые результаты внеурочной деятельности.
1.18.1. Внеурочная деятельность организуется в целях обеспечения индивидуальных
потребностей обучающихся, направлена на достижение планируемых результатов
освоения основной образовательной программы.
1.18.2.
Требования к личностным результатам освоения обучающимися программ
внеурочной деятельности СОО включают:
-
осознание российской гражданской идентичности;
-
готовность обучающихся к саморазвитию, самостоятельности и личностному
самоопределению;
-
ценность самостоятельности и инициативы;
-
наличие мотивации к целенаправленной социально значимой деятельности;
сформированность внутренней позиции личности как особого ценностного
отношения к себе, окружающим людям и жизни в целом.
1.18.3. Личностные результаты достигаются в единстве учебной, внеурочной и
воспитательной деятельности образовательной организации в соответствии с
традиционными российскими социокультурными и духовно-нравственными ценностями,
принятыми в обществе правилами и нормами поведения и способствуют процессам
самопознания, самовоспитания и саморазвития, формирования внутренней позиции
личности.
1.18.4. Личностные результаты освоения программ внеурочной деятельности отражают
готовность обучающихся руководствоваться системой позитивных ценностных
ориентаций и расширение опыта деятельности на ее основе и в процессе реализации
основных направлений воспитательной деятельности, в том числе в части: гражданского
воспитания, патриотического воспитания, духовно-нравственного воспитания,
эстетического воспитания, физического воспитания, формирования культуры здоровья и
эмоционального благополучия, трудового воспитания, экологического воспитания,
осознание ценности научного познания, а также результаты, обеспечивающие адаптацию
обучающегося к изменяющимся условиям социальной и природной среды.
1.18.5. Метапредметные результаты включают:
-
освоение обучающимися межпредметных понятий (используются в нескольких
предметных областях и позволяют связывать знания из различных учебных предметов,
учебных курсов внеурочной деятельности, модулей в целостную научную картину мира) и
универсальных учебных действий (познавательные, коммуникативные, регулятивные);
- способность их использовать в учебной, познавательной и социальной практике;
- готовность к самостоятельному планированию и осуществлению учебной деятельности
и организации учебного сотрудничества с педагогическими работниками и сверстниками,
к участию в построении индивидуальной образовательной траектории;
- овладение навыками работы с информацией: восприятие и создание информационных
текстов в различных форматах, в том числе цифровых, с учетом назначения информации и
ее целевой аудитории.
1.18.6. Метапредметные результаты сгруппированы по трем направлениям и отражают
способность обучающихся использовать на практике универсальные учебные действия,
составляющие умение овладеватьпознавательными, коммуникативными, регулятивными
универсальными учебными действиями.
1.18.7. Овладение познавательными универсальными учебными действиями предполагает
умение использовать базовые логические действия, базовые исследовательские действия,
работать с информацией.
1.18.8. Овладение системой коммуникативных универсальных учебных действий
обеспечивает сформированность социальных навыков общения, совместной деятельности.
1.18.9. Овладение регулятивными универсальными учебными действиями включает
умения самоорганизации, самоконтроля, развитие эмоционального интеллекта.
План внеурочной деятельности 10 класс
универсальный профиль
Компонент
Наименование ВД
Форма
проведения
Количество часов
неделю/год
Внеурочные занятия
патриотической,
нравственной и
экологической
направленности
Внеурочная деятельность по
формированию
функциональной
грамотности обучающихся
Внеурочная деятельность,
направленная на
обеспечение благополучия
обучающихся в
пространстве
общеобразовательной
школы, семьи
Занятия, направленные на
удовлетворение
профориентационных
интересов и потребностей
обучающихся
Организация жизни
ученических сообществ
Разговоры о важном
кружок
1/34
Проектная
деятельность
кружок
1/34
Семьеведение
курс
1/34
Россия - мои
горизонты
кружок
1/34
РДДМ - движение
первых
кружок
1/34
Внеурочная деятельность по
учебным предметам
Увлекательная
математика
Кружок
практикум
1/34
Актуальные вопросы кружок
обществознания
практикум
ШСК
Секция
1/34
Правовое
просвещение
1/34
Внеурочная деятельность,
направленная на
поддержание спортивной
формы и здорового образа
жизни
Организационное
обеспечение обучения и
обеспечения благополучия
обучающихся
Количество часов в неделю
кружок
тренинг
1/34
9
Количество часов в год
306
План внеурочной деятельности 11 класс
универсальный профиль
Компонент
Наименование ВД
Форма
проведения
Внеурочные занятия
патриотической,
нравственной и
экологической
направленности
Внеурочная деятельность
по формированию
функциональной
грамотности обучающихся
Занятия, направленные на
удовлетворение
профориентационных
интересов и потребностей
обучающихся
Организация жизни
ученических сообществ
Внеурочная деятельность
по учебным предметам
образовательной
программы
Внеурочная деятельность,
направленная на
поддержание спортивной
формы и здорового образа
жизни
Организационное
обеспечение обучения и
обеспечения благополучия
обучающихся
Количество часов в неделю
Количество часов в год
Количество часов
неделю/год
Разговоры о важном Курс
1/34
Основы
функциональной
грамотности
Метапредметный
кружок
1/34
Россия -мои
горизонты
Курс
1/34
РДДМ- движение
первых
Практическое
обществознание
кружок
1/34
кружок
практика
1/34
Биологические
закономерности в
природе
Занимательный
синтаксис
кружок
1/34
кружок
практикум
1/34
ШСК
Секция
1/34
Правовое
просвещение
кружок
тренинг
1/34
9
306