Рабочая программа ШБП 2024-2025

Пояснительная записка
Школа будущего первоклассника представляет собой комплексную дополнительную образовательную услугу по
подготовке детей дошкольного возраста к обучению в школе.
Программа разработана на основе программы Н.А. Федосовой, Е.В.Коваленко, И.А.Дядюнова «Преемственность.
Подготовка детей к школе.»
В настоящее время школа решает сложную задачу образования и воспитания подрастающего поколения –
личностное развитие ребенка (готовность и способность к саморазвитию, сформированность мотивации к учению
и познанию) на основе освоения им универсальных учебных действий (регулятивных, познавательных,
коммуникативных), познания и освоения мира. В сфере экономических и политических преобразований нашего
общества от учителя начальных классов требуется совершенствование всей системы учебно-воспитательного
процесса, осуществление преемственности между дошкольным и начальным обучением. Одним из таких
направлений является предшкольная подготовка.
Поступление ребенка в школу является стартовой точкой нового этапа развития. Педагоги учитывают трудности
адаптационного периода и заинтересованы в том, чтобы он прошел для детей менее болезненно. Ребенок должен
быть готовым к новым формам сотрудничества со взрослыми и сверстниками, к изменению социальной ситуации
развития, своего социального статуса. Нередко подготовка детей к школе сводится к обучению их счету, чтению,
письму. Между тем, практика показывает, что наибольшие трудности в начальной школе испытывают не те дети,
которые имеют недостаточно большой объем знаний, умений и навыков, а те, которые проявляют
интеллектуальную пассивность, у которых отсутствует желание и привычка думать, стремление узнать что-то
новое.
Для формирования «внутренней позиции школьника» надо создать условия, чтобы он хоть на несколько минут
побыл настоящим учеником: посидел за партой, пообщался с учителем, привык к нему и его требования.
Актуальной становится предшкольная подготовка старших дошкольников в стенах школы, когда учитель
начальных классов имеет возможность провести коррекцию недостаточно развитых у детей предпосылок к
систематическому обучению с целью достижения требуемого уровня готовности к школе и успешной адаптации
первоклассников.
Предшкольная подготовка создает равные стартовые условия для получения начального образования, делает
доступным качественное обучение на первой ступени.
Цель данной программы: всестороннее развитие ребенка, что позволит обеспечить формирование готовности к
обучению в начальной школе у будущего школьника, развитие тех интеллектуальных качеств, творческих
способностей и свойств личности, которые обеспечивают успешность адаптации первоклассника, достижения в
учебе и положительное отношение к школе
Основные задачи программы:
 организация процесса обучения, воспитания и развития детей на этапе предшкольного образования с учетом
потребностей и возможностей детей этого возраста;
 укрепление и развитие эмоционально-положительного отношения ребенка к школе, желания учиться;
 формирование социальных черт личности будущего первоклассника, необходимых для благополучной
адаптации к школе.
Адаптация - естественное состояние человека, проявляющееся в приспособлении (привыкании) к новым условиям
жизни, новой деятельности, новым социальным контактам, новым социальным ролям. Значение этого периода
вхождения в непривычную для детей жизненную ситуацию проявляется в том, что от благополучности его
протекания зависит не только успешность овладения учебной деятельностью, но и комфортность пребывания в
школе, здоровье ребенка, его отношение к школе и учению.
Адаптация к школьному обучению проходит через:
 формирование базовых умений, необходимых для обучения в школе;
 обогащение активного словаря ребенка, связной речи;
 логическую и символическую пропедевтику.
 Планируемый результат: благоприятное течение адаптации первоклассников к обучению в школе.
Основные показатели благоприятной адаптации ребенка:
 сохранение физического, психического и социального здоровья детей;
 установление контакта с учащимися, с учителем;
 формирование адекватного поведения;
 овладение навыками учебной деятельности.

Программа рассчитана на детей 6-летнего возраста. Подготовка к школе проводится в игровой форме, в атмосфере
доброжелательности, что позволит ребенку избежать стресса. Задания подобраны с учетом индивидуальных
особенностей детей и создают ситуации успеха для них. День за днем ребенок будет самостоятельно делать
«открытия» и активно участвовать в обучении. В ходе реализации программы у детей через творчество, умение
придумывать, создавать новое наилучшим образом формируется личность ребенка, развивается его
самостоятельность и познавательный мир. Таким образом, во время работы школы будущего первоклассника,
происходит не только знакомство учителя и ученика, но и решается главная задача программы: сокращение
адаптационного периода при поступлении ребенка в школу.
Концепция программы подготовки будущих первоклассников основана на следующей идее: дошкольники только
готовятся к систематическому обучению и этим определяется выбор содержания, методов и форм организации
образования детей.
Основными принципами подготовки к обучению являются:
 единство развития, обучения и воспитания;
 учет возрастных и индивидуальных особенностей детей;
 комплексный подход;
 систематичность и последовательность;
 вариативность и вариантность;
 сознательность и творческая активность;
 наглядность;
 доступность и достаточность.
Ожидаемые результаты:
 обеспечение единых стартовых возможностей будущих первоклассников,
 развитие личности ребенка старшего дошкольного возраста,
 формирование его готовности к систематическому обучению.
Таким образом, предшкольное образование обеспечивает плавный переход из дошкольного детства в начальную
школу детей с разными стартовыми возможностями, т.е. позволяет реализовать главную цель преемственности
двух смежных возрастов – создать условия для благополучной адаптации ребенка к школьному обучению, развить
его новые социальные роли и новую ведущую деятельность.
Порядок организации работы школы будущих первоклассников:
 группы формируются из детей 5,5 – 6-летнего возраста;
 продолжительность занятий в группах предшкольной подготовки – 25 минут;
 наполняемость групп от 20 до 25 человек;
 форма проведения занятий – игровая, двигательная.
 начало занятий – 19 октября 2024 года.
 окончание занятий – 22 марта 2025 года.
 режим занятий: 1 раз в неделю – 3 занятия по 25 минут с перерывами на отдых 10 минут.
 график занятий: суббота с 10.00. до 11.25.
На 2024 – 2025 учебный год планируется скомплектовать 1 группу предшкольного обучения, численностью 25
человек. С родителями обучающихся заключается договор о предоставлении ПДОУ.
Педагогический состав «Школы будущего первоклассника»: учителя начальных классов.
Ведущий метод работы с детьми – это игра. Данный тип деятельности является ведущим в дошкольном возрасте.
Основная форма организации деятельности – это урок. Особенностью содержания подготовки к школе является то,
что материал, предложенный для детей дошкольного возраста, разработан на интегрированной основе и деление
содержания на предметы условно. Занятия проводятся на основе комплекта пособий, подготовленных к программе
Н. А. Федосовой «Преемственность. Подготовка детей к школе» (УМК «Школа России»).
Обучение в школе осуществляется с помощью учебно-методического комплекса «Школа России». Данный УМК
построен таким образом, что все его важнейшие компоненты: предметное содержание, дидактическое
обеспечение, методическое сопровождение и художественно-полиграфическое исполнение направлены на
достижение результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования,
учитывают требования к ее структуре и содержанию, отраженные в ФГОС.
Общая характеристика программы
Основные положения программы: подготовка к школе носит развивающий характер; не допускает дублирования
программ первого класса; помогает освоить специфику социальных отношений (в семье, со сверстниками, со
взрослыми); обеспечивает формирование ценностных установок; ориентирует не на уровень знаний, а на развитие

потенциальных возможностей ребенка, на зону его ближайшего развития; обеспечивает постепенный переход от
непосредственности к произвольности; организует и сочетает в единой смысловой последовательности
продуктивные виды деятельности; готовит переход от игровой к творческой, учебной деятельности, в том числе в
сотрудничестве со сверстниками и взрослыми; инвариантна и готовит к любой системе школьного образования.
Основные принципы построения программы: общее развитие с учётом индивидуальных возможностей и
способностей; развитие творческой деятельности; развитие личностных компетенций; поддержка и сохранение
здоровья; формирование духовно-нравственных установок и ориентаций; развитие устойчивой психологической
адаптации к новым условиям образования; сотворчество обучающих, обучающихся и родителей.
Содержание подготовки к обучению строится на таких принципах: учёт возрастных и индивидуальных
особенностей ребёнка; систематичность и последовательность; вариантность и вариативность; доступность и
достаточность; наглядность; достоверность; комплексность; взаимосвязь с окружающим миром; использование
произведений искусства; разнообразие игровых и творческих заданий; многообразие видов художественнотворческой деятельности (игровая, музыкальная, художественно-речевая, театрализованная).
Ведущая деятельность: игра; продуктивная, творческая деятельность.
Место занятий в учебном плане
Программа «Школа будущего первоклассника» предлагает систему адаптационных занятий и состоит из
следующих курсов:
 «По дороге к Азбуке»
 «Занимательная математика»
 «Зелёная тропинка»
Программа рассчитана на 17 недель. Общее количество занятий – 51.
Количество занятий в неделю:
Название курса
«По дороге к Азбуке»
«Занимательная математика»
«Зелёная тропинка»
ИТОГО:

Число занятий в неделю
1
1
1
3

Ценностные ориентиры программы
На основании требований к ребенку, изложенных в основных документах дошкольного и начального общего
образования (федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы
дошкольного образования и федеральный государственный образовательный стандарт начального общего
образования), подготовлен портрет дошкольника, поступающего в первый класс.
Ребенок, поступающий в первый класс, обладает следующими качествами:
физически развит; владеет
основными культурно-гигиеническими навыками: самостоятельно одевается, раздевается, ухаживает за одеждой и
обувью; соблюдает элементарные правила здорового образа жизни; ухаживает за растениями, животными,
игрушками, книгами; знает первичные сведения о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе; владеет
средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками; использует вербальные и
невербальные способы общения; владеет диалогической речью и конструктивными способами взаимодействия с
детьми и взрослыми; осознанно и произвольно строит речевое высказывание в устной форме.
К концу дошкольного возраста у детей должна быть сформирована физиологическая, социальная и
психологическая готовность к школе.
Физиологическая готовность к обучению в школе выражается в общем состоянии здоровья ребёнка и отдельных
функциональных систем организма. В основе физиологической готовности лежит способность ребёнка переносить
нагрузки, связанные с систематической учёбой.
Социальная готовность к обучению в школе — готовность ребёнка к новым формам общения с окружающими.
При сравнении себя с другими у ребёнка появляется самооценка. Сюда также относится понимание своей внешней
и внутренней позиции.
Психологическая готовность к обучению в школе определяется уровнем психического развития ребёнка и уровнем
развития качеств, необходимых для учения. В возрасте 6—7 лет у ребёнка возникает новая структура переживаний,
при которой он начинает понимать, что значит «Я радуюсь», «Я голоден», «Я сердит», «Я добрый», «Я злой» и т. д.
Ребёнок открывает сам факт своих переживаний. Отсюда вытекают некоторые особенности, характеризующие
кризис 6—7 лет. Также кризис связан с потерей детской непосредственности. Если принять во внимание смену
ведущей деятельности, одним из критериев психологической готовности будет появление позиции школьника. В
этом смысле проявление кризиса 6—7 лет является одним из показателей готовности ребёнка к школе.

Курс «По дороге к Азбуке» помогает практически подготовить детей к обучению чтению, письму и
совершенствовать их устную речь. Содержание курса направлено на общее развитие ребенка, посредством которого
создается прочная основа для успешного изучения русского языка.
Курс «Занимательная математика» направлен на развитие умений проводить наблюдения, сравнивать, выделять
указанные и новые свойства объекта, его существенные и несущественные характеристики, понимать
относительность свойства, делать выводы.
Курс «Зелёная тропинка» направлен на коррекцию и развитие накопленных в дошкольном возрасте
природоведческих представлений. В основе подготовки лежат непосредственные наблюдения, действия с
предметами, элементарные эксперименты. «Предметное окружение» расширяет и уточняет представления детей о
предметном мире: о видах транспорта, о предметах быта, инструментах, технике. «Явления общественной жизни»
расширяют круг знаний и представлений о явлениях окружающей действительности, их связи, взаимоотношения и
взаимозависимости.
Планируемые результаты освоения программы
В ходе освоения содержания программы «Школа будущего первоклассника» предполагается обеспечение условий
для достижения обучающимися следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.
Познавательные: знаково-символическое моделирование и преобразование объектов; анализ объектов с целью
выделения признаков (существенных, несущественных); синтез как составление целого из частей, в том числе с
самостоятельным достраиванием, выполнением недостающих элементов; сравнение и сопоставление; выделение
общего и различного; осуществление классификации; установление аналогии; самостоятельный выбор способов
задач в зависимости от конкретных условий; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в
устной форме.
Регулятивные: осуществление действия по образцу и заданному правилу; сохранение заданной цели; умение
видеть указанную ошибку и исправлять ее по указанию взрослого; осуществление контроля своей деятельности по
результату; умение адекватно понимать оценку взрослого и сверстника.
Коммуникативные: овладение определенными вербальными и невербальными средствами общения;
эмоционально-позитивное отношение к процессу сотрудничества с взрослыми и сверстниками; ориентация на
партнера по общению; умение слушать собеседника; задавать вопросы.
Личностные: мотивационные и коммуникативные, формирование Я - концепции и самооценки при подготовке к
обучению в школе, положительное отношение к школьному обучению.
Предметные результаты
К концу обучения по программе ШБП дошкольник получит следующие предметные результаты по отдельным
темам программы:
 распознавать первый звук в словах;
 внимательно слушать литературные произведения;
 называть персонажей, основные события;
 отвечать на вопросы учителя по содержанию, делать элементарные выводы;
 пересказывать произведение близко к тексту, по ролям, по частям;
 составлять элементарный рассказ по серии картинок;
 обсуждать нравственные стороны поступков людей;
 участвовать в коллективных разговорах;
 использовать принятые нормы вежливого речевого общения;
 различать геометрические фигуры по форме (треугольник, круг, квадрат), по цвету, по размеру;
 считать от 1 до 10 и в обратном направлении;
 определять количество предметов в пределах 10, соотносить количество с цифрами;
 ориентироваться в пространстве;
 ориентироваться в тетради в клетку;
 выполнять элементарные рисунки на клетчатой бумаге;
 устанавливать речевые контакты с взрослыми и детьми (обращаться по имени, по имени и отчеству, вежливо
выражать просьбу, извиняться, благодарить за услугу, говорить спокойным дружелюбным тоном);
 различать гласные и согласные звуки и соотносить их с буквами;
 различать малые фольклорные жанры (загадки, скороговорки, чистоговорки, колыбельные песенки, потешки);
 устанавливать количественные отношения в натуральном ряду чисел в прямом и обратном направлении;
 присчитывать и отсчитывать по одному, по два.

Таким образом, предшкольное образование обеспечивает плавный переход из дошкольного детства в начальную
школу детей с разными стартовыми возможностями, т.е. позволяет реализовать главную цель преемственности
двух смежных возрастов – создать условия для благополучной адаптации ребенка к школьному обучению, развить
его новые социальные роли и новую ведущую деятельность.
Способы определения результативности:
 наблюдение за детьми, беседы индивидуальные и групповые, а также беседы с родителями;
 формирование навыка слушателя: ответы на вопросы по тексту, иллюстрирование текста;
 взаимодействие в коллективе: игры, наблюдение, беседы с родителями.
Содержание программы предусматривает комплекс занятий, включающих следующие направления
деятельности:
Раздел «Совершенствование и развитие устной речи» состоит из программы «По дороге к Азбуке». Программа
«По дороге к Азбуке» решает вопросы практической подготовки детей к обучению чтению, к обучению письму и
ведет работу по совершенствованию устной речи. Содержание курса направлено на общее развитие ребенка,
посредством которого создается прочная основа для успешного изучения русского языка. Содержание
ориентировано на решение следующих задач:
 создание условий для формирования многосторонне развитой личности ребенка (интеллектуальное, духовнонравственное, эстетическое, эмоциональное развитие), для создания предпосылок положительной мотивации
учения в школе;
 практическая подготовка детей к обучению чтению и письму;
 формирование элементарной культуры речи, совершенствование на доступном уровне навыков связной устной
речи детей.
Отличительной чертой данного раздела программы является осуществление интеграции тесной взаимосвязанной и
взаимопроникающей работы по подготовке детей к обучению чтению с работой по развитию их устной связной
речи и с подготовкой к обучению письму.
Большая роль на занятиях этого курса отводится играм со словами, в ходе которых дети приобретают навыки
словоизменения и словообразования, лексической и грамматической сочетаемости слов, осваивают структуру
предложения. Главной задачей этого курса являются развитие умений говорения и слушания, обогащения
активного, пассивного и потенциального словаря ребенка.
Раздел «Подготовка к обучению чтению и письму» дополняет программу «По дороге к Азбуке». Курс
предназначен для подготовки детей дошкольного возраста к письму и к восприятию форм букв. Дети приобретают
навыки работы в открытом и ограниченном пространстве, учатся штриховать, обводить предложенный образец по
намеченному контуру. Задания знакомят ребенка с конфигурацией печатных букв русского алфавита, развивают
мелкую моторику, координацию движений, аналитические способности, формируют графические навыки детей.
Раздел «Введение в математику» представлен программой курса «Занимательная математика». В основу отбора
содержания программы «Занимательная математика» положен принцип ориентации на первостепенное значение
общего развития ребенка, включающего в себя сенсорное и интеллектуальное развитие с использованием
возможностей и особенностей математики.
На занятиях курса будущие первоклассники путешествуют по стране цифр и знаков, знакомятся с «волшебными
клеточками», изучают подвижные игры с математическими заданиями. Дети учатся соотносить цвета, определять
форму предметов, используя геометрические фигуры как эталон, ориентироваться в количественных
характеристиках предметов, пересчитывать предметы в пределах 10, ориентироваться в пространстве. Подготовка
к изучению математики в школе осуществляется в трех направлениях: формирование базовых умений, лежащих в
основе математических понятий, изучаемых в начальной школе; логическая пропедевтика, которая включает
формирование логических умений, составляющих основу формирования понятия числа; символическая
пропедевтика – подготовка к оперированию знаками.
Раздел «Зеленая тропинка» нацелена на развитие детей, формирование у них заинтересованного и бережного
отношения к природному окружению. Данный курс представляет собой первый для малышей опыт
систематизации и научной коррекции накопленных ими в дошкольном возрасте разнообразных природоведческих
представлений. Вместе с тем это и первый опыт последовательного приобщения ребенка к свойственным
естественнонаучным дисциплинам методом познания, следуя которым нужно как можно больше увидеть своими
глазами, сделать своими руками. Сказанное определяет отбор содержания курса и характер деятельности детей на
занятиях. Содержание программы строится как синтез различных составляющих естественно-научного и
экологического знания с включением доступных элементарных сведений из области астрономии, физики,
биологии, экологии. При этом создается достаточно целостная первоначальная картина мира, которая становится
фундаментом для развертывания соответствующего учебного курса в начальной школе. В основу подготовки
малышей к обучению положены непосредственные наблюдения в природе, действия с предметами,
осуществляемые в естественной для детей данного возраста занимательной, игровой форме. Эта деятельность
дополняется рисованием, раскрашиванием, вырезанием фигур, лепкой и т. д. При этом большое внимание
уделяется формированию таких важных умений, как умение выделять свойства предметов (форма, цвет, размеры),

находить их общие и отличительные признаки, фиксировать состояние предмета и его смену (явление). Таким
образом, осуществляется накопление фактических знаний и опыта познавательной деятельности, необходимое для
успешного освоения программы начальной школы
Курс «Зелёная тропинка» нацелен на развитие у детей универсальных предпосылок учебной деятельности,
познавательных процессов и интеллектуальных способностей.
В основу подготовки детей к обучению положена познавательно-исследовательская деятельность. Основное
внимание уделяется формированию универсальных предпосылок учебной деятельности - умении работать по
правилу, слушать взрослого, развитию творческих способностей детей, логическим действиям.
Рабочая программа «Развитие речи» и «Подготовка к письму»
«По дороге к Азбуке»
Рабочая программа для дошкольников разработана на основе программы Н. А. Федосовой «Преемственность.
Подготовка детей к школе», авторской программы Н.А.Федосовой «Речевое развитие. От слова к букве»,
утверждённой МО РФ в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта
начального образования.
Для реализации программного содержания используются:
 Федосова Н.А. Дошкольное обучение: Подготовка к школе. - М.: Просвещение
 Федосова Н.А. От слова к букве: Учебное пособие для подготовки детей к школе: в 2 ч. - М.: Просвещение
 Федосова Н.А. Программа «Преемственность. Подготовка детей к школе». - М.: Просвещение
Помогает практически подготовить детей к обучению чтению, письму и совершенствовать их устную речь.
Содержание курса направлено на общее развитие ребенка, посредством которого создается прочная основа для
успешного изучения русского языка.
Содержание ориентировано на решение следующих задач:
 создание условий для формирования многосторонне развитой личности ребенка (интеллектуальное, духовнонравственное, эстетическое, эмоциональное развитие), создания предпосылок положительной мотивации
учения в школе;
 практическая подготовка детей к обучению чтению и письму;
 формирование элементарной культуры речи, совершенствование на доступном уровне навыков связной устной
речи детей.
Отличительной чертой данного раздела программы, по сравнению с уже существующими, является осуществление
интеграции работы по подготовке детей к обучению чтению с работой по развитию их устной связной речи и с
подготовкой к обучению письму.
Основными задачами развития речи на подготовительном этапе являются:
 расширение, обогащение и активизация словарного запаса детей;
 формирование грамматического строя речи ребенка;
 совершенствование навыков устной связной речи, монологической и диалогической (ответы на вопросы,
пересказ рассказа, сказки, составление рассказа по картине, рисункам и иллюстрациям к произведению, рассказ
по личным наблюдениям и впечатлениям, составление загадок, сказок, рассказов, словесное рисование и т. д.);
 создание речевых высказываний различных типов: описания (человека, животных, предметов, помещения);
рассуждения (прочитай свое любимое стихотворение. Чем оно тебе нравится? Расскажи свою любимую сказку.
Почему она тебе нравится больше других? И т. д.); повествования (различные виды пересказа, рассказа).
Развитие речи осуществляется в значительной степени на произведениях художественной литературы, что
способствует обогащению речи детей, расширению их словарного запаса, их духовно-нравственному и
эстетическому развитию, подготавливает к адекватному восприятию литературных произведений в курсе
«Литературное чтение» в начальной школе и курса «Литература» в основной школе, стимулирует развитие
читательского интереса, воспитывает читателя, что является одной из актуальных задач современной школы.
При подготовке к освоению родного языка дети знакомятся с помощью взрослых с рассказами, сказками,
сюжетными и предметными иллюстрациями, учатся отвечать на вопросы и задавать вопросы по содержанию
прочитанных текстов, пересказывают прочитанное, выразительно читают выученные наизусть стихотворения,
составляют по иллюстрациям загадки, сказки, рассказы.
В процессе знакомства с художественными произведениями и работы с ними осуществляется интеллектуальное и
нравственно-эстетическое воспитание детей, развитие их эмоциональной отзывчивости на явления окружающей
жизни. Они овладевают диалогической и монологической речью, учатся говорить выразительно, без напряжения,
не торопясь, отчетливо произнося каждое слово.
Целью подготовки к обучению чтению является создание условий для осмысленного и осознанного чтения,
воспитания эстетически развитого и эмоционального читателя.
В процессе чтения (слушания) произведений устного народного творчества и литературных произведений
происходит интенсивное многостороннее развитие ребенка: интеллектуальное, нравственное, эмоциональное,
эстетическое, речевое; у детей формируется стабильное внимание к слову в художественном тексте (что является
основой работы по изучению литературы в начальной и основной школе), умение воспринимать слово как
основной элемент художественного произведения.

При подготовке к обучению чтению формируется готовность связно говорить на определенные темы, осознавать
на элементарном уровне, что такое речь, каково ее назначение и особенности.
Ведется работа по коррекции и развитию фонематического слуха, по выработке отчетливого и ясного
произношения звуков, слогов, слов. Значительное время отводится работе над звуковым анализом слов, вводятся
понятия «гласные звуки» и «согласные звуки», которые фиксируются с помощью различных фишек.
Если в основе подготовки к обучению чтению и работы над совершенствованием устной речи лежат слуховые
ощущения, то при подготовке к обучению письму преобладают технические действия.
Подготовка к обучению письму — процесс довольно сложный, так как, кроме развитых слуховых ощущений, у
ребенка должен быть хорошо подготовлен двигательный аппарат, особенно мелкая мускулатура руки; развиты
координация движений, тонкая моторика и такие процессы, как восприятие пространства, внимание, воображение,
память, мышление.
При письме возникает проблема взаимодействия зрительных и двигательных анализаторов, так как движения глаза
и руки совершаются в пределах контура воспринимаемого предмета одновременно.
Значительная часть детей при зрительном восприятии предмета склонна ограничиваться очень беглым осмотром
экспонируемого предмета, так что складывающийся в их сознании образ носит весьма неполный характер. Это
отражается на воспроизведении образов и их элементов. Дети могут успешно зрительно опознать предмет, но
испытывают заметные затруднения при его воспроизведении. Изображение букв различной конфигурации требует
довольно высокого уровня организации двигательного аппарата руки, весьма полного и детализированного
изображения.
Поэтому программа предлагает тщательно продуманную систему упражнений для подготовки к письму.
Таким образом, программа «По дороге к Азбуке» решает задачи подготовки детей к обучению чтению, письму и
совершенствует их речь. Обучение строится на игровой деятельности и носит практический характер.
Особое значение при подготовке детей к обучению родному языку приобретают речевые игры, конструирование,
работа по формированию тонкой моторики и развитию координации движений. Речевые игры развивают
мышление, речь, внимание, воображение. Это, например, игры «Подскажи словечко», «Составь слово», «Угадай
слово», «Составь загадку», «Продолжи сказку», «Продолжи рассказ», «Повтори быстро и правильно», «Расскажи
об игрушке (цвет, форма, размер)», «Назови звук», «Подбери слова на заданный звук», «Угадай слово» и др.
Конструирование помогает детям осознанно подготовиться к обучению письму и развивает их аналитические
способности. Работа по конструированию проходит с помощью различных объектов: фигур, элементов печатных
букв, из которых дети конструируют предметы различной конфигурации, печатные буквы, составляют узоры,
украшения.
Предваряющее ориентировочное действие помогает сформировать тонкую моторику, развивает координацию
движений, готовит детей к восприятию форм букв. Оно включает в себя обведение контура предмета, обведение
общих элементов в предметах, штриховку предметов, дорисовывание недостающих элементов предметов,
вписывание предметов в ограниченное пространство, пальчиковую гимнастику и др.
Развитие и совершенствование устной речи. Расширять и активизировать словарный запас детей: обогащать
словарь ребенка словами, обозначающими действия, признаки предметов (точные названия качеств
неодушевленных предметов — материал, форма, цвет, размер — и одушевленных — человек: свойства характера,
признаки внешности, поведения), словами с прямым и переносным значением, уменьшительно-ласкательными
суффиксами; обращать внимание детей на обобщающие слова, стимулировать их правильное употребление в
собственной речи; находить в литературном произведении, прочитанном воспитателем (стихотворении, сказке,
рассказе) слова, с помощью которых автор точно, метко, образно и выразительно описывает человека, природу, и
употреблять их в собственной речи.
Развивать у детей стабильное внимание и интерес к слову, осознание роли слова в тексте фольклорных и
литературных произведений. Разучивать произведения наизусть. Учить задавать вопросы, составлять вопросы к
тексту, картине, строить краткие сообщения. Развивать умения и навыки связной монологической и диалогической
речи. Обучать связно, логично и последовательно излагать содержание услышанного (сказок, рассказов) с опорой
на иллюстрации, по вопросам воспитателя (рассказ об интересном событии из своей жизни, о наиболее ярких
впечатлениях, рассказ по картине, создание рассказов, сказок, стихов, загадок и др.). При этом главное — развитие
у детей интереса к самостоятельному словесному творчеству. Формировать у детей уже на подготовительном
этапе умение замечать и исправлять в своей речи и речи своих товарищей речевые ошибки.
Пробуждать желание детей общаться, вызывать интерес к речи окружающих и своей собственной и на этой основе
начинать формирование элементарных навыков культуры речи, правильного речевого поведения, умения слушать,
а также высказываться на близкие темы.
Календарно-тематическое планирование
«По дороге к Азбуке»
№ п/п
1.
2.
3.

Наименование раздела
Чему учат в школе?
Буквы и звуки
Литературная страна

Количество часов
2
11
4

Итого:
№

дата

1.
2.

19.10.
26.10.

1.

09.11.

2.

16.11.

3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.

23.11.
30.11.
07.12.
14.12.
21.12.
18.01.
25.01.
01.02.
08.02.

1.
2.
3.
4.

15.02.
01.03.
15.03.
22.03

17 часов

Тема занятия
Чему учат в школе
Итак, мы начинаем…Чему учат в школе?
Про звонок и про урок. Семицветная дуга
Буквы и звуки
Развитие связной речи. Рассказ по картинке
Понятие предложения.
Схема предложения. Составление предложений по схеме.
Слог. Деление слов на слоги.
Ударение. Ударный и безударный слоги.
Рисуем бусы. Развиваем фонематический слух.
Знакомимся со звуками и буквами. Гласные и согласные буквы и звуки. Графомоторика.
Знакомимся со звуками и буквами. Гласные и согласные буквы и звуки. Графомоторика.
Знакомимся со звуками и буквами. Гласные и согласные буквы и звуки. Графомоторика.
Знакомимся со звуками и буквами. Гласные и согласные буквы и звуки. Графомоторика.
Знакомимся со звуками и буквами. Гласные и согласные буквы и звуки. Графомоторика.
Знакомимся со звуками и буквами. Гласные и согласные буквы и звуки. Графомоторика.
Литературная страна
Дни недели. Слушаем сказку. Развиваем мелкую моторику.
И снова сказка. Развиваем воображение и фантазию.
Трудные задания от Василисы Премудрой. Развиваем воображение и фантазию.
Развиваем речь. Качества характера.

Планируемые результаты
 ориентироваться в ситуациях, соответствующих различным сферам общения;
 знать и употреблять вежливые слова (начало и завершение общения);
 знать устойчивые формулы речевого этикета — приветствие, прощание, благодарность, просьба;
 осознавать, что в различных ситуациях говорить можно по-разному: громко — тихо,
 быстро — медленно, весело — грустно и т. д.;
 артикулировать звуки русской речи, понимать, что правильная артикуляция, хорошая
 дикция способствуют эффективному общению;
 оценивать звучание своего голоса с точки зрения произношения, темпа, громкости;
 обращаться к собеседнику тогда, когда это уместно, отвечать на обращение;
 использовать соответствующие ситуации, темп, громкость;
 следовать принятым в обществе правилам поведения при разговоре:
 смотреть на собеседника, не перебивать говорящего, использовать мимику и жесты, не мешающие, а
помогающие собеседнику понять сказанное и т. д.;
 сообщать определенную информацию, договариваться о совместной деятельности;
 соблюдать культуру слушания: вежливое слушание, внимательное слушание;
 правильно произносить все звуки;
 отчетливо и ясно произносить слова;
 выделять из слов звуки;
 находить слова с определенным звуком;
 определять место звука в слове;
 соблюдать орфоэпические нормы произношения;
 составлять предложения по опорным словам, по заданной теме;
 составлять рассказы, сказки по картине, по серии картин;
 пересказывать сказку, рассказ (небольшие по содержанию) по опорным иллюстрациям;
 соблюдать элементарные гигиенические правила;
 ориентироваться на странице тетради.
Дошкольники должны знать:
Отличие буквы от звука.
Конфигурацию печатных букв.
Назначение прописной и строчной буквы
Отличие прописных букв от печатных.
Дошкольники должны уметь:

Ориентироваться на странице тетради
Перемещать пишущую руку снизу вдоль строки, слева направо, справа налево и т.д.
Печатать буквы
Отличать заглавные и строчные буквы.
Рабочая программа «Занимательная математика»
Рабочая программа по математике для дошкольников разработана на основе программы Н. А. Федосовой
«Преемственность. Подготовка детей к школе», авторской программы С.И. Волковой «Математические
ступеньки», утверждённой МО РФ в соответствии с требованиями Федерального государственного
образовательного стандарта начального образования.
Для реализации программного содержания используются:
 Волкова С.И. Математические ступеньки: Учебное пособие для подготовки детей к школе. - М.: Просвещение
 Н. А. Федосова. Программа «Преемственность. Подготовка детей к школе». - М.: Просвещение
В основу отбора математического содержания, его структурирования и разработки форм представления материала
для математической подготовки детей к школе положен принцип ориентации на первостепенное значение общего
развития ребенка, включающего в себя его сенсорное и интеллектуальное развитие, с использованием
возможностей и особенностей математики.
Научить детей в период подготовки к школе счету и измерениям, чтобы подвести их к понятию числа, остается
одной из важнейших задач.
Но столь же важной и значимой является и задача целенаправленного и систематического развития
познавательных способностей, которая осуществляется через развитие у детей познавательных процессов:
восприятия, воображения, памяти, мышления и, конечно, внимания.
В математическом содержании подготовительного периода объединены три основные линии: арифметическая
(числа от 0 до 10, цифра и число, основные свойства чисел натурального ряда и др.), геометрическая (прообразы
геометрических фигур в окружающей действительности, форма, размер, расположение на плоскости и в
пространстве простейших геометрических фигур, изготовление их моделей из бумаги и др.) и содержательнологическая, построенная в основном на математическом материале двух первых линий и обеспечивающая условия
для развития внимания, восприятия, воображения, памяти, мышления у детей.
Среди методов, используемых в период подготовки детей к школе по математике, в качестве основных
предлагаются практические методы, метод дидактических игр, метод моделирования.
Содержание программы
Сравнение предметов (фигур), групп предметов по форме (круглый, не круглый, треугольный, прямоугольный,
квадратный и др.); по размеру (длинный, короткий; узкий, широкий; высокий, низкий; длиннее, короче, такой же и
др.); по расположению на плоскости и в пространстве (справа, слева, в центре, внизу, вверху, правее, левее, выше,
ниже, внутри фигуры, вне фигуры и др.); по цвету, по материалу, из которого изготовлены предметы, по
назначению и др.
Числа от 0 до 10. Счет предметов. Устная нумерация чисел: названия, последовательность и обозначение чисел от
0 до 10. Цифра и число. Чтение чисел. Сравнение чисел первого десятка. Основные характеристики
последовательности чисел натурального ряда: наличие первого элемента, связь предыдущего и последующего
элементов, возможность продолжить последовательность дальше, на каком бы месте мы ни остановились.
Простые геометрические фигуры: треугольник, прямоугольник (квадрат), круг.
Содержательно-логические задания на развитие:
 внимания: простейшие лабиринты, игры «Веселый счет», «Сравни рисунки», «Найди общие элементы» и др.;
 воображения: деление фигур на части, составление фигур из частей, составление фигур из моделей отрезков по
заданным свойствам, преобразование одной фигуры в другую и др.;
 памяти: зрительные и слуховые диктанты с использованием арифметического и геометрического материала;
 мышления: выделение существенных признаков, выявление закономерностей и их использование для
выполнения задания, проведение анализа, синтеза, сравнения, построение простых рассуждений и др.
Календарно-тематическое планирование
«Занимательная математика»
№ п/п
1.
2.

Наименование раздела
Пространственные и временные представления.
Подготовка к изучению числа.
Числа от 1 до 10.

Количество часов
7
Итого:

№
1.

10
17 часов

дата
Тема занятия
Пространственные и временные представления. Подготовка к изучению числа.
19.10. Уточнение пространственных представлений (вверху, внизу, между, слева, справа)

2.

26.10.

3.

09.11.

4.
5.
6.
7.

16.11.
23.11.
30.11.
07.12.

1.
2.
3.
4.

14.12.
21.12.
18.01.
25.01.

5.

01.02.

6.

08.02.

7.
8.
9.
10.

15.02.
01.03.
15.03.
22.03

Признаки предметов.
Сравнение предметов по размеру: большой – маленький, больше – меньше.
Признаки предметов.
Сравнение предметов по размеру: высокий – низкий, выше – ниже.
Ориентация на плоскости: слева, справа.
Длина. Длиннее – короче.
Круг. Многоугольники: треугольник, четырехугольник.
Прямоугольник, квадрат.
Числа от 1 до 10. Сложение и вычитание чисел.
Число и цифра 1. Понятия «один – много».
Число и цифра 2. Понятие «пара».
Число и цифра 3. Состав числа 3.
Число и цифра 4. Состав числа 4. Понятие «равенство». Знак «=».
Число и цифра 5. Состав числа 5.
Действие «сложение». Конкретный смысл действия «сложение».
Знак действия «сложения» +.
Число и цифра 6. Состав числа 6.
Действие «вычитание». Конкретный смысл действия «вычитание».
Знак действия «вычитания» -.
Число и цифра 7. Состав числа 7. Геометрические фигуры.
Число и цифра 8. Состав числа 8.
Число и цифра 0.
Число 10. Особенности записи числа 10.

Планируемые результаты:
 знать различие между цифрой и однозначным числом; названия однозначных чисел, уметь считать до 10 и в
обратном порядке, определять, где предметов больше (меньше), определять число предметов заданной
совокупности и устно обозначать результат числом;
 знать название основных геометрических фигур (треугольник, прямоугольник, круг), различать их, находить
их прообразы в окружающей действительности;
 проводить простейшие логические рассуждения и простейшие мыслительные операции (сравнивать объекты,
указывая сходство и различие, проводить классификацию предметов по заданным признакам, выявлять
несложные закономерности и использовать их для выполнения заданий и др.).
Дошкольники получат представление о:
 составе чисел первого десятка;
 как получить каждое число первого десятка (прибавить или отнять 1);
 цифры 0-9, знаки +,-,=;
 названии текущего месяца, последовательности дней недели;
 монеты достоинством 1, 5, 10, 50 копеек, 1, 2, 5, 10 рублей.
Дошкольники научатся:
 называть числа в прямом и обратном порядке в пределах 10;
 соотносить цифру с числом предметов;
 пользоваться арифметическими знаками действий;
 составлять и решать задачи в одно действие на сложение и вычитание;
 измерять длину предметов с помощью условной меры;
 составлять из нескольких треугольников (четырехугольников) фигуры большего размера;
 делить круг, квадрат на 2 и 4 равные части;
 ориентироваться на листке клетчатой бумаги.
 проводить наблюдения;
 сравнивать, выделять указанные и новые свойства объекта, его существенные и несущественные
характеристики;
 понимать относительность свойств объекта;
 делать выводы по результатам наблюдений, проверять их истинность;
 уметь использовать полученные выводы для дальнейшей работы.
Рабочая программа «Зелёная тропинка»
Рабочая программа для дошкольников разработана на основе программы А.А. Плешакова «Зелёная тропинка»,
Учебное пособие для подготовки детей к школе. - М.: Просвещение, утверждённой МО РФ в соответствии с
требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального образования.

Программа «Зелёная тропинка» нацелена на развитие детей, формирование у них заинтересованного и бережного
отношения к природному окружению. Данный курс представляет собой первый для малышей опыт
систематизации и научной коррекции накопленных ими в дошкольном возрасте разнообразных природоведческих
представлений. Вместе с тем это и первый опыт последовательного приобщения ребенка к свойственным
естественнонаучным дисциплинам методом познания, следуя которым нужно как можно больше увидеть своими
глазами, сделать своими руками. Сказанное определяет отбор содержания курса и характер деятельности детей на
занятиях. Содержание программы строится как синтез различных составляющих естественно-научного и
экологического знания с включением доступных элементарных сведений из области астрономии, физики,
биологии, экологии. При этом создается достаточно целостная первоначальная картина мира, которая становится
фундаментом для развертывания соответствующего учебного курса в начальной школе. В основу подготовки
малышей к обучению положены непосредственные наблюдения в природе, действия с предметами,
осуществляемые в естественной для детей данного возраста занимательной, игровой форме. Эта деятельность
дополняется рисованием, раскрашиванием, вырезанием фигур, лепкой и т. д. При этом большое внимание
уделяется формированию таких важных умений, как умение выделять свойства предметов (форма, цвет, размеры),
находить их общие и отличительные признаки, фиксировать состояние предмета и его смену (явление). Таким
образом осуществляется накопление фактических знаний и опыта познавательной деятельности, необходимое для
успешного освоения программы начальной школы.
Программа «Зелёная тропинка» нацелен на развитие у детей универсальных предпосылок учебной деятельности,
познавательных процессов и интеллектуальных способностей.
В основу подготовки детей к обучению положена познавательно-исследовательская деятельность. Основное
внимание уделяется формированию универсальных предпосылок учебной деятельности - умении работать по
правилу, слушать взрослого, развитию творческих способностей детей, логическим действиям.
Цель программы: Развитие у детей универсальных предпосылок учебной деятельности, познавательных интересов
и интеллектуальных способностей, формирование основ безопасности жизнедеятельности и экологического
сознания.
Задачи программы:
 Развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации;
 Формирование познавательных действий, становление сознания;
 Формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и
отношениях окружающего мира, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы.
Программа «Зелёная тропинка» является развивающей, в процессе её реализации у воспитанника формируются
универсальные предпосылки учебных действий (УУД) с учётом предметного содержания:
Личностные – умение соотносить поступки, события с принятыми этическими принципами, знание моральных
норм и умение выделить нравственный аспект поведения.
Регулятивные – осуществление действия по образцу и заданному правилу; сохранение заданной цели; умение
видеть указанную ошибку и исправлять её по указанию взрослого; осуществлять контроль своей деятельности по
результату; умение адекватно понимать оценку взрослого и сверстника.
Познавательные – знаково-символическое моделирование и преобразование объектов; анализ объектов с целью
выделения признаков; анализ объектов; сравнение и сопоставление; выделение общего и различного;
осуществление классификации.
Коммуникативные – овладение определёнными вербальными и невербальными средствами общения;
эмоционально позитивное отношение к процессу сотрудничества со взрослыми и сверстниками; ориентация на
партнёра по общению; умение слушать собеседника; задавать вопросы.
Данная программа основывается на развитии накопленных в дошкольном возрасте представлений о природе. В
основу подготовки положены непосредственные наблюдения, действия с предметами, элементарными
эксперименты, которые проводятся в естественной для детей данного возраста занимательной, игровой форме.
Содержание программы
Наша страна. Наш флаг. Наш герб. Наша столица.
Главные символы (гимн, флаг, герб). Государственная символика российского государства, их историческом
происхождении.
Живая и неживая природа осенью.
Изменения, которые происходят осенью в живой и неживой природе, приметы осени. Как разные животные
осенью готовятся к наступлению зимы.
Живая и неживая природа зимой.
Явления природы, которые характерны для зимы. Что происходит с живой и неживой природой с наступлением
зимы.
Живая и неживая природа весной.
Характерные признаки весны в живой и неживой природе. Изменения в жизни растений и животных весной.
Звёзды, Солнце и Луна. Откуда взялась радуга?
Наблюдение звёздного неба, выделение отдельных созвездий. Солнце и его роль для жизни на земле. Наблюдение
Луны на небе. Моделирование расположения Солнца, Земли и Луны относительно друг друга. Радуга-украшение
мира.
Удивительное в природе.

Наблюдение объектов и явлений на экскурсии, прогулке. Ознакомление с живой и неживой природой. Игровые,
познавательные и творческие задания, подвижные игры.
Календарно-тематическое планирование
«Зелёная тропинка»
№
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.

дата
19.10.
26.10.
09.11.
16.11.
23.11.
30.11.
07.12.
14.12.
21.12.
18.01.
25.01.
01.02.
08.02.
15.02.
01.03.
15.03.
22.03

Тема занятия
Расскажи о себе. Школа. Соберём портфель
Моя семья
Природа (живая и неживая) осенью
Наша страна
Город, в котором я живу
Части суток
Режим дня. Школьное время
Звёзды, солнце и луна
Откуда взялась радуга
Природа (живая и неживая) зимой
Дикие животные
Домашние животные
Растения
Красная книга
Природа (живая и неживая) весной
Окружающий мир и наша безопасность
Удивительное в природе

Планируемые результаты
 владеть универсальными предпосылками учебной деятельности;
 применять усвоенные знания и способы деятельности для решения новых познавательных задач;
 проявлять осторожное и осмотрительное отношение к потенциально опасным для человека ситуациям,
соблюдать элементарные правила безопасности дорожного движения и безопасного поведения в мире
природы;
 проявлять заинтересованное и бережное отношение к природному окружению, соблюдать простейшие правила
поведения в природе.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программы
Программа «Школа будущего первоклассника» нацелена на подготовку старшего дошкольника к достижению
следующих личностных, метапредметных (регулятивных, познавательных, коммуникативных) и предметных
результатов.
Личностными результатами предшкольной подготовки является формирование следующих умений:
- определять и высказывать под руководством учителя самые простые общие для всех правила поведения
(этические нормы);
- в предложенных учителем ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила
поведения, делать выбор, как поступить (при поддержке учителя);
- при поддержке учителя и окружающих давать оценку своим поступкам и поступкам других людей;
- понимать, что оценка его поступков и мотивов определяется не столько его собственным отношением к самому
себе (Я «хороший»), но прежде всего тем, как его поступки выглядят в глазах окружающих людей;
- выражать свои эмоции, соблюдая этические нормы;
- понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
- высказывать свое отношение к героям литературных произведений, их поступкам;
- объяснять, хочет идти в школу или нет, и почему.
Сформированность положительной мотивации к учебной деятельности: «Я хочу учиться!» - самый желаемый
планируемый личностный результат.
Метапредметными результатами предшкольной подготовки является формирование следующих универсальных
учебных действий (далее по тексту УУД): регулятивных, познавательных, коммуникативных.
Регулятивные УУД:
- учиться определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью учителя;
- учиться работать по предложенному учителем плану;
- учиться проговаривать последовательность действий на занятии;

- учиться высказывать свое предположение (версию) на основе работы с материалом (иллюстрациями) учебного
пособия;
- учиться отличать верно выполненное задание от неверного;
- учиться совместно с учителем и другими ребятами давать эмоциональную оценку своей деятельности на занятии
и деятельности всего класса;
- учиться оценивать результаты своей работы.
Познавательные УУД:
- учиться ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного;
- учиться ориентироваться в учебном пособии (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях);
- учиться находить ответы на вопросы в иллюстрациях;
- сравнивать и группировать различные объекты (числа, геометрические фигуры, предметные картинки);
- классифицировать и обобщать на основе жизненного опыта;
- учиться делать выводы в результате совместной работы с учителем;
- учиться преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять математические рассказы на основе
предметных рисунков и простейших моделей, заменять слово, предложение схемой).
Коммуникативные УУД:
- называть свои фамилию, имя, домашний адрес;
- слушать и понимать речь других;
- учиться ориентироваться на позицию других людей, отличную от собственной, уважать иную точку зрения;
- учиться оформлять свои мысли в устной форме;
- строить понятные для партнера высказывания;
- уметь задавать вопросы, чтобы с их помощью получать необходимые сведения от партнера по деятельности;
- совместно с учителем договариваться с другими ребятами о правилах поведения и общения и учиться следовать
им;
- сохранять доброжелательное отношение друг к другу не только в случае общей заинтересованности, но и в
нередко возникающих на практике ситуациях конфликтов интересов;
- учиться выполнять различные роли при совместной работе.
Предметными результатами предшкольной подготовки является формирование следующих умений.
Совершенствование и развитие устной речи и подготовка к обучению чтению и письму:
- отвечать на вопросы учителя по содержанию услышанного произведения;
- задавать свои вопросы по содержанию услышанного литературного произведения;
- рассказывать наизусть небольшое стихотворение;
- конструировать словосочетания и предложения;
- определять количество слов в предложении;
- составлять устный рассказ по картинке, серии сюжетных картинок;
- выделять отдельные звуки в словах, определять их последовательность, подбирать слова на заданную букву;
- делить слова на слоги, выделяя ударный слог;
- различать звуки и буквы;
- узнавать и различать буквы русского алфавита;
- правильно держать ручку и карандаш;
- аккуратно выполнять штриховку, раскрашивание, обведение по контуру.
Введение в математику:
- продолжать заданную закономерность;
- называть числа от 1 до 10 в прямом и обратном порядке;
- вести счет предметов в пределах 10;
- соотносить число предметов и цифру;
- сравнивать группы предметов с помощью составления пар;
- составлять математические рассказы и отвечать на поставленные учителем вопросы: Сколько было? Сколько
стало? Сколько осталось?;
- классифицировать объекты по форме, цвету, размеру, общему названию;
- устанавливать пространственно-временные отношения с помощью слов: слева – направо, вверху – внизу, впереди
– сзади, близко – далеко, выше – ниже, раньше – позже, вчера – сегодня – завтра;
- распознавать известные геометрические фигуры (треугольник, круг, квадрат, прямоугольник) среди
предложенных и среди объектов окружающей действительности;
- обводить заданные геометрические фигуры на листе бумаги в клетку и изображать простейшие фигуры «от
руки»;

- ориентироваться в пространстве с использованием себя или выбранного объекта в качестве точки отсчета, а
также на листе бумаги.
К старшему дошкольному возрасту (6,5 лет) определяющей для готовности детей к школе является
сформированность «базиса личностной культуры». Основной характеристикой базиса личностной культуры
ребенка дошкольного возраста является компетентность, которая включает в себя коммуникативную, социальную,
интеллектуальную и компетентность в плане физического развития.
Коммуникативная компетентность проявляется в свободном выражении ребенком своих желаний, намерений с
помощью речевых и неречевых средств. Ребенок умеет слушать другого и согласовывать с ним свои действия.
Социальная компетентность позволяет дошкольнику понимать разный характер отношения к нему окружающих
взрослых и сверстников, выбирать линию поведения, соответствующую ситуации. Ребенок умеет попросить о
помощи и оказать ее, учитывает желания других людей, может сдерживать себя, высказывать просьбы, пожелания,
несогласие в социально приемлемой форме.
Интеллектуальная компетентность характеризуется способностью ребенка к практическому и умственному
экспериментированию, знаковому опосредованию и символическому моделированию, речевому планированию,
логическим операциям (сравнение, анализ, обобщение). Ребенок проявляет осведомленность в разных сферах
деятельности людей, имеет представление о некоторых природных явлениях и закономерностях, знакомится с
универсальными знаковыми системами – алфавитом, цифрами.
Компетентность в плане физического развития выражается в том, что ребенок имеет представление о своем
физическом облике и здоровье, владеет своим телом, различными видами движений. Испытывая недомогание,
может сообщить о нем. Владеет культурно-гигиеническими навыками и понимает необходимость их применения.
Особое значение в личностной готовности ребенка к школе имеет мотивационный план, т. е. «внутренняя
позиция школьника», которая выражается в стремлении ребенка выполнять общественно значимую и
оцениваемую деятельность (учебную). Мотивационная готовность старшего дошкольника к обучению в
школе находит свое выражение в:
 наличии четких представлений о школе и формах школьного поведения;
 заинтересованном отношении к учению и учебной деятельности;
 наличии социальных мотивов и умении подчиняться школьным требованиям.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».